Вагнера в послереволюционной России (1917—1941)* Незадолго до Первой мировой войны, в 1912 году, автор одной из первых русскоязычных монографий о Вагнере Виктор Вальтер заметил, что искусство автора «Нибелун гов» нашло свою вторую родину в России. <...> Высказанное да леко не беспристрастным современникомвагнерианцем, данное суждение обрело легитимность в исторической пер спективе: действительно, на «сейсмограмме» мирового ваг нерианства, охватывающей почти полтора столетия, рос сийское увлечение Вагнером обозначило одну из высших точек. <...> В отечественных исследованиях «вагнеровская» эпо ха в русской культуре ассоциируется прежде всего с Сереб ряным веком — временем триумфальных спектаклей в Ма * Исследование выполнено при финансовой поддержке Комите та по науке и высшей школе СанктПетербурга в рамках проекта «Вагнерианство в России второй половины XIX—ХХ веков: рецеп тивная история» (2008, проект № 405/294). <...> 24 риинском театре, где в 1910е годы количество постановок Вагнера достигало четверти всех представлений. <...> Перелом ный момент в отношении к создателю тетралогии обычно связывается с началом Первой мировой войны, когда сочи нения Вагнера, наряду с произведениями других немецких композиторов, были запрещены к исполнению. <...> Последую щие же годы часто расцениваются как время постепенного угасания вагнеровской традиции в советской России, пре рываемого редкими спорадическими «рецидивами» инте реса к его творчеству (например, постановкой «Вальки рии» С. Эйзенштейном <...> Между тем репертуарные статистики свидетельствуют, что в послере волюционную эпоху Вагнер долгие годы оставался в числе самых исполняемых авторов. <...> Кроме того, будучи одной из знаковых фигур в культуре Серебряного века, немецкий музыкант и после Октябрьской революции продолжал привлекать культурную и политическую элиту, что может подтвердить массив публикаций по вагнериане за этот пе риод, среди авторов <...>