ISBN 978-5-9765-1831-5 В пособии впервые в отечественной методике преподавания литературы представлено теоретическое обоснование целесообразности контекстного изучения рассказов в средних и старших классах. <...> 43 ―ВОЗМОЖНО, Я УКРЫВАЮ МОШЕННИКА, НО ЗАТО СПАСАЮ ЕГО ДУШУ‖ (АРТУР КОНАН ДОЙЛ. <...> 80 НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ ―ДАМА С СОБАЧКОЙ‖) . <...> 4 предлагаемой ею методики ―медленной проработки автора‖4: ―Отвечу: для меня важен метод изучения, приемы чтения. <...> Эти приемы я сообщу лишь в процессе медленной проработки автора‖5. <...> Переоценить роль ―медленной проработки автора‖, то есть текстуального изучения произведения для эффективного формирования читательских умений и навыков в процессе изучения рассказов невозможно, потому что именно жанровая специфика изучаемых произведений предоставляет учителю уникальную возможность для такой плодотворной работы. <...> Далеко не случайно ещѐ в 1863-м году выдающийся методист В.П. Скопин, говоря об изучении в гимназии повестей и романов, утверждал: ―Нет надобности читать все сочинение целиком в классе‖6, предлагая читать в классе (с последующим, если использовать терминологию тех лет, ―разбором‖) только ключевые фрагменты произведения. <...> Так обстояло и обстоит дело с изучением романов и повестей, зато басня и рассказ в этом отношении предоставляют большие возможности для ―медленной проработки автора‖, точнее, его произведения. <...> Вторая причина, вследствие которой изучение рассказов оказывается весьма полезным как для получения учащимися литературного образования, так и для их духовного, личностного развития обусловлена тем, что для школьного изучения отбираются произведения, относящиеся не только к вершинным достижениям в жанре рассказа, но и вершинам мировой литературы, произведения, ―ставшие достоянием мировой словесной культуры, отличающиеся высокими художественными достоинствами, воплощающие в себе общечеловеческие духовные <...>
Тексты_и_контексты._Изучение_рассказов_в_школе.pdf
В.В. Гладышев
ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ
Изучение рассказов в школе
Учебно-методическое пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 821
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Г52
Г52
Гладышев В.В.
Тексты и контексты: изучение рассказов в школе [Электронный
ресурс]. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 150 с.
ISBN 978-5-9765-1831-5
В пособии впервые в отечественной методике преподавания литературы
представлено теоретическое обоснование целесообразности контекстного
изучения рассказов в средних и старших классах. На его основе созданы
методические разработки контекстного изучения рассказов, предусмотренных
школьной программой интегрированного курса «Литература» и программами
по зарубежной литературе.
Методические разработки дают представление о практических
возможностях контекстного подхода к изучению художественных произведений
в общеобразовательной школе, поскольку они всесторонне отражают жанровородовую
специфику изучаемых рассказов.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей
общеобразовательных школ.
УДК 821
ББК 83.3(2Рос=Рус)
ISBN 978-5-9765-1831-5
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................................................................................................................................................................4
―ДЕТЬМИ БЫЛИ!‖ (А.П. ЧЕХОВ. ―ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ‖) ...............................................................................................................10
―ПОЧЕМУ ЖЕ ТОГДА ЕМУ НЕ ХОЧЕТСЯ УМИРАТЬ?‖ (ДЖЕК ЛОНДОН. ―ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ‖) ......................................15
―И БОЛЬШЕ Я ЕЁ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ‖.(В.Г. РАСПУТИН. ―УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО‖) ......................................................25
ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА ―ХАМЕЛЕОН‖ В 7-м КЛАССЕ. ...........................................................................................39
―... У ЧЕТЫ ДЖЕЙМС ДИЛЛИНГЕМ ЮНГ БЫЛО ДВА СОКРОВИЩА...‖
(О. ГЕНРИ. ―ДАРЫ ВОЛХВОВ‖) ..................................................................................................................................................................43
―ВОЗМОЖНО, Я УКРЫВАЮ МОШЕННИКА, НО ЗАТО СПАСАЮ ЕГО ДУШУ‖
(АРТУР КОНАН ДОЙЛ. ―ГОЛУБОЙ КАРБУНКУЛ‖).............................................................................................................................60
―СЕРДЦЕ В ЛЮДЯХ БЫВАЕТ СЛЕПОЕ‖
(А.П. ПЛАТОНОВ. ―ЮШКА‖) ......................................................................................................................................................................69
КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА В 10-м КЛАССЕ .........................................................................................80
НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ
(ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ ―ДАМА С СОБАЧКОЙ‖) ........................................................................................88
―МЫ, УЧИТЕЛЯ, БОЯЛИСЬ ЕГО‖
(А.П. ЧЕХОВ. ―ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ‖)....................................................................................................................................................93
― СКОЛЬКО ХЛОПОТ, ОДНАКО!‖
(А.П. ЧЕХОВ. ―ИОНЫЧ‖) .............................................................................................................................................................................101
―ЗНАЕТЕ, НА СВЕТЕ ТАК МАЛО СЧАСТЛИВЫХ ВСТРЕЧ...‖
(И.А. БУНИН. ―В ПАРИЖЕ‖) ......................................................................................................................................................................106
―И ЧТО ЭТО БЫЛО: ЛЮБОВЬ ИЛИ СУМАСШЕСТВИЕ?‖
(А.И. КУПРИН. ―ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ‖) ........................................................................................................................................114
―ВОТ ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БОГ С ЧЕЛОВЕКОМ ЗА ГОРДОСТЬ...‖
(М. ГОРЬКИЙ. ―СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ‖) ................................................................................................................................................120
―... ОН-ТО ПОНИМАЕТ ДРУГИХ...‖
(Ф. КАФКА. ―ПРЕВРАЩЕНИЕ‖) ................................................................................................................................................................129
ГЕНРИХ БЁЛЛЬ. ―ПУТНИК, ПРИДЁШЬ КОГДА В СПА...‖ ................................................................................................................137
КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА Г. БЁЛЛЯ ―ПУТНИК, ПРИДЁШЬ КОГДА В СПА...‖ В 11-м КЛАССЕ.....................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................................................................................................148
3
Стр.3