Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2009

Сияющий петух - сказка Пушкина в Серебряном веке (66,00 руб.)

0   0
АвторыПАЩЕНКО М.
Страниц44
ID239036
Аннотация.
Сияющий петух - сказка Пушкина в Серебряном веке / М. ПАЩЕНКО // Вопросы литературы .— 2009 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/239036 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил ПАЩЕНКО СИЯЮЩИЙ ПЕТУХ: СКАЗКА ПУШКИНА В СЕРЕБРЯНОМ ВЕКЕ Сто лет назад, 24 сентября (7 октября) 1909 года, в Москве труппа С. <...> Литературоведческое исследование пути русской оперы предопределено име нем Пушкина, у кого, в основном, и черпали свои сюжеты наши композиторы, но не только им. <...> Филологам совер шенно незнакома такая крупная фигура Серебряного ве ка, как Владимир Бельский, либреттист последних произ ведений РимскогоКорсакова. <...> Результатом встречи с Бельским стали «Сказка о царе Салтане» (1899), «Сказание о неви димом граде Китеже» (1903—1905) и «Золотой петушок» (1906—1907), музыкальнодраматические шедевры ново го века и новая вершина творчества композитора. <...> Бельскому, видному страховому эксперту и поэтулю бителю, суждено было стать автором эстетической концеп ции, завершившей «золотой», «пушкинский» век русской оперы. <...> Роль «Китежа» в культуре, если и не изучена, в об щих чертах както ясна. <...> Последовавший вслед за ним «Зо 228 лотой петушок» предлагает исследователям не менее важ ный музыкальнолитературный узел, еще туже затянутый и пока не распутанный. <...> В него вовлечена не только опера— в тот же период вдруг ширится и рецепция «Сказки» Пуш кина в литературе. <...> Почему, например, сразу после эпиче скимистериального «Китежа» РимскийКорсаков сочиня ет потешный лубок, «Золотого петушка», и тем осознанно завершает свой грандиозный путь в искусстве? <...> 1 229 Свои замыслы РимскийКорсаков держал в секрете как можно дольше. <...> Зато его следы остались в работе Бель ского: в первом либретто «Сказки о царе Салтане» уже присутствует немой персонаж Звездочет, а над обработ кой самого «Золотого петушка» Бельский начал трудить ся по просьбе А. <...> Лядова2 до того, как к этому сюжету скло нился РимскийКорсаков. <...> Дурылин на падал на РимскогоКорсакова и «Китеж» с позиций только что оформившегося антропософства. <...> Он первый претворил родившийся на оперной сцене топос Китежа— Монсальвата <...>