УДК 159.9 (075.8)
ББК Ю94я43
Печатается по решению Ученого совета
Забайкальского государственного университета
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, д-р культурологии, профессор,
проректор по дополнительному профессиональному образованию
и международному сотрудничеству ЗабГУ
Научный редактор: С. А. Калашникова, канд. психол. наук, доцент, ЗабГУ
Редакционная коллегия: Е. В. Зволейко, канд. пед. наук, доцент, ЗабГУ;
Е. Ю. Титова, ст. преподаватель кафедры
теоретической и прикладной психологии, ЗабГУ
Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы:
материалы VI Всероссийской молодежной научнопрактической
конференции (2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т. – Чита,
2013. – 337 с.
ISBN 978-5-85158-932-4
В сборник включены результаты исследований, проведенных
студентами, магистрантами, аспирантами и практикующими
специалистами. Представленные материалы раскрывают актуальные
теоретические и прикладные вопросы современной психологии.
Материалы
предназначены для студентов, аспирантов, преподавателей
высших и средних учебных заведений, а также
практикующих психологов.
УДК 159.9 (075.8)
ББК Ю94я43
ISBN 978-5-85158-932-4
© ЗабГУ, 2013
Стр.2
Содержание
Бадмаева С. В., Карих В. В.
К вопросу о развитии парадоксальности художественного мышления
детей старшего дошкольного возраста . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . 7
Белов В. Г., Давтян Е. Ю., Ельшибаева К. Г., Хайрутдинов Д. Р., Матвеев А. В.
Коррекция интернет-аддикций в подростковом возрасте .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 10
Белов В. Г., Кулганов В. А., Давтян Е. Ю., Левина С. Я., Чобану Л. Ю., Тарахович С. А.
Основные направления профилактики тревожности у детей
старшего дошкольного возраста.... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... ... 15
Блохина А. А., Дагбаева С. Б.
Особенности эмоциональной сферы у людей пожилого возраста .. . . .. . . .. . . .. . 18
Большедонова А. Э., Симатова О. Б.
Особенности табакокурения подростков с различной гендерной
принадлежностью . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 22
Бровкина Я. С., Галеева Е. В.
Влияние рекламы на поведение детей младшего школьного возраста .. . . .. . . .. . 29
Бузунова А. А., Симатова О. Б.
Теоретико-методологические аспекты проблемы самоотношения педагогов
в психологии. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 34
Бянкина К. И., Улзытуева А. И.
Психолого-педагогические основы формирования универсальных предпосылок
учебной деятельности старших дошкольников . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 39
Васильева А. И., Тонышева Н. В.
Представления молодежи о распределении ролей в семье ... .... .... .... .... ... 44
Васильева В. А., Гольберт Е. В.
Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. .. . . .. . 47
Влавацкая А. Ю., Сутурина Ю. В.
Исследование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 51
Воложанинова Т. О., Дагбаева С. Б.
Особенности этнической идентичности младших школьников ................. 58
Гнеушев А. В., Сергеева О. С., Калашникова С. А.
Изучение запросов различных категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья на оказание социально-психологической и нормативно-правовой
поддержки .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 62
Готопова З. В., Ежевская Т. И.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности в психологии . .. . . .. . 71
Гофман О. В., Калашникова С. А.
Исследование образа мира подростков с нарушениями слуха
с использованием проективных диагностических методик . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 74
Давтян Е. Ю., Королева Е. В., С. Я. Левина, Гаврилова О. В.,
Радвилович Н. В., Воронцова Е. В.
Тревога и тревожность у детей. .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 78
Стр.3
Давтян Е. Ю., Нестеренко М. Ю., Комекбаева Л. К., Хайрутдинов Д. Р.,
Парфенов С. А., Воронцова Е. В.
Специфика тревожности у детей с нарушением зрения . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . 82
Дементьева А. А., Виноградова Н. И.
Социально-психологическая адаптация детей при поступлении в ДОУ . . .. . . .. . 85
Дворцова М. Н., Бородина Н. А.
«Комплекс недостаточности» и зависимость от социальной сети «ВКонтакте»
у старшеклассников ... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... ... 92
Иванова А. А., Ковалевская А. Ф.
Вклад испанских первооткрывателей в обучение речи глухих детей . .. . . .. . . .. . 95
Иванова К. М., Карих В. В.
К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей среднего
дошкольного возраста в процессе лепки .... .... .... .... .... .... .... .... .... . 101
Ильина Т. А., Ежевская Т. И.
Проблема личностной автономности современного человека.... .... .... .... .. 107
Капустина К. С., Симатова О. Б.
Особенности копинг-стратегий у старшеклассников с различным
самоотношением. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 112
Коновалова Э. Ю., Гольберт Е. В.
Особенности внимания детей младшего школьного возраста и его коррекция. .. . . .118
Копытина Е. А., Плотникова Л. И.
Взаимосвязь школьной успеваемости и мотивации достижения успеха
у младших подростков. .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 122
Корнева А. Е., Гольберт Е. В.
Диагностика и коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста . . .. 130
Космакова И. Э., Виноградова Н. И.
К вопросу о проблеме классификации копинг-стратегий в психологии ........ 135
Костомарова Л. О., Титова Е. Ю.
Агрессия как психологический феномен.... .... .... .... .... .... .... .... .... .. 141
Кочнева Т. В., Сутурина Ю. В.
Самопрезентация подростков, воспитывающихся в условиях детского дома ... .147
Кривогорницына В. Л., Виноградова Н. И.
Способы социально-психологической адаптации на этапе профессиональной
подготовки .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .. 154
Круглова В. В., Дагбаева С. Б.
Особенности межличностных отношений людей пожилого возраста .. . . .. . . .. 161
Кужнаева М. В., Виноградова Н. И.
Диагностика самоорганизации учебной деятельности у младших школьников .. . . 166
Кузнецова А. С., Ковалевская А. Ф.
Роль В. Гаюи в организации специального образования детей с глубокими
нарушениями зрения ........................................................ 170
Кузнецова В. П., Сутурина Ю. В.
Исследование психологической готовности к школе детей с ЗПР.... .... .... .. 176
Стр.4
Любина В. С., Симатова О. Б.
Особенности компонентов профессионального самоопределения
у старшекласников с поведением коронарного типа .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 183
Макарова Н. М., Семина М. В.
Изучение учебной мотивации студентов вуза в условиях модульно-рейтинговой
технологии обучения . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 191
Мисайлова Я. В., Суханов А. А.
Изучение структуры интеллекта студентов разных специальностей с помощью
теста Д. Векслера . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 197
Михайлова И. В., Зайцева О. Ю.
К вопросу развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста . .. . . .. . . .. 202
Ниценко А. А., Гольберт Е. В.
Диагностика и коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста .... 208
Парфенов С. А., Матвеев А. В., Нестеренко М. Ю., Володина К. И.,
Яковлева К. Б., Кириллов А. А., Долгих И. С., Калугин А. М., Семенова И. Н.
Возрастная специфика переживаний в кризисных состояниях ... .... .... .... .. 211
Парфенов С. А., Яковлева К. Б., Шахов Д. В., Нестеренко М. Ю.,
Челюк В. О., Алексеев С. В., Воронцова Е. В.
Возрастные аспекты психосоматических расстройств ........................ 215
Пасхальная Е. И., Виноградова Н. И.
Отрицательные и положительные доминанты развития человека пожилого
возраста .................................................................... 220
Перелыгина М. О., Ворона О. А.
Взаимосвязь интенсивности переживаемого стресса, связанного с условиями
профессиональной деятельности, с профессионально важными качествами
у оперативного персонала энергетической отрасли . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 228
Пипченко Л. И., Плотникова Л. И.
Проблема формирования способности к самоорганизации при решении
учебных задач у младших школьников . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 232
Радаева С. П., Шумило Н. В.
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста,
обучающихся по программам «Начальная школа XXI век» и «Школа 2100»:
сопоставительный аспект. . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 241
Ринчинова Ц. Б., Санжаева Р. Д.
Метод интегративной диагностики в психологическом сопровождении
образовательного процесса .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 248
Россик Н. И., Улзытуева А. И.
Проблема воспитания эмоциональной отзывчивости старших
дошкольников в психолого-педагогической литературе . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 257
Савельева Л. А., Дагбаева С. Б.
Исследование особенностей этнической социализации студентов ... .... .... .. 262
Секисова Е. С., Мохова С. Ю.
Стиль управления и социально-психологический климат коллектива.... .... .. 267
Стр.5
Сергеева Н. И., Сутурина Ю. В.
Формирование наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР посредством нетрадиционного рисования . .. . . .. 271
Синицына А. В., Сараева Н. М.
Соотношение уровня социально-психологической адаптации студентов
с показателями их общительности . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 278
Сычева Ю. В., Зайцева О. Ю.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего
дошкольного возраста (гендерный аспект). . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 285
Титова М. О., Галеева Е. В.
Влияние мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. . .. .288
Тихонова Е. Г., Улзытуева А. И.
Психологические основы проблемы формирования интегративных качеств
личности ребенка-дошкольника .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .. 294
Тишковская А. Н., Смолева Т. О.
Сказкотерапевтический тренинг как средство преодоления психологического
неблагополучия ребенка ... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .. 298
Туранова Т. А., Лебединская С. В.
Коррекция негативных эмоциональных переживаний детей-сирот
в подростковом возрасте методом сказкотерапии.... .... .... .... .... .... .... .. 302
Устюшенко А. Н., Зволейко Е. В.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР
методом сказкотерапии .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 307
Филина Т. В., Леснянская Ж. А.
Адаптация военнослужащих срочной службы проходящих службу по месту
призыва и прибывших из других регионов. .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 311
Цыденмункуева Ж. А., Симатова О. Б.
Особенности общепрофессиональных деформаций у педагогов с поведением
коронарного типа . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. . . .. 314
Чернухина О. Д., Дагбаева С. Б.
Социально-психологические характеристики этнической толерантности
российских студентов, обучающихся в Китае ... .... .... .... .... .... .... .... .. 322
Шахов Д. В., Левина С. Я., Кириллов А. А., Шинкаренко Н. В.,
Яковлева К. Б., Ельшибаева К. Г., Матвеев А. В.
Возрастная специфика патопсихологических маркеров социализации человека . . .. .326
Шишкина А. Ю., Елисеева А. П.
Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте .... .... .... .. 329
Янькова А. П., Шинкарева Н. А.
Особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста . . .. . . .. . . .. 332
6
Стр.6