А.Г. Деменев ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА В научной литературе, посвящённой истории гуманистических идей, за отправную точку берётся эпоха Возрождения. <...> Но эта эпоха получила своё название потому, что возрождала интерес к античному наследию и, в том числе, к гуманистическим идеям античных философов. <...> А интерпретация понятия «человеколюбие» в древних философских учениях не становилась предметом специального научного анализа, отсутствуют отдельные работы, посвящённые этой проблеме. <...> В словарях по этике гуманизм определяется как мировоззренческий и моральный принцип, который предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. <...> Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. <...> И всё же представляется неоправданным отождествление человеколюбия и гуманизма. <...> Уважение и сострадание к людям не то же самое, что любовь к людям. <...> Понятие «гуманизм» представляется более широким, а человеколюбие – наиболее ярким, предельным проявлением гуманизма. <...> Любое человеколюбие гуманистично, но не любой гуманизм способен подняться до всепрощающей любви к человеку. <...> Но, в действительности, «человеколюбие» относится к категориям высшей степени общности, абстрактности и в каждой культуре, в каждую эпоху может наполняться своим конкретным содержанием. <...> По-разному можно трактовать понятие «любовь», разные 1 отношения называть этим чувством. <...> Уникальные черты каждой цивилизации, каждой системы социальных связей отражались и в понятии человеколюбия, накладывали отпечаток своеобразия на содержание этой категории. <...> Своеобразие древнеиндийской этики, например, проявлялось в том, что человеколюбие выступало частным случаем более широкого принципа сострадания <...>
ПРИНЦИП_ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ_В_ЭТИКЕ_ДРЕВНЕГО_МИРА.pdf
А.Г. Деменев
ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ В ЭТИКЕ ДРЕВНЕГО МИРА
В научной литературе, посвящённой истории гуманистических идей,
за отправную точку берётся эпоха Возрождения. Но эта эпоха получила
своё название потому, что возрождала интерес к античному наследию и, в
том числе, к гуманистическим идеям античных философов. А
интерпретация понятия «человеколюбие» в древних философских учениях
не становилась предметом специального научного анализа, отсутствуют
отдельные работы, посвящённые этой проблеме.
Термины «человеколюбие» и «гуманизм» часто воспринимаются как
синонимы. В словарях по этике гуманизм определяется как
мировоззренческий и моральный принцип, который предполагает
отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства
каждой личности, её права на жизнь, свободное развитие, реализацию
своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает
признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо
личности как высший критерий оценки любой общественной
деятельности.
И всё же представляется неоправданным отождествление
человеколюбия и гуманизма. Уважение и сострадание к людям не то же
самое, что любовь к людям. Понятие «гуманизм» представляется более
широким, а человеколюбие – наиболее ярким, предельным проявлением
гуманизма. Любое человеколюбие гуманистично, но не любой гуманизм
способен подняться до всепрощающей любви к человеку.
В содержании понятия «человеколюбие» отражается реально
сложившаяся система общественных отношений и, прежде всего,
моральные отношения. Этим объясняются различия, которые возникают в
трактовке данного понятия в разных культурах, цивилизациях. Этим же
объясняется и развитие содержания данного понятия во времени, с
изменением общественной жизни.
В чём могут проявиться различия, если содержание категории кажется
вполне определённым? Человеколюбие всегда и везде должно означать
любовь к человеку. Но, в действительности, «человеколюбие» относится к
категориям высшей степени общности, абстрактности и в каждой
культуре, в каждую эпоху может наполняться своим конкретным
содержанием. По-разному можно трактовать понятие «любовь», разные
1
Стр.1