Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Технологии и методики обучения литературе (1500,00 руб.)

0   0
АвторыКоханова В. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц248
ID244364
АннотацияСодержание пособия соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Технологии и методики обучения литературе». В пособии представлены информационные материалы и практические рекомендации, предназначенные для студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым предстоит работать в условиях двухуровневой подготовки кадров.
Кому рекомендованоДля студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050300.62 «Филологическое образование», а также учителей и преподавателей литературы учреждений общего среднего и начального профессионального образования.
ISBN978-5-9765-0917-7
УДК371.32(075.8)
ББК74.268я73
Технологии и методики обучения литературе : учеб. пособие для бакалавров / ред. В.А. Коханова .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020 .— 248 с. — ISBN 978-5-9765-0917-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/244364 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования . <...> Виды чтения в процессе литературного образования . <...> Изучение драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах . <...> Задачно-презентативный метод как технология личностно-ориентированного образования . <...> Полиэтническая и поликультурная среда образовательных учреждений . <...> Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой <...> Пособие нацеливает студентов на приобретение умений и навыков организации уроков литературы, которые призваны открывать учащимся художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию художественного текста. <...> Специфика литературы как школь11 ного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. <...> Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. <...> 13 Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними. <...> Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. <...> Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. литературное образование способствует формированию его речевой культуры. литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. единство <...>
Технологии_и_методики_обучения_литературе.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Технологии_и_методики_обучения_литературе.pdf
Технологии и методики обучения литературе Учебное пособие для бакалавров 5-е издание, стереотипное Под редакцией В.А. Кохановой Москва Издательство «ФЛИНТА» 2020 1
Стр.1
УДК 371.32(075.8) ББК 74.268я73 К75 А в т о р ы п о с о б и я: канд. филол. наук, проф. В.А. Коханова; д-р пед. наук, проф. М.П. Жигалова — разделы 5.3, 8.3; канд. филол. наук, доц. Е.Ю. Колышева — разделы 2.2, 5.1, 8.2., глава 4; канд. пед. наук, ст. преп. Н.С. Михайлова — подразделы 3.6.2, 3.7.2. Р е ц е н з е н т ы: д-р пед. наук, проф. О.И. Руденко-Моргун; канд. филол. наук, доц. И.А. Канунникова Ê75 технологии и методики обучения литературе [Электронный ðåñóðñ] : учеб. пособие / под ред. В.А. Кохановой. — 5-е изд., стер. — М. : ÔËÈÍÒÀ, 2020. — 248 ñ. ISBN 978-5-9765-0917-7 Содержание пособия соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «технологии и методики обучения литературе». В пособии представлены информационные материалы и практические рекомендации, предназначенные для студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым предстоит работать в условиях двухуровневой подготовки кадров. Для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050300.62 «Филологическое образование», а также учителей и преподавателей литературы учреждений общего среднего и начального профессионального образования. УДК 371.32(075.8) ББК 74.268я73 ISBN 978-5-9765-0917-7 2 © Колл. авторов, 2011 © Издательство «ФлИнтА», 2011
Стр.2
Оглавление ВВеДенИе ................................................................................ 7 Глава 1. Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования .................... 11 1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования ... 13 1.2. Цели и задачи литературного образования .............. 20 1.3. Содержание школьного курса литературы .............. 26 1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования ........................ 26 1.3.2. Программы школьного литературного образования ........................ 28 1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования ........................ 30 1.4. Этапы школьного литературного образования ......... 33 Глава 2. Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования ..... 37 2.1. технологии и методы преподавания литературы в теоретико-понятийном аспекте: сходство и различие ............................................. 37 2.2. Методы преподавания литературы в историческом ракурсе ........................................ 40 2.3. технологизация современного образования ............. 56 Глава 3. Процесс школьного литературного образования .......... 60 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования .................................. 60 3.2. Учитель и учащиеся как субъекты процесса литературного образования ................................... 62 3
Стр.3
3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования ................................... 64 3.3.1. Художественное произведение как главный объект изучения в процессе литературного образования ........................ 66 3.4. Чтение как важнейший компонент процесса литературного образования ................................... 74 3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования ........................ 75 3.4.2. Эмоционально-ценностный эффект чтения в процессе литературного образования ........ 78 3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ........................ 80 3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования ................................... 82 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе .................................................. 82 3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования ........................ 83 3.6. Обучение как компонент педагогического процесса при изучении литературы ..................................... 96 3.6.1. Цели обучения литературе ......................... 97 3.6.2. традиционные методы и приемы обучения литературе ................................. 99 3.7. Деятельность учителя и учащихся в процессе литературного образования ................................. 104 3.7.1. Деятельностный подход в обучении литературе ............................................. 104 3.7.2. Интерпретационная деятельность .............. 106 Глава 4. Организация процесса литературного образования ...................................... 110 4.1. Формы организации процесса литературного образования ................................. 110 4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса .............................................. 111 4
Стр.4
4.2.1. Классификация уроков литературы ........... 113 4.2.2. Структура урока литературы .................... 117 4.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по литературе .................................... 118 4.3.1. Виды самостоятельной деятельности учащихся по литературе ........................... 121 4.3.2. Этапы и формы организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе ......................................... 123 4.3.3. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе ........ 124 4.3.4. Информационные технологии в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе ........................... 127 4.4. Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся .......................................................... 131 4.5. Организация внеклассной работы по литературе .... 135 4.5.1. Цели внеклассной работы по литературе .... 135 4.5.2. Формы организации внеклассной работы по литературе ......................................... 136 4.5.3. Этапы организации внеклассного мероприятия ........................ 139 4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников ..... 140 Глава 5. Методы, приемы и технологии изучения художественного прозведения в современной школе .... 142 5.1. Методы и приемы изучения художественного произведения ............................ 142 5.2. Изучение художественных произведений с учетом родовой и жанровой специфики .............. 146 5.2.1. Особенности анализа лирических произведений ......................... 146 5.2.2. Анализ эпического произведения в школе .... 148 5.2.3. Изучение драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах ..................................... 150 5
Стр.5
5.3. Формирование духовного мира школьника в процессе анализа художественного произведения (на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Океан») .......................................................... 152 5.4. Изучение теории литературы как основы для анализа художественного произведения ........... 162 Глава 6. Методы и технологии преподавания литературы на основе личностно-ориентированного подхода ......... 164 6.1. теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании .................................................... 164 6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования ................................. 168 6.3. Концептный метод на уроках литературы .............. 183 6.4. Задачно-презентативный метод как технология личностно-ориентированного образования ............. 191 Глава 7. Инструментарий учителя литературы ......................... 202 7.1. Учебно-методический комплекс по литературе как средство обучения ........................................ 203 7.2. Средства наглядности при изучении литературы .... 206 7.3. Информационные технологии и компьютер как современные образовательные инструменты в процессе литературного образования .................. 208 Глава 8. Методика преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде ................. 215 8.1. Полиэтническая и поликультурная среда образовательных учреждений .............................. 215 8.2. Методы и технологии преподавания литературы в полиэтнической и поликультурной среде ............ 219 8.3. Методика изучения полиэтнического мира лирического произведения (на примере произведений М. Цветаевой) ............................... 222 теРМИнОлОГИЧеСКИй СлОВАРь ....................................... 238 БИБлИОГРАФИЯ ................................................................... 243 6
Стр.6