В.В. Прозоров Власть и сВобода журналистики Учебное пособие 3-е издание, стереотиное Москва Издательство «ФлИнта» 2017 1 УДК 070(075.8) ББК 76.01я73 П79 Прозоров В.В. <...> П79 Власть и свобода журналистики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.В. Прозоров. <...> ISBN 978-5-9765-1071-5 Предлагаемое пособие посвящено природе власти средств массовой информации и коммуникации над громадной аудиторией и феномену свободы в журналистской работе. <...> Рассматривается генетическая связь основных разновидностей современной журналистики с тремя издревле существующими литературными родами — эпосом, лирикой и драмой. анализируются интерактивные ресурсы медийных текстов. <...> Власть и свобода: смысловые объемы этих понятий в русской культуре . <...> — Внутренняя направленность текста и объем понятия «журналистский текст». <...> Речь у нас пойдет о пользе сочетания свободы и власти в профессионально-журналистском творчестве и в его восприятии, о древней, как мир, природе властного потенциала современных СМи. откуда берется факт нас будет занимать многозначный смысл непрестанно тиражируемой, от постоянного употребления давно уже стершейся и бесконечно усталой метафоры власть СМИ. нас будет интересовать реальная ощутимость этой власти и с точки зрения производителей медиапродукции — журналистов, и с точки зрения ее вероятных получателей — читателей, зрителей, слушателей, пользователей, критиков-профессионалов, педагогов в сфере медиаобразования. <...> Подобный бифокальный взгляд на властную энергию СМи-продукта позволяет сосредоточиться на таких слабо пока отрефлексированных областях медианауки, как журналистская поэтика, журналистская критика и медиаграмотность. <...> Современные СМи по-хозяйски расположились на обширных просторах политики, экономики, культуры, общественной жизни. <...> 2 О реальном соотношении свободы и власти журналистики в России, о вероятных тревожных перспективах трансформации российских СМи, об иллюзии независимости современной <...>
Власть_и_свобода_журналистики_.pdf
В.В. Прозоров
Власть и сВобода
журналистики
Учебное пособие
4-е издание, стереотиное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2022
Стр.1
УДК 070(075.8)
ББК 76.01я73
П79
П79
Прозоров В.В.
Власть и свобода журналистики: учебное пособие /
Â.Â. Ïðîçîðîâ. — 4-å èçä., ñòåð. — Москва : ÔËÈÍÒÀ,
2022. — 240 ñ. — ISBN 978-5-9765-1071-5. — Текст :
электронный.
Предлагаемое пособие посвящено природе власти средств
массовой информации и коммуникации над громадной
аудиторией и феномену свободы в журналистской работе.
Рассматривается генетическая связь основных разновидностей
современной журналистики с тремя издревле существующими
литературными родами — эпосом, лирикой и драмой.
анализируются интерактивные ресурсы медийных текстов.
Обсуждаются проблемы саморегулирования (внутренней свободы и
умения «властвовать собой») российских СМИ. Заново написан
раздел, посвященный журналистике в киберпространстве.
Для студентов и преподавателей гуманитарных факультетов и
отделений вузов.
УДК 070(075.8)
ББК 76.01я73
ISBN 978-5-9765-1071-5
© Прозоров В.В., 2017
© издательство «Флинта», 2017
2
Стр.2
оГлаВлЕниЕ
Глава 1, вводная. Обоснование спецкурса
«Власть и свобода журналистики» .......................................... 5
При чем тут Бальзак? — Откуда берется факт. — Во всем
ли виновата журналистика? — Чем призвана заниматься
смикология. Задачи нашего спецкурса.
Глава 2. Власть и свобода: смысловые объемы этих понятий
в русской культуре ............................................................... 17
Власть Господня и власть земная. — Власть и безвластие. —
Три смысловых спектра понятия «власть». — Хорошо знакомый
нам семантический диапазон «свободы».
Глава 3. Понятия «власть» и «свобода» в контексте
реальной журналистской практики ....................................... 30
Власть и свобода СМИ: смысловые объемы словосочетания. —
Журналистика — оппонент демократической власти. — Давление
властей на СМИ. — Власть потребителя над СМИ. —
Вожделенная свобода и цензурные «соблазны». — Журналистское
саморегулирование и самоконтроль.
Глава 4. Обязательные уговоры на подходе
к главной теме спецкурса ...................................................... 50
Условия надежного уговора. — Что такое «другая реальность»?
— Внутренняя направленность текста и объем понятия
«журналистский текст». — Наше поведение на гуманитарной
границе.
Глава 5. Власть образа в СМИ .................................................... 70
СМИ и художественно-образная иллюзия реальности. — Вымысел
тоже есть правда. — Эмоциональное переживание «продуктов»
СМИ. — СМИ и наше «мировремя».
Глава 6. Власть рода в СМИ ...................................................... 91
Подступы к общей поэтике СМИ. — Три литературных рода,
по Аристотелю. — Тройственная функция речи. — Три
взаимосвязанные психологические универсалии. — Три рода
3
Стр.3
СМИ и их глубинные истоки. — Коммуникативные готовности
трех родов современных СМИ. — Практические выводы
из теоретических посылок.
Глава 7. Эпические характеристики газеты ................................. 108
Кругозор газеты. — Погоня за ускользающим временем. —
Эффект остановившегося мгновения. — «Эпическое» пространство
газеты. —Кричащее молчание.
Глава 8. Лирические ресурсы радио .......................................... 128
«Проникающая способность» радиоискусства. — Коннотативность
радиозвучания. — Власть тембра. — Противные
голоса. — Искренняя вольность в эфире.
Глава 9. Драматические свойства телевидения ............................ 146
Диалогическая активность телевидения. — Зрители в студии.
— Будущее время на экране. — Природа телевизионного
конфликта. — Стихия комического и трагического на ТВ.
Глава 10. Свобода без границ? .................................................. 163
Три литературных рода и современное киберпространство. —
Интернет для всех возрастов. — Новые практики поведения
человека в Интернете. — Интернет-журналистика и традиционные
СМИ. — Цензура в Интернете.
Глава 11. Власть и свобода журналистского образования ............ 181
Ненасытная профессия. — О фундаменте журналистского
образования. — Место журналистской критики в образовательном
процессе. — Принципиальные вопросы медиаграмотности.
Глава
12. Русская словесность о власти и свободе СМИ ............. 204
Новая дисциплина — история журналистской критики. — Гоголь:
вечные мысли о власти СМИ. — Щедринский Ноздрев —
издатель «Помоев». — Демагогия Шлепкина. — «Красный»
газетчик Альфред Блонский. — Марина Цветаева: «Читатели
газет». — «Гробгазета». — Бремя рабства.
Глава 13, недосказанная: Вся власть сове... ............................... 224
Этическое и эстетическое в журналистике. — Вьючное и
вечное. — Власть совести в СМИ...
4
Стр.4