Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №3 2009

«...Мелочь, которая ускользает от глаз» (Н.В. Гоголь) (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗАВЬЯЛОВА Е.
Страниц17
ID238962
Аннотация.
«...Мелочь, которая ускользает от глаз» (Н.В. Гоголь) / Е. ЗАВЬЯЛОВА // Вопросы литературы .— 2009 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/238962 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В русской классической литературе средоточием пур гаментарных мотивов являются произведения Гоголя. <...> В «Выбранных местах из переписки с друзьями» (письмо 3, 1845) автор ссылается на мнение Пушкина, отмечавшего гоголевское умение «крупно» изобразить всю ту «мелочь, которая ускользает от глаз», и признается: «Вот мое главное свойство, одно му мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей»4 (VII, 260). <...> Идея противопоставления старого и нового, вероятно, инспирирована Гоголю Библией. <...> Сравним это утверждение с отрывком из ранней редакции гоголевского «Портрета» (1835), в котором «почти божественный старец» наставляет сына: «Земля наша — прах пред Создателем. <...> доказывает, что Гоголь, как и «вольные каменщики», испытал сильное влияние протестантизма, был близок к масонским кругам по своей экзальтирован ности и общался с некоторыми членами этого религиозно этического движения6 (см. отрывок из гоголевской статьи «О преподавании всеобщей истории» (1834): «.когда раз вратные императоры, своевольное войско, отпущенники и содержатели зрелищ тиранствуют над миром, — в недрах его неприметно совершается великое событие: в ветхом мире зарождается новый! воплощается неузнанный ми ром Спаситель его» — VII, 40—41). <...> Художник Пискарев из повести «Невский проспект» (1835) набрасывает перспективу своей комна ты: «гипсовые руки и ноги, сделавшиеся кофейными от времени и пыли, изломанные живописные станки, опро кинутая палитра <.> стены, запачканные красками», «всякий художественный вздор». <...> Процитированный выше фрагмент из поэмы подтвер ждает, что на раннем этапе творчества образ пыли являет ся для Гоголя знаком преемственности романтическим традициям и часто вводится в художественный мир про изведения для того, чтобы создать колоритное «обрамле ние» нетленным памятникам цивилизации, подчеркнуть их непреходящее значение. <...> См. отрывок из гоголевской статьи «Об архитектуре нынешнего времени <...>