© ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», 2014 © В.А. Гущина, Н.И. Остробородова, 2014 2 Занятие 1 БИОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ И ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕЙ Цель работы: изучить состав пчелиной семьи, особенности наружного строения рабочей пчелы, матки, трутня, ознакомиться с функциями, которые выполняет каждая особь; научиться определять силу пчелиной семьи. <...> Научиться распознавать отдельных представителей пчелиной семьи; ознакомиться с наружным строением рабочей пчелы, матки, трутня и зарисовать их; изучить выполняемые функции каждой особью пчелиной семьи и заполнить таблицу 1. <...> Вводные пояснения Пчелиная семья – сложный организм, состоящий из нескольких десятков тысяч рабочих пчел, нескольких сотен трутней и матки, связанных в единое целое обменом веществ. <...> Пчелиная семья нормально живет и размножается только в полном составе. <...> Рабочая пчела и матка – женские особи, трутни – мужские. <...> Длина ее тела в зависимости от породы и сезона года колеблется от 20 до 25 мм, масса плодной матки от 200 до 300 мг, неплодной – от 200 до 220 мг. <...> Из оплодотворенных яиц выводятся самки, т. е. рабочие пчелы и матки; из неоплодотворенных – трутни. <...> Рабочие пчелы – женские особи с недоразвитыми половыми органами. <...> Затем их количество постепенно возрастает, доходя к началу главного медосбора до 60…80 тыс. и более, после чего осенью сокращается до 30…40 тыс., а к зимовке – до 25…30 тыс. <...> Живут пчелы во время главного взятка 30.35 дней весной и осенью, когда работа менее напряженная 40…50 дней. <...> Рабочие пчелы делятся на нелетных (ульевых) и летных (полевых). <...> Полевые пчелы собирают и приносят в улей нектар, пыльцу цветков и воду; все остальные работы выполняются ульевыми пчелами. <...> Полевыми работницами обычно пчелы становятся в возрасте 11…15 дней, а иногда и раньше, даже к шестому дню жизни (при внезапной потере семьей летных пчел, при главном медосборе и т. п.) <...> . Если пчелы осенью не кормили расплод и не выделяли воск, эти работы они могут <...>
ПЧЕЛОВОДСТВО.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
В.А. Гущина, Н.И. Остробородова
ПЧЕЛОВОДСТВО
Пенза 2014
0
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Кафедра растениеводства и лесного хозяйства
В.А. Гущина, Н.И. Остробородова
ПЧЕЛОВОДСТВО
методические указания и рабочая тетрадь
к лабораторным занятиям
для студентов, обучающихся по направлению
110400 (35.03.04) – Агрономия
Пенза 2014
1
Стр.2
УДК 638.1 (075)
ББК 46.91
Г 98
Рецензент: кандидат с.-х. наук, доцент кафедры переработки
сельскохозяйственных продукции ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
Е.А. Зуева
Печатаются по решению методической комиссии агрономического
факультета от 2 декабря 2013 года, протокол № 5 .
Гущина, Вера Александровна
Г 98
Пчеловодство: методические указания и рабочая тетрадь
В.А. Гущина, Н.И. Остробородова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. –
97 с.
В методических указаниях и рабочей тетради приводятся порядок
выполнения работ, контрольные вопросы, вопросы для коллоквиумов,
словарь терминов и дан справочный материал.
© ФГБОУ ВПО
«Пензенская ГСХА», 2014
© В.А. Гущина,
Н.И. Остробородова, 2014
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Занятие 1 БИОЛОГИЯ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ И ВНЕШНЕЕ
СТРОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОСОБЕЙ…………………………..
3
Занятие 2 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВНУТРЕННИХ
СИСТЕМ И ОРГАНОВ ПЧЕЛИНОЙ МАТКИ, РАБОЧЕЙ
ПЧЕЛЫ И ТРУТНЯ……………………………………………… 14
Занятие 3 РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЧЕЛ…………….
Занятие 4 ГНЕЗДО И ВОСКОВЫЕ ПОСТРОЙКИ ПЧЕЛ…….
20
26
Занятие 5 ПАСЕЧНЫЕ ПОСТРОЙКИ И СОВРЕМЕННЫЕ
ТИПЫ УЛЬЕВ…………………………………………………….
Занятие 6 ПЧЕЛОВОДНЫЙ ИНВЕНТАРЬ…………………….
Занятие 9 ОСНОВНЫЕ МЕДОНОСНЫЕ РАСТЕНИЯ
НАШЕЙ СТРАНЫ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……………..
Занятие 10 СОСТАВЛЕНИЕ КОРМОВОГО БАЛАНСА
ПАСЕКИ………………………………………………………….
33
42
Занятие 7 ПОРОДЫ ПЧЕЛ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ…………………………………………… 45
Занятие 8 БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ ПЧЕЛ…………………..
50
57
60
Занятие 11 НАПРАВЛЕНИЕ ПЧЕЛ НА ОПЫЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
(ДРЕССИРОВКА ПЧЕЛ)………………………………………… 67
Занятие 12 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ
ПЧЕЛОВОДСТВА………………………………………………...
70
ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМАМ……………………………… 84
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ……………………………………………………… 86
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)………………………..
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………..
92
95
95
96
Стр.97