Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Немецкие книги» АОАА как исторический источник (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШнайдер Владимир Геннадьевич
ИздательствоРИЦ АГПУ
Страниц79
ID249974
АннотацияРабота подготовлена на основании метрических книг протестантской (лютеранской) церкви Армавира конца XIX – начала ХХ вв. Нами рассмотрены отдельные аспекты истории немецкой общины Армавира на протяжении двух десятилетий (1890-е и 1900-е гг.).
Кому рекомендованоКнига ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся как историко-краеведческой проблематикой, так и некоторыми узкоспециальными вопросами источниковедческого характера.
УДК63.3.(0)
ББК9
Шнайдер, В. Г. «Немецкие книги» АОАА как исторический источник / В. Г. Шнайдер .— Армавир : РИЦ АГПУ, 2004 .— 79 с. — URL: https://rucont.ru/efd/249974 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Г. ШНАЙДЕР «НЕМЕЦКИЕ КНИГИ» АОАА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК АРМАВИР, 2004 2 9 63.3. <...> Работа подготовлена на основании метрических книг протестантской (лютеранской) церкви Армавира конца XIX – начала ХХ вв. <...> «Немецкие книги» как источник по социальной и повседневной истории ………………………………………………. <...> Драматичная история немцев в России (СССР) прошлого века хорошо известна. <...> Но, на мой взгляд, не становится менее важной и значимой история немцев в России и до того периода, когда в восприятии многих наших соотечественников их привычный образ (пунктуальные, трудолюбивые, чистоплотные и т.п.) на время уступил место причудливому синонимическому ряду, включающему в себя этнокультурную принадлежность, известную праворадикальную идеологию и уменьшительное имя от Фридрих. <...> Вот такие горькие мысли и останавливали меня прежде от того, чтобы писать об истории немцев в России, затрагивая пусть даже её самые незначительные аспекты. <...> Речь идёт о метрических книгах протестантской (лютеранской) церкви конца ХIХ – начала ХХ вв., хранящихся в Архивном отделе администрации г. Армавира. <...> Работая над этой темой, мне хотелось, чтобы оставшиеся потомки немецких поселенцев Армавира, прибывших сюда на рубеже ХIХ и ХХ вв., знали в самых общих чертах историю своих предков. <...> А между тем, С.Н. Ктиторов в своей монографии по истории Армавира в досоветский период ставит немцев по численности на третье место в селении (к 1910 г.) после русских и армян, а среди других немецких общин Северного Кавказа считает крупнейшей (13, С. <...> Я попытался восстановить одну из ветвей своего генеалогического древа, а именно генеалогическую линию семьи Шнайдер. <...> В архивном отделе администрации города Армавира в прекрасном состоянии сохранились книги регистрации актов рождения, бракосочетания и смерти немецких поселенцев Армавира и близлежащих колоний. <...> Хронологический отрезок жизни немецких поселенцев, нашедший в них своё отражение, охватывает период с 1889 <...>
«Немецкие_книги»_АОАА_как_исторический_источник.pdf
2 9 63.3. (0) Ш-76 Шнайдер В.Г. «Немецкие книги» АОАА как исторический источник. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2004. – 88 с. Работа подготовлена на основании метрических книг протестантской (лютеранской) церкви Армавира конца XIX – начала ХХ вв. Нами рассмотрены отдельные аспекты истории немецкой общины Армавира на протяжении двух десятилетий (1890-е и 1900-е гг.). Книга ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся как историко-краеведческой проблематикой, так и некоторыми узкоспециальными вопросами источниковедческого характера. © Шнайдер В.Г., 2004.
Стр.2
3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………….4 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………6 ГЛАВА I. Обобщение количественных данных. Работа с таблицами……………………………………………………………...9 ГЛАВА II. «Немецкие книги» как источник по социальной и повседневной истории ……………………………………………….20 ГЛАВА III. Опыт реконструкции генеалогической линии………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Стр.3
4 ПРЕДИСЛОВИЕ Данная работа во многом исключение для меня. Исключение уже в том, что она написана от первого лица. Размышляя над формой реализации задуманного, я пришёл к выводу, что отдельные части этой брошюры не могут и не должны быть написаны с использованием безличных оборотов или множественных местоимений. В некоторых случаях это выглядело бы как излишнее обобщение, а в иных частях работы явно не соответствовало бы предмету рассмотрения. Прежде я намеренно избегал «немецкой темы» в своих научных изысканиях. И сейчас убеждён, что историк, как никакой другой учёный, должен быть настолько дистанцирован от объекта своего исследования, насколько это необходимо для того, чтобы не дать повода усомниться в его непредвзятости. Нарушив это своё правило, я (как и предполагал) не смог миновать всех тех недостатков изложения, которые нередко подстерегают историка, рискнувшего обратиться к прошлому своей семьи, общины, народа, другими словами, всего того, что часто называют «корнями». В таких условиях трудно избежать эмоциональности изложения, некоторой публицистичности стиля. Надо признаться, что не удалось это и мне. Но я самонадеянно полагаю, что и это тоже исключение. Драматичная история немцев в России (СССР) прошлого века хорошо известна. Существенные изменения в стереотипах их восприятия у нас в стране, да и во всём мире, произошли в результате Первой и особенно Второй мировых войн. В купе с противоречивой политикой советской власти в отношении немцев СССР (особенно в вопросе восстановления автономии), эти обстоятельства порождали у них чувство собственной социальной и политической второсортности. Процессы демократизации российского общества, одним из результатов которых стал массовый выезд немцев в Германию, практически, довершили начатый в советский период процесс уничтожения крупной этнокультурной группы – российских немцев. Сегодня, я думаю, в России уже почти не осталось
Стр.4
5 немецких семей, где процесс этнической и социокультурной ассимиляции существенно не затронул бы основ мировоззренческой модели их членов. Проблема немцев в России решена. Похоже, что их история здесь подходит к концу, а сфера практической значимости исследований на эту тему год от года сужается. Безусловно, советский период истории стал для этой этнокультурной группы самым трагическим, если не сказать роковым. Но, на мой взгляд, не становится менее важной и значимой история немцев в России и до того периода, когда в восприятии многих наших соотечественников их привычный образ (пунктуальные, трудолюбивые, чистоплотные и т.п.) на время уступил место причудливому синонимическому ряду, включающему в себя этнокультурную принадлежность, известную праворадикальную идеологию и уменьшительное имя от Фридрих. Вот такие горькие мысли и останавливали меня прежде от того, чтобы писать об истории немцев в России, затрагивая пусть даже её самые незначительные аспекты. Не без оснований я полагал, что такой настрой не может не отразиться на ходе исследования и степени субъективизма выводов, о сколь отдалённых во времени от советского периода событиях не шла бы речь. Но пришло время, когда, с одной стороны, волей случая, с другой, в результате стремления проследить историю своей семьи, я не смог преодолеть искушения поработать и проработать интереснейшие источники, лежащие буквально под рукой. Речь идёт о метрических книгах протестантской (лютеранской) церкви конца ХIХ – начала ХХ вв., хранящихся в Архивном отделе администрации г. Армавира. Работая над этой темой, мне хотелось, чтобы оставшиеся потомки немецких поселенцев Армавира, прибывших сюда на рубеже ХIХ и ХХ вв., знали в самых общих чертах историю своих предков. Я хотел, чтобы прозвучали имена простых людей, проживших самую обычную жизнь, и нередко оставлявших после себя лишь краткое упоминание в книгах записей о рождении, браке или смерти. Многое в ходе работы я открывал для себя впервые. Я допускаю, что в тексте могут быть некоторые неточности и шероховатости. Прошу не судить строго этот скромный труд.
Стр.5