ISBN 978-5-9765-1896-4 В пособии рассматривается стратегия и тактика воспитания характера детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа. <...> Выделены и проанализированы факторы нарушения их характерологического развития, описаны типичные деформации характера. <...> Практикоориентированная направленность пособия обеспечивается наличием инновационных методик мониторинга составления характерологических «портретов», характерологических проявлений у детей и подростков; программирования индивидуально-ориентированного воспитания и коррекции характерологических деформаций. <...> Пособие предназначено для студентов педагогических вузов и ссузов по специальностям «Педагогика», «Социальная педагогика» и «Социальная работа», воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов, дефектологов, работающих в детских домах, социально-реабилитационных центрах, приютах, а также всем, кто интересуется проблемами сиротства. <...> Сиротство как социальная и психологопедагогическая проблема 1.1. <...> Мониторинг проявлений черт характера у детей и подростков-сирот 3.1. <...> Особенно много 5 Сегодня в РФ сирот и социальных сирот (от 100 до 1000 чел.) выявляется в крупных городах (Красноярске, Норильске, Канске, Ачинске, Лесосибирске) и районах края (Канском, Курагинском, Каратузском, Шушенском)1. <...> В общей сложности в образовательных учреждениях интернатного типа воспитывается около 10 тыс. детей и подростков. <...> Первая задача заключается в организации системной подготовки педагогических кадров, способных обеспечить качественное образование и успешную социализацию детей-сирот в учреждениях институционального воспитания. <...> Эта задача обусловлена тем, что воспитание детей-сирот обладает рядом специфических особенностей по причине своеобразия их социального и психофизического развития, режима функционирования образовательного учреждения в условиях 1 Семья, дети и демографическая ситуация в Красноярском крае: Сборник аналитических <...>
Воспитание_характера_детей-сирот.pdf
Н.Ф. Яковлева
Воспитание характера детей-сирот
Учебное пособие
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.20051
Я47
Р е ц е н з е н т ы
член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор КГПУ им. В.П.
Астафьева
ШИЛОВА МАРИЯ ИВАНОВНА
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры социальной педагогики и
социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева
ФУРЯЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Я47
Яковлева Н.Ф
Воспитание характера детей-сирот [Электронный ресурс] : учеб. пособие. —
3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. - 364с.
ISBN 978-5-9765-1896-4
В пособии рассматривается стратегия и тактика воспитания характера
детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа. Выделены и
проанализированы факторы нарушения их характерологического развития,
описаны типичные деформации характера. Практикоориентированная
направленность пособия обеспечивается наличием инновационных методик
мониторинга характерологических проявлений у детей и подростков;
составления
характерологических
«портретов»,
программирования
индивидуально-ориентированного воспитания и коррекции характерологических
деформаций. Подробно описаны 20 специфических методов воспитания
характера дезадаптированных детей и подростков.
Пособие предназначено для студентов педагогическихвузов и ссузов по
специальностям «Педагогика», «Социальная педагогика» и «Социальная
работа», воспитателей, учителей, социальных педагогов, психологов,
дефектологов, работающих в детских домах, социально-реабилитационных
центрах, приютах, а также всем, кто интересуется проблемами сиротства.
УДК 376.1(075.8)
ББК 74.20051
SBN 978-5-9765-1896-4
©Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
Введение ………………………………………………………………5
Модуль I. Сиротство как социальная и психологопедагогическая
проблема
1.1.Актуальное состояние сиротства в РФ и в Красноярском крае:
детерминанты, структура, динамика развития………………………11
1.2.Особенности психофизического развития детей-сирот ………..65
1.3. Трудности социализации детей-сирот…………………………..88
Практикум к модулю I………………………………………………100
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю I…………………101
Рекомендуемая литературы к модулю I……………………………101
Модуль II. Характер и проблемы его формирования
2.1. Сущность, природа и структура характера……………………102
2.2. Типологии и классификации характеров детей и
подростков………………………………………………………….…119
2.3. Многофакторный анализ формирования индивидуального
характера детей-сирот……………………………………………...155
2.4. Проявления деформаций характера, типичных для детейсирот………………………………………………………………….193
Практикум
к модулю II………………………………………………………213
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю II……………………215
Рекомендуемая литературы к модулю II…………………………………217
Модуль III. Мониторинг проявлений черт характера у детей и
подростков-сирот
3.1. Критерии и показатели процесса и результата воспитания
характера детей-сирот………………………………………………219
3.2. Методика сбора информации о проявлениях
характерологических особенностей воспитанников………………234
3.3. Методика составления характерологического «портрета»
воспитанника…………………………………………………………242
3
Стр.3
Практикум к модулю III…………………………………………….247
Вопросы и задания для самоконтроля к модулю III………………248
Рекомендуемая литературы к модулю III…………………………248
Модуль IY. Стратегия и тактика воспитания характера детейсирот
в интернатном учреждении
4.1. Закономерности и принципы управления воспитанием характера
детей-сирот……………………………………………………………249
4.2. Концептуальные основания воспитания характера …………..254
4.3. Цели и задачи воспитания характера ………………………….261
4.4. Направления и содержание воспитания характера ……………262
4.5. Общепедагогические и специфические методы воспитания
характера……………………………………………………………...264
4.6.
Программирование индивидуально-ориентированного
воспитания характера ребенка-сироты……………………………..297
Практикум к модулю IY…………………………………………….311
Вопросы и задания для самоконтроля модулю IY…………………311
Рекомендуемая литературы к модулю IY…………………………315
Библиография по проблеме воспитания характера…………..316
Библиография по проблеме воспитания детей-сирот………....327
Приложение…………………………………………………………349
Стр.4