Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры Кафедра народных инструментов МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ПРИКЛАДНОМ ИЗМЕРЕНИЯХ Сборник статей Второй межрегиональной научно-практической конференции ( г. Кемерово, 9 февраля 2008 года) Кемерово 2008 1 УДК 781 ББК 85.313(2) М89 Редколлегия: кандидат философских наук, доцент Н. А. Мицкевич, доцент А. А. Афанасьева, доцент Н. А. Князева М89 Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном измерениях [Текст]: сборник статей Второй межрегиональной научно-практической конференции (г. Кемерово, 9 февраля 2008 года) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. <...> ISBN 978-5-8154-0158-7 В настоящий сборник вошли научные доклады, представленные на межрегиональной научно-практической конференции «Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном измерениях». <...> Домра в Сибири: конец второго – начало третьего тысячелетия. <...> Роль музыки барокко в современной баянной педагогике. <...> АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Мицкевич Н. А. <...> Личность педагога и его роль в формировании музыканта-исполнителя. <...> Оптимизация работы над музыкальным текстом в классе баяна, аккордеона. <...> Некоторые формы развития навыков импровизации и самостоятельного творчества у учеников школы педагогической практики ГОУ СПО «Прокопьевское музыкальное училище» при игре на фортепиано и синтезаторе. <...> Зеленый ДОМРА В СИБИРИ: КОНЕЦ ВТОРОГО – НАЧАЛО ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Реконструированная В. В. <...> 3-струнную, домра приобрела популярность в России как инструмент ансамблевый и оркестровый. <...> Почти одновременно с 3-струнной была реконструирована и 4-струнная домра (автор реконструкции – Григорий Павлович Любимов, 1908 г.). <...> Если 3-струнная домра квартового строя вошла в состав русского оркестра, то 4-струнная домра квинтового <...>
Музыкально-исполнительская_культура_в_теоретическом_и_прикладном_измерениях.pdf
УДК 781
ББК 85.313(2)
М89
Редколлегия:
кандидат философских наук, доцент Н. А. Мицкевич,
доцент А. А. Афанасьева,
доцент Н. А. Князева
М89 Музыкально-исполнительская культура в теоретическом и прикладном
измерениях [Текст]: сборник статей Второй межрегиональной
научно-практической конференции (г. Кемерово, 9 февраля
2008 года) / Кемеровский государственный университет культуры и
искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2008. – 194 с.
ISBN 978-5-8154-0158-7
В настоящий сборник вошли научные доклады, представленные на межрегиональной
научно-практической конференции «Музыкально-исполнительская культура
в теоретическом и прикладном измерениях». Рассматриваются историко-культурные
традиции и современные тенденции музыкально-исполнительской культуры
и актуальные проблемы теории и практики психолого-педагогических исследований
в области музыкального исполнительства, общие теоретические вопросы музыкального
образования.
Сборник предназначен преподавателям и студентам вузов искусств и культуры,
а также преподавателям различных музыкально-образовательных учреждений.
УДК 781
ББК 85.313(2)
ISBN 978-5-8154-0158-7
2
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2008
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Зеленый В. П. Домра в Сибири: конец второго – начало третьего тысячелетия.................................................................................................................
5
Сидорова И. А. Содержание музыкального произведения в контексте
объективно-субъективных отношений............................................................. 11
Пипекин В. М. Некоторые особенности развития жанра обработки народной
песни в 30–40 годы ХХ века....................................................................... 16
Шрейбер Д. Н. Роль музыки барокко в современной баянной педагогике... 25
Князев А. М. Принципы музыкально-эстетического воспитания как динамическая
возрастающая исполнительской культуры игры на баяне и аккордеоне
в высшей школе............................................................................................ 38
Гончарова Е. А. Художественно-педагогические критерии подбора репертуара
в детском хоре........................................................................................ 44
Литвинов Р. А. Эволюция гитарной сюиты..................................................... 52
Худякова Е. И. Дирижерско-исполнительские принципы Н. С. Голованова
как важный этап становления отечественной школы дирижирования......... 57
Семичов Б. В. К вопросу о переложениях классических произведений
для балалайки-контрабас................................................................................... 62
Маслов М. М., Ялынская Л. Н. Современные тенденции развития класса
народных инструментов в городе Новокузнецке............................................. 67
Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Мицкевич Н. А. Развитие специальных способностей музыканта: комплексный
подход......................................................................................................... 73
Вахрушев С. А., Вахрушева Л. П. Личность педагога и его роль в формировании
музыканта-исполнителя...................................................................... 82
3
Стр.3
Соловьева И. В., Соловьев А. В. Особенности работы с фольклорным
ансамблем............................................................................................................ 87
Зубанов Д. А. Музыкотерапия в школе............................................................. 95
Зубанова С. С. Элементарное музицирование по системе Карла Орфа........ 100
Сосновских И. А. Самостоятельная работа студента над музыкальным произведением
в классе фортепиано...................................................................... 105
Федин С. Н. Стандартизация штрихов в музыкально-исполнительском
искусстве.............................................................................................................. 108
Федин С. Н. Проблемы обучения музыкально-исполнительской деятельности....................................................................................................................
123
Щербинина И. И. Мотивация обучения студентов 1-го курса........................ 132
Афанасьева А. А. Проблема оптимизации обучения дирижированию.......... 136
Быков П. И. Оптимизация работы над музыкальным текстом в классе
баяна, аккордеона................................................................................................ 144
Козлова Л. В. Роль работы концертмейстера в хореографическом классе.... 149
Князева Н. А. Психоэмоциональное состояние музыканта-исполнителя:
природа и механизмы регуляции....................................................................... 155
Ткачева И. А. Некоторые формы развития навыков импровизации и самостоятельного
творчества у учеников школы педагогической практики
ГОУ СПО «Прокопьевское музыкальное училище» при игре на фортепиано
и синтезаторе............................................................................................ 162
Забодаева С. П. Систематизация приемов звукоизвлечения на балалайке... 167
Солобуева Ю. Н. Психологическое воздействие музыки на человека.......... 177
Таюкин А. М. Речевое воплощение художественного образа в работе дирижера
над музыкальным произведением....................................................... 181
Платонова Г. П. Создание развивающей среды в учреждениях дополнительного
образования детей............................................................................... 185
Сведения об авторах........................................................................................... 192
4
Стр.4