А.П. Усольцев ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 1 УДК 37.013(075.8) ББК 74.00я73 У77 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14. <...> Читаем: «Выяснить условия плавания тел в жидкости, установить соотношение между плотностью тела и жидкости (или газа), необходимое для обеспечения условия плавания тел». <...> Вот Маргарита Ивановна утверждает, что за годы работы у нее выработалось соотношение 1: 1 — на подготовку одного урока у нее приходятся те же 45 минут. <...> Или, как говорит наш завуч Маргарита Ивановна, «в конспекте надо продумать весь урок — от А до Б! <...> Дальше, правда, более пространное выражение — «Устно ответить на вопросы, выучить формулу для подсчета архимедовой силы, решить 1 и 2 задачи из упражнения 32». <...> Будем бороться, как говорит Маргарита Ивановна, «за наполняемость и успеваемость». <...> 13 Юсупов тут же вопрошает: — А Нееловой-то что, даже и точку не поставите? <...> Плотников тянет руку и, не дожидаясь разрешения, с ухмылкой замечает: — А если тело из пенопласта и привязано ко дну ниткой? <...> Плотников встает, обводит взглядом потупившийся класс и великодушно предлагает: — А давайте я уж на все остальные вопросы отвечу? <...> 14 — Как это ерунду, — Плотников наивно смотрит на меня хитрыми глазами, — тут же спрашивается по-русски, от чего не зависит! <...> Другой Толя (называемый в классе не иначе, как Анатоль), сидящий на первой парте, с негодованием отбросил тетрадку и уставился на висящую над доской шкалу электромагнитных волн. <...> Анатоль похож на проигравшегося в пух и прах игрока. <...> Это могло означать только одно: Анатоль списывал с доски, а теперь ему надо все зачеркать и начинать снова. <...> Как зависит выталкивающая сила от объема тела? <...> — А теперь открыли тетради, записали число и тему «Условие плавания тел», — несколько облегченно командую я. <...> Вплывает воздушное создание — Романова Екатерина, позиционирующая себя как первая красавица <...>
Идеальный_урок.pdf
А.П. Усольцев
ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
1
Стр.1
УДК 37.013(075.8)
ББК 74.00я73
У77
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования
и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.1013
«Система естественнонаучной и технологической подготовки
молодежи к инновационной деятельности»
Усольцев А.П.
У77 Идеальный урок [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.П.
Усольцев. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 296 с.
ISBN 978-5-9765-1589-5
Учитель прокручивает в голове множество вариантов одного и того же
урока. И мы вместе с ним множество раз изучаем одну тему, но это не
скучно, а наоборот, увлекательно, потому что все происходит всякий
раз по-разному! Как в кинофильме «День сурка», где герой каждое
утро вынужден заново проживать один и тот же день. Так мы можем
увидеть и сравнить практическую реализацию разных методических
приемов и технологий обучения. Это изображение методической
«кухни» учителя, из которой выходит потом «красивое блюдо»
открытых уроков.
Книга предназначена для тех, кто желал бы узнать, в чем на самом
деле заключается работа учителя при подготовке к уроку, а так же
для тех, кто уже работает учителем.
УДК 37.013(075.8)
ББК 74.00я73
ISBN 978-5-9765-1589-5
2
© Усольцев А.П., 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................................5
ЗДРАВСТВУЙТЕ ..........................................................................................................7
ТРАДИЦИОННЫЙ ПЛОХОЙ УРОК ................................................................10
ЦЕЛИ — РЕЗУЛЬТАТЫ ...........................................................................................28
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК .....................................................................................31
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД .............................................................................47
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УРОК .........................................................................59
УРОК — ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА .......................................................................74
ЦЕЛИ — НАПРАВЛЕНИЯ ............................................................................................85
УРОК — ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА .................................................................89
УРОК ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ .................................................................106
УРОК — ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ .........................................................................123
УРОК — КОНФЕРЕНЦИЯ .......................................................................................156
УРОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ..............................................187
УРОК — ВИДЕОЭКСКУРСИЯ ...............................................................................210
УРОК — ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ .....................................................................231
КАКОЙ УРОК ЛУЧШЕ? .............................................................................................255
УРОК БУДУЩЕГО .........................................................................................................258
Краткий справочник по основным образовательным технологиям .....271
Традиционный урок .................................................................................................271
Диагностичная цель .................................................................................................272
Программированное обучение .............................................................................273
Коллективные способы обучения ........................................................................275
Технология использования опорных конспектов ..........................................277
Проектная технология ............................................................................................278
Обшие основы технологий развивающего обучения ...................................280
Теория поэтапного формирования умственных действий .........................281
Развивающее обучение, по Д.Б. Эльконину—В.В. Давыдову ...................282
3
Стр.3
Комплексное использование средств наглядности в развивающем
обучении ................................................................................................................283
Особенности методики решения физических задач при реализации
развивающего обучения ..................................................................................285
Личностно-ориентированные технологии обучения ...................................288
Литература ..................................................................................................................291
4
Стр.4
Мастер педагогического процесса... не
дает в поурочном плане изложение нового
материала. Его поурочный план — это не
содержание рассказа, а заметки о деталях
педагогического процесса на уроке,
необходимых для управления умственной
работой учеников.
В.А. Сухомлинский. Сто советов учителю
ВВЕДЕНИЕ
Сначала я был учителем физики в школе, а теперь я еще и
преподаватель педагогического вуза. Главный смысл второй
из названных профессий заключается в объяснении студентам
основ первой. И тут я сталкиваюсь с трудностями, попытка преодоления
которых и привела к написанию этой книги. Проблема
заключается в следующем: я никак не могу объяснить, в чем заключается,
а самое главное, как осуществляется процесс творения
модели своего будущего урока. И дело даже не в том, что
сложно проанализировать неуловимые моменты творчества и
озарения. До этого даже не доходит — у будущих учителей складывается
весьма устойчивое и распространенное заблуждение,
что предвидение и планирование урока заключается в составлении
конспекта, содержащего некий более понятный для учеников
пересказ учебника. И я, ограниченный временем лекции и
содержанием программы, бессилен показать, каким интересным,
творческим и даже захватывающим может быть этот процесс.
Эта книга описывает размышления учителя над будущим
уроком. Размышления не бывают логически стройными: они,
как живые люди, часто уводят нас в сторону, ныряют в воспоминания,
предаются фантазиям, вступают в споры, делают
необоснованные обобщения и некорректные сравнения. И происходит
чудо: из всего этого хаоса рождается предвидение будущего.
В отличие от предсказаний Нострадамуса, это — очень
конкретное предсказание, и оно сбывается. Иногда. И это — еще
одно чудо. Из бесконечного числа возможных вариантов буду5
Стр.5
щего учитель находит тот единственный, который воплотится в
реальности. Понятно, что идеального урока не существует, как
не бывает идеальных школьников и учителей.
Но я все же смело утверждаю, что проведенный урок — идеален,
ибо никто не сможет доказать обратное, так как осуществленто
только он один и сравнивать его не с чем!
В конце книги представлено краткое тезисное представление
образовательных технологий, часть из которых мысленно
пытался реализовать наш герой. Это позволяет увидеть «методическую
кухню» не только глазами посетителя, получившего
уже готовое «блюдо», украшенное эмоциями и неожиданностями
реального урока, а заглянуть в рецепт, отражающий алгоритм
изготовления и состав представленного кушанья. Рецепт, как
часто бывает, может не соответствовать ожиданиям — каждый
компонент по отдельности — вкусный, а готовое блюдо — редкая
гадость. А бывает, что в рецепте ничего особенного — картошка,
вода, сметана — а получается шедевр, пальчики оближешь.
Если читателю теоретический экскурс неинтересен, то его
можно и не читать, он носит дополнительный характер и интересен
только специалистам и тем, кто готовится ими стать.
6
Стр.6