Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА

0   0
Первый авторДеменев Алексей Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID238838
АннотацияМировая гуманистическая мысль шла тернистым путём, то ускоряясь, то спотыкаясь и делая шаг назад. История даёт нам образцы и героического человеколюбия, и преступного человеконенавистничества на грани безумия. Понимание человеколюбия в древней этике не всегда совпадает с современными представлениями о гуманизме. Некоторые исследователи даже считают, что принципа человеколюбия вообще не знало моральное сознание Древнего мира. Но ведь в истории идей, как и в любом другом развитии ничто не возникает на пустом месте. Семена гуманизма взошли в эпоху Возрождения и сейчас стали окрепшими побегами. Но, чтобы они взошли тогда, их надо было посадить ещё раньше, что и было сделано усилиями великих древних.
Деменев, А. Г. ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА / А. Г. Деменев .— : [Б.и.], 2006 .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238838 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.Г. Деменев ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА В научной литературе, посвящённой истории гуманистических идей, за отправную точку берётся эпоха Возрождения. <...> Но эта эпоха получила своё название потому, что возрождала интерес к античному наследию и, в том числе, к гуманистическим идеям античных философов. <...> А интерпретация понятия «человеколюбие» в древних философских учениях не становилась предметом специального научного анализа, отсутствуют отдельные работы, посвящённые этой проблеме. <...> В словарях по этике гуманизм определяется как мировоззренческий и моральный принцип, который предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. <...> Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. <...> И всё же представляется неоправданным отождествление человеколюбия и гуманизма. <...> Уважение и сострадание к людям не то же самое, что любовь к людям. <...> Понятие «гуманизм» представляется более широким, а человеколюбие – наиболее ярким, предельным проявлением гуманизма. <...> Любое человеколюбие гуманистично, но не любой гуманизм способен подняться до всепрощающей любви к человеку. <...> Но, в действительности, «человеколюбие» относится к категориям высшей степени общности, абстрактности и в каждой культуре, в каждую эпоху может наполняться своим конкретным содержанием. <...> По-разному можно трактовать понятие «любовь», разные 1 отношения называть этим чувством. <...> Уникальные черты каждой цивилизации, каждой системы социальных связей отражались и в понятии человеколюбия, накладывали отпечаток своеобразия на содержание этой категории. <...> Своеобразие древнеиндийской этики, например, проявлялось в том, что человеколюбие выступало частным случаем более широкого принципа сострадания <...>
ПРИНЦИП_ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ_В_ЭТИКЕ_ДРЕВНЕГО_МИРА.pdf
А.Г. Деменев ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА В научной литературе, посвящённой истории гуманистических идей, за отправную точку берётся эпоха Возрождения. Но эта эпоха получила своё название потому, что возрождала интерес к античному наследию и, в том числе, к гуманистическим идеям античных философов. А интерпретация понятия «человеколюбие» в древних философских учениях не становилась предметом специального научного анализа, отсутствуют отдельные работы, посвящённые этой проблеме. Термины «человеколюбие» и «гуманизм» часто воспринимаются как синонимы. В словарях по этике гуманизм определяется как мировоззренческий и моральный принцип, который предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. И всё же представляется неоправданным отождествление человеколюбия и гуманизма. Уважение и сострадание к людям не то же самое, что любовь к людям. Понятие «гуманизм» представляется более широким, а человеколюбие – наиболее ярким, предельным проявлением гуманизма. Любое человеколюбие гуманистично, но не любой гуманизм способен подняться до всепрощающей любви к человеку. В содержании понятия «человеколюбие» отражается реально сложившаяся система общественных отношений и, прежде всего, моральные отношения. Этим объясняются различия, которые возникают в трактовке данного понятия в разных культурах, цивилизациях. Этим же объясняется и развитие содержания данного понятия во времени, с изменением общественной жизни. В чём могут проявиться различия, если содержание категории кажется вполне определённым? Человеколюбие всегда и везде должно означать любовь к человеку. Но, в действительности, «человеколюбие» относится к категориям высшей степени общности, абстрактности и в каждой культуре, в каждую эпоху может наполняться своим конкретным содержанием. По-разному можно трактовать понятие «любовь», разные 1
Стр.1