Актуальные проблемы современной науки, № 2, 2011 Махова А.К., аспирант Московского педагогического государственного университета СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются особенности создания личностно ориентированной диагностической программы по изучению сформированности структуры представлений о социальных отношениях детей с задержкой психического развития (ЗПР). <...> Основное внимание уделено организации и технологии исследования социальным отношениям у детей старшего дошкольного возраста. <...> На сегодняшний день специальная педагогика и психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.) <...> . Вместе с тем клинические и психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что у таких детей также замедлен и темп формирования систем социальных отношений, представлений и знаний. <...> Социальные отношения – это совокупность процессов социализации и индивидуализации, которая обеспечивает основу общения и взаимодействия, и без них дети не могут понять себя и других, ориентироваться в группе сверстников. <...> Вместе с тем, социальные отношения являются неотъемлемым компонентом познавательной действительности ребенка. <...> То есть их формирование неразрывно связаны с познавательным и социально-личностным развитием ребёнка. <...> Немногочисленные клинические и психолого-педагогические работы (Л.С. Выготский, И.И. Данюшевский, Г.М. Дульнев и др.) показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают определенной зрелости по сравнению с нормой в формировании социальных отношений, а именно: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных представлений, у них не сформированные необходимые <...>