А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ РАССУЖДЕНИЮ Учебно-методическое пособие •ФЛИНТА• А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ РАССУЖДЕНИЮ Учебно-методическое пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 82.0 ББК 83 Т90 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Киселева Ирина Александровна; кандидат филологических наук, доцент Леонов Иван Сергеевич. <...> Обучение литературоведческому рассуждению [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. <...> Изложение как способ подготовки к самостоятельному рассуждению . <...> Ключевые слова как прием раскрытия темы (тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина) . <...> 86 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Основная цель пособия – сформировать у обучающихся речевые навыки в построении оригинального текста на литературоведческую тему, используя элементарные знания по основам теории литературы. <...> Для группы с более высоким языковым уровнем и с хорошим запасом базовых знаний предусмотрены задания, требующие коррекции уже имеющихся навыков в создании текста на литературоведческую тему. <...> ИЗЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАССУЖДЕНИЮ (!) Пересказывая предлагаемые вам тексты, вы можете усваивать и обогащать собственную речь определенными синтаксическими и стилистическими приемами, литературоведческой лексикой, фактическим материалом, учиться элементарным навыкам анализа текста. <...> Используя толковые и фразеологические словари, определите лексическое значение слов: бытие, пророк, аккорд, обыденный; выражения сплошь и рядом. <...> Правда жизни доступна в редкие минуты душевной ясности. <...> Но я считаю, что любая вещь на свете – чудо, торжественное богоявление, самый ничтожный предмет может быть в его сиянии. <...> Он ищет душевного покоя и не может найти. <...> Как можно использовать опыт писателя при создании текста на литературоведческую тему? <...> Меня поразило, что писатель в таком ничтожном <...>
Обучение_литературоведческому_рассуждению_(1).pdf
А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова
ОБУЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ
РАССУЖДЕНИЮ
Учебно-методическое
пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 82.0
ББК 83
Т90
Рецензенты:
кандидат филологических наук, доцент Киселева Ирина Александровна;
кандидат филологических наук, доцент Леонов Иван Сергеевич.
Научный редактор:
доктор филологических наук, профессор Якушева Галина Викторовна.
Т90
Тусичишный Н.П.
Обучение литературоведческому рассуждению [Электронный ресурс]:
учебно-методическое пособие / А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова. —
2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 87 с.
ISBN 978-5-9765-1738-7
Пособие предусматривает изучение конкретных приемов интерпретации
(истолкования) художественного текста.
Работа адресована учителям-словесникам, абитуриентам, школьникам.
УДК 82.0
ББК 83
ISBN 978-5-9765-1738-7
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
Содержание
Предисловие ................................................................................................................................... 4
Тема 1. Изложение как способ подготовки к самостоятельному рассуждению ...................... 5
Тема 2. Практические приемы создания текста рассуждения ................................................... 9
Тема 3. Структура рассуждения на литературную тему .......................................................... 16
Тема 4. Интерпретация произведения ........................................................................................ 23
Тема 5. Ключевые слова как прием раскрытия темы (тема поэта и поэзии в творчестве А.С.
Пушкина) ....................................................................................................................................... 31
Тема 6. Сравнительная характеристика ..................................................................................... 36
Тема 7. Композиция произведения, сюжет и фабула ............................................................... 43
Тема 8. Виды планов .................................................................................................................... 50
Тема 9. Анализ эпизода................................................................................................................ 53
Тема 10. Идейное содержание произведения ............................................................................ 62
Тема 11. Художественные приемы и стиль автора ................................................................... 68
Тема 12. Образ литературного героя .......................................................................................... 76
Список рекомендуемой литературы ....................................................................................... 86
3
Стр.3