ISBN :5-8154-0025-4 Освещены главные учебные и воспитательные задачи, стоящие перед руководителями (дирижёрами) любительских страдных оркестров. <...> Даны методические рекомендации по работе над динамикой, исполнительским ансамблем, фразировкой, штрихами, тембровой выразительностью. <...> 2013 2 ББК 85.951 ВВЕДЕНИЕ Цель настоящего пособия — оказать помощь будущим дирижерам эстрадных оркестров, руководителям эстрадных ансамблей в изучении основных вопросов методики ведения репетиционной работы, с уяснением которых они могли бы успешно решать постоянно возникающие исполнительские задачи. <...> В нем рассматриваются вопросы теории и организации репетиционного процесса, а также практическая работа дирижера над выразительностью исполнения музыкального произведения, по развитию художественного вкуса участников оркестра, процесс формирования которого на практике нередко осуществляется медленно, с издержками в эстетическом развитии личности, зачастую только на базе опыта дирижера и самих оркестрантов, что отрицательно сказывается на стабильности состава оркестра, ведет к обеднению репертуара, снижению уровня концертной деятельности. <...> Научить будущих руководителей эстрадных коллективов рационально использовать репетиционное время и сохранять повышенный интерес коллектива к изучению музыкального произведения (программы), добиваться высокого художественного результата с минимальной затратой времени и сил исполнителей — основная задача вузовского курса «Методика работы с эстрадным оркестром», попытка решения которой изложена в данном пособии. <...> Автор внимательно изучил труды, в той или иной мере затрагивающие вопросы методики репетиционной работы с эстрадным оркестром. <...> В настоящем пособии синтезируются мысли известных дирижеров, большой труд руководителей-практиков оркестров, опыт коллег - преподавателей курса дирижирования, а также авторские наблюдения, на базе отечественной педагогики излагаются <...>
Методика_работы_с_эстрадным_оркестром_учебное_пособие______.pdf
Внимание! Электронная версия
предоставлена автором
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт музыки
Кафедра эстрадного оркестра и ансамбля
А.П. Мохонько
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭСТРАДНЫМ
ОРКЕСТРОМ
Учебное пособие
Издание второе,
исправленное и дополненное
Кемерово
2013
1
Стр.1
ББК 85951 я73
М 86
Научный редактор:
доктор пед.наук, профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности
Кемеровской государственной академии культуры и искусств
В.В. Туев
Рецензенты:
заслуженный артист России, зав. кафедрой духовых инструментов Новосибирской
государственной консерватории им. М.И. Глинки
В.П. Лузин;
доктор пед.наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Кемеровского
государственного университета
Н.Э. Касаткина
Мохонько А.П.
М86 Методика работы с эстрадным оркестром. Учеб. пособие. – Кемерово:
Кемеровская гос. университет культуры и искусств, 2013. – 122 с.
ISBN :5-8154-0025-4
Освещены главные учебные и воспитательные задачи, стоящие перед
руководителями (дирижёрами) любительских страдных оркестров. Рассматриваются
основные принципы, этапы и приемы работы с эстрадным оркестром. Даны методические
рекомендации по работе над динамикой, исполнительским ансамблем, фразировкой,
штрихами, тембровой выразительностью.
Адресовано студентам эстрадных кафедр вузов культуры и искусств, учащимся
оркестровых отделений музыкальных училищ и колледжей культуры, руководителям
любительских оркестров и ансамблей.
ISBN :5-8154-0025-4
я73
©Мохонько А.П. 2013
2
ББК 85.951
Стр.2
Mainstream (майнстрим) — главное течение в джазовой музыке Percussion
(перкашн) — ударные инструменты, не входящие в установку Popular, pop (попьюлар,
поп) — популярная коммерческая музыка
Revival (ревайвл) — возрождение старой нью-орлеанской музыки сороковых годов
Rhythm and blues (ритм энд блюз) — блюзовая музыка с сильно подчеркнутым
битом; обозначение популярной негритянской музыки
Rhythm section (ритм сэкшн) — ритм-группа — ударные, контрабас, гитара, рояль;
поддерживает бит, на основе которого импровизируют солисты
Riff (рифф) — простая 2- или 4-тактовая фраза; постоянно повторяется на
протяжении всей формы во время импровизации солиста; побуждает солиста к большей
экспрессии
Rock-music (рок-мьюзик) — этим терминам обозначается ныне вся эстрадная
музыка
RockV roll (рок-н-ролл) — стиль, близкий негритянскому ритм энд блюзу; сплав
блюза, спиричуэл и кантри
Scat (скэт) — пение, в котором текст заменен произвольными слогами
Sound (саунд) — звучание; термин, определяющий для солиста характерные
звукоизвлечения
Swing (суинг) — ритмическая интенсивность, главный элемент джазовой музыки;
джазовый стиль тридцатых годов
Strings (стрингс) — смычковые инструменты, прежде всего скрипки Traditional
(традишнл) — старые джазовые стили: нью-орлеанский, диксиленд, стиль Чикаго
Two beat (ту бит) — джаз, где в четырехдольном такте всегда акцентируются
только два удара
Up tempo (ап тэмпо) — термин, обычно употребляющийся при метрономическом
обозначении от d=200 и выше
Worksond (уорксонг) — рабочая (трудовая) песня; начальная форма джаза
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. История эстрадных оркестров в России…….….……………..4
Глава II. Предрепетиционная подготовка дирижера эстрадного оркестра..18
Глава III. Задачи и организация репетиционного процесса………….26
Глава IV. Основные принципы репетиционного процесса…………..31
Глава V. Этапы репетиционного процесса…………….………………37
Глава VI Формы репетиционного процесса……….…… ..…………..43
Глава VII. Основные методические приемы….……………….………76
Глава VIII . Настройка эстрадного оркестра………………..….……..50
Глава IX. Формирование художественного образа в репетиционном
процессе........................................................................……….................54
Глава X. Вопросы интонирования в эстрадном оркестре… .………...56
Глава XI. Ритмическая пульсация в джазе…………………...……......58
Глава XII. Воспитание темповой дисциплины……………….……....62
Глава XIII. Достижение тембровой выразительности……….…….....63
Глава XIV. Работа над динамикой в эстрадном оркестре.....................65
Глава XV. Совершенствование штриховой культуры………..…….....69
Глава XVI. Проблемы фразировки в эстрадном оркестре……..……..74
Глава XVII. Учимся импровизировать………………………..…..….76
Глава XVIII. Основные типы оркестровой фактуры, соотношение элементов
фактуры………………………………………………………………….79
120
Стр.120
Глава XIХ. Воспитание художественного вкуса на занятиях
оркестрового коллектива……................................................................81
Глава XХ. Концертная деятельность эстрадного оркестра……….....106
Глава XХI. Особенности работы с детским эстрадным
оркестром.................................................................................................111
Заключение........................ ……………………………………..…….118
Список литературы…………………………………………….......…..119
Словарь наиболее употребительных терминов……………….…...…121
121
Стр.121