Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

0   0
АвторыДеменев Алексей Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID238839
АннотацияОбоснование Достоевским ценности жизни значимо тем, что он не приукрашивал человека, не камуфлировал тёмные стороны его жизни, но при этом всё равно видел её безусловную ценность. Ему чужд наивный оптимизм и гуманизм, с позиции которых человек виделся абсолютно разумным и доброжелательным существом. Человек Достоевского многоуровневый, раздираемый противоречиями, человек, которого любить трудно. И жизнь любить трудно из-за наполняющего её зла. Те, кто старается не замечать эту сторону жизни, как правило, не любят читать Достоевского. Но тем ценнее гуманизм писателя, видевшего и проявления добра в человеческой жизни. Оставаясь реалистом, найти в человеке человека. Читая его произведения, можно полюбить жизнь, людей, а можно и окончательно разочароваться.
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО / А.Г. Деменев .— : [Б.и.], 2011 .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238839 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Г. ДЕМЕНЕВ ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ Ф.М. <...> Некоторые исследователи считают, что писатель не создал своей собственной, сколько-нибудь оригинальной философской системы, придерживаясь духовного учения русского православного старчества. <...> Он испытывал сильнейшую потребность, вообще свойственную, по его мнению, русской душе – потребность размышления о «вековечных вопросах», о всеобщих вопросах бытия человека в мире, одним из которых является вопрос о смысле и ценности жизни. <...> Философские воззрения Достоевского трудно интерпретировать, потому что они рассыпаны на тысячах страниц, и их далеко не всегда удаётся отождествить с позицией конкретных героев. <...> Достоевский страдает вместе со своими персонажами, вместе с незнакомыми людьми из газетных хроник, чьи драмы становились для него предметом размышлений. <...> Противоположные персонажи его романов порою выражают разные стороны мировоззрения самого автора, повторяя его сомнения, его «pro et contra». <...> Мировоззрение Достоевского невозможно однозначно оценить понятиями «оптимизм» или «пессимизм». <...> И в ответе на этот вопрос проявляется другая сторона мировоззрения Достоевского. <...> Трагически переживая любую встречу со злом, Достоевский с надеждой искал и проявления добра в человеке. <...> Жизнь сохраняет смысл, пока есть вера в силу добра. <...> Эту свою надежду Достоевский облёк в образ князя Мышкина в романе «Идиот». <...> Носителем добра уже не как болезни, а как нормы, в более естественной, форме является Алексей Карамазов. <...> Алексею противостоит Иван Карамазов, олицетворяющий сомнения человека в возможности победы добра, в возможность жизни без зла. <...> Эту сложную тему Достоевский обдумывает в диалогах Ивана и Алексея Карамазовых. <...> Пессимист Иван говорил о том, что возможно допустить существование любви к «дальнему», т.е. абстрактному человеку, к человеку вообще, и ни к кому конкретно. <...> Достоевский связывал возможность любви человека к человеку с верой в Бога и в бессмертие <...>
ПРОБЛЕМА_ЦЕННОСТИ_ЖИЗНИ__В_ФИЛОСОФИИ_Ф.М._ДОСТОЕВСКОГО.pdf
А.Г. ДЕМЕНЕВ ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. Огромное влияние на развитие нравственной философии в России оказало творчество Федора Михайловича Достоевского. Некоторые исследователи считают, что писатель не создал своей собственной, сколько-нибудь оригинальной философской системы, придерживаясь духовного учения русского православного старчества. Другие считают, что в его романах больше философии, чем в иных учебниках. Так или иначе, но глубокую философскую насыщенность произведений Достоевского не отрицает никто. Он испытывал сильнейшую потребность, вообще свойственную, по его мнению, русской душе – потребность размышления о «вековечных вопросах», о всеобщих вопросах бытия человека в мире, одним из которых является вопрос о смысле и ценности жизни. Философские воззрения Достоевского трудно интерпретировать, потому что они рассыпаны на тысячах страниц, и их далеко не всегда удаётся отождествить с позицией конкретных героев. Достоевский – не отстранённый повествователь, исследователь. Делом жизни он считал человека, что невозможно без сопереживания. Достоевский страдает вместе со своими персонажами, вместе с незнакомыми людьми из газетных хроник, чьи драмы становились для него предметом размышлений. Он сопереживает, мучается сомнениями, зачастую, не имеет готовых ответов. Противоположные персонажи его романов порою выражают разные стороны мировоззрения самого автора, повторяя его сомнения, его «pro et contra». Мировоззрение Достоевского невозможно однозначно оценить понятиями «оптимизм» или «пессимизм». Подобная оценка была бы упрощённой. С одной стороны, во многих произведениях Достоевского преобладает трагическое мироощущение, и их прочтение оставляет тягостное впечатление. Писатель не приукрашивает ни природу человека, ни социальную действительность, европейскую или российскую. Он не мог не замечать зло в человеческих отношениях и искал его причину в самой природе человека, в глубинах его души. Жизнь исполнена злом, и это очевидно. Достоевский живописует человеческие трагедии. Но в таком случае имеет ли она ценность? И в ответе на этот вопрос проявляется другая сторона мировоззрения Достоевского. Жизнь имеет ценность, потому что злу противостоит добро. Трагически переживая любую встречу со злом, Достоевский с надеждой искал и проявления добра в человеке. Жизнь сохраняет смысл, пока есть вера в силу добра. Достоевский – не разрушитель надежд, он созидатель. Свою веру он вкладывал в литературных познание тайны
Стр.1