Архипов ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2006 УДК 796 : 159.9(075.8) ББК 75я73 А 87 Рецензенты: С. С. Коровин, доктор педагогических наук, профессор Н. В. Сократов, доктор медицинских наук, профессор Архипов, А. А. Психофизический тренинг в восстановлении психического здоровья школьников : методическое пособие / А. А. Архипов ; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. <...> ISBN 5-85859-307-0 В пособии рассматривается теория и практика внедрения в систему физкультурного образования учащихся психофизического тренинга восстановительной направленности, предполагающего целенаправленное и вариативное использование ценностей физической культуры и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности в восстановлении психического здоровья детей и подростков. <...> Основные предпосылки реализации психолого-педагогических воздействий в восстановлении психического здоровья школьников . <...> ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. <...> Научно-методическое и содержательное обеспечение психофизического тренинга восстановительной направленности. <...> Содержание психофизического тренинга в восстановлении физического компонента психического здоровья учащихся. <...> Содержание психофизического тренинга в восстановлении психоэмоционального компонента психического здоровья школьников. <...> Внушения с образно-волевыми настроями и мысленными представлениями…………. <...> Вербальные гетеровоздействия правополушарной образной направленности в сочетании с музыкальной терапией…………………………………………………………………………………. <...> Содержание психофизического тренинга в восстановлении вегетативного компонента психического здоровья учащихся. <...> 78 3 Введение В настоящее время в образовательной практике учащейся молодежи отмечается резкое ухудшение здоровья детей <...>
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ_ТРЕНИНГ_В_ВОССТАНОВЛЕНИИ_ПСИХИЧЕСКОГО_ЗДОРОВЬЯ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
УДК 796 : 159.9(075.8)
ББК 75я73
А 87
Рецензенты:
С. С. Коровин, доктор педагогических наук, профессор
Н. В. Сократов, доктор медицинских наук, профессор
Архипов, А. А.
Психофизический тренинг в восстановлении психического здоровья
школьников : методическое пособие / А. А. Архипов ; Мин-во образования
и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 92 с.
: ил.
ISBN 5-85859-307-0
В пособии рассматривается теория и практика внедрения в систему
физкультурного образования учащихся психофизического тренинга восстановительной
направленности, предполагающего целенаправленное и
вариативное использование ценностей физической культуры и нетрадиционных
видов физкультурно-спортивной деятельности в восстановлении
психического здоровья детей и подростков. Книга адресована студентам,
аспирантам и преподавателям институтов физической культуры, учителям
физической культуры и школьным психологам.
УДК 796: 159.9(075.8)
ББК 75я73
ISBN 5-85859-307-0
© Архипов А. А., 2006 © Оформление. Издательство ОГПУ, 2006
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ.........................................................................................................................................6
1.1. Основные предпосылки реализации психолого-педагогических
воздействий в
восстановлении психического здоровья школьников .............................................................................6
1.2. Психическое здоровье школьников: понятие, структура и содержание...................................8
1.3. Функциональный потенциал физических упражнений в восстановлении психического
здоровья учащихся.....................................................................................................................................13
2. ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ.......................................................................................................................................18
2.1. Методическая модель восстановления психического здоровья школьников.........................18
2.2. Научно-методическое и содержательное обеспечение психофизического тренинга
восстановительной направленности........................................................................................................20
2.2.1. Содержание психофизического тренинга в восстановлении физического компонента
психического здоровья учащихся............................................................................................................24
2.2.2. Содержание психофизического тренинга в восстановлении психоэмоционального
компонента психического здоровья школьников...................................................................................40
2.3. Упражнения для тренировки двигательной памяти……………………….……………….…43
2.4. Упражнения для тренировки концентрации и устойчивости внимания…………………….45
2.4.1. Специальные физические упражнения………………………………………………………...45
2.5. Тренировка восприятия пространства……………………………..……………......................47
2.6. Тренировка восприятия временных параметров……………………………...…………….…48
2.7. Внушения с образно-волевыми настроями и мысленными представлениями…………..….49
2.7.1. Вербальные гетеровоздействия правополушарной образной направленности в сочетании с
музыкальной терапией…………………………………………………………………………………..49
2.7.2. Вербальные гетеровоздействия с элементами аутогенной тренировки…………………….50
2.7.3. Вербальные гетеровоздействия нейродинамической направленности……………………...50
2.7.4. Содержание психофизического тренинга в восстановлении вегетативного компонента
психического здоровья учащихся............................................................................................................51
Заключение...............................................................................................................................................58
Список рекомендуемой литературы....................................................................................................60
Приложение. Иллюстративный материал.............................................................................................78
3
Стр.3