Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637282)
Контекстум
Электро-2024

Современные теории мышления (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКорнилов Ю. К.
АвторыВладимиров И. Ю., Коровкин С. Ю., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц146
ID237919
АннотацияВ учебном пособии рассмотрены современные подходы и исследования психологии мышления. Рассматриваются такие научные направления, как психология практического мышления, мышление в комплексных системах, психология экспертности, информационно-процессуальный подход, психология обобщений и формирования понятий. Приведены наиболее значимые современные исследования и модели, описаны наиболее существенные феномены и закономерности мышления.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62, 030300.68 Психология и специальности 030301.65 Психология (дисциплины «Теории мышления», «Общая психология: мышление, речь», «Научные школы и теории современной психологии», блок ФТД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0834-1
УДК159.955
ББК88.3я73
Корнилов, Ю. К. Современные теории мышления : учеб. пособие / И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Ю. К. Корнилов .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 146 с. — ISBN 978-5-8397-0834-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/237919 (дата обращения: 31.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматриваются такие научные направления, как психология практического мышления, мышление в комплексных системах, психология экспертности, информационно-процессуальный подход, психология обобщений и формирования понятий. <...> Но психология мышления – это совсем молодая наука. <...> Особенности опыта, от которого так зависит успешность работы профессионала, стали предметом изучения психологии эксперта (экспертизы). <...> В этой области психологов стали интересовать мышление в больших системах (комплексное мышление), решение плохо определенных задач, а также использование эвристик при решении трудных и нестандартных задач. <...> Мышление в деятельности Практическое мышление Термин «практическое мышление» появился, когда в поведении животных обнаружили «разумные действия». <...> «Разумные действия» или «практическое мышление» этих обезьян содержало также «обходные пути», употребление и даже изготовление орудий. <...> Новый этап в изучении практического мышления начинался с работы Б. М. Теплова «Ум полководца» (Теплов, 1945 (1985)). <...> В этой работе Б. М. Теплова впервые появляется трудность с определением понятия «практическое мышление». <...> Это значит, что практическое мышление – это не решение задачи, в которой имеются некоторое данное и требование. <...> Подробно изучен этап возникновения проблемной ситуации, исследованы специфика обобщений практического мышления и учет реализации при поиске решения. <...> Выявлена и изучена особенность практического знания – его невербализуемость («молчаливое знание»). <...> За рубежом широкую известность получили коллективные монографии «Повседневное познание» под редакцией Барбары Рогофф и Джин Лэйв (Rogoff, Lave, 1984) и «Практический интеллект» под редакцией Роберта Стернберга и Ричарда Вагнера (Sternberg, Wagner, 1986). <...> В монографии 1984 года выделяется статья Сильвии Скрибнер «Изучение рабочего интеллекта», специально посвященная практическому мышлению (Scribner, 1984). <...> Скрибнер воспользовалась средой, которая накладывает <...>
Современные_теории_мышления_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Ю. К. Корнилов И. Ю. Владимиров С. Ю. Коровкин Современные теории мышления Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению и специальности Психология Ярославль 2011
Стр.1
УДК 37.025 ББК Ю 935.13я73 К 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензенты: Ю. П. Вавилов, доктор педагогических наук, профессор; кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного университета им. К. Д. Ушинского Корнилов, Ю. К. Современные теории мышления: учебное К 67 пособие / Ю. К. Корнилов, И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 144 с. ISBN 978-5-8397-0834-1 В учебном пособии рассмотрены современные подходы и исследования психологии мышления. Рассматриваются такие научные направления, как психология практического мышления, мышление в комплексных системах, психология экспертности, информационно-процессуальный подход, психология обобщений и формирования понятий. Приведены наиболее значимые современные исследования и модели, описаны наиболее существенные феномены и закономерности мышления. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62, 030300.68 Психология и специальности 030301.65 Психология (дисциплины «Теории мышления», «Общая психология: мышление, речь», «Научные школы и теории современной психологии», блок ФТД), очной формы обучения. УДК 37.025 ББК Ю 935.13я73 ISBN 978-5-8397-0834-1 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 2
Стр.2
Введение Наука о мышлении весьма почтенного возраста, поскольку она возникла как часть философии. Но психология мышления – это совсем молодая наука. Если говорить об экспериментальной науке, то ей немногим более ста лет, что для науки – сущие пустяки. Несмотря на свой юный возраст, психология мышления успела создать ряд теоретических подходов. Последующие исследования мышления так или иначе опираются на идеи и результаты исследований ассоцианистов, Вюрцбургской школы, гештальтпсихологии, теории деятельности, психологии интеллекта Ж. Пиаже и других. Уже в 1930-е годы психологи стали искать применение своим теориям. Вот и в психологии мышления стали изучать мышление в практической деятельности. Эти исследования обнаружили своеобразие практического мышления. Особенности опыта, от которого так зависит успешность работы профессионала, стали предметом изучения психологии эксперта (экспертизы). Строению опыта специально посвящены исследования ментальных моделей. Возникли также работы, изучающие обыденное, повседневное мышление, которое включено не в профессиональную деятельность, а в работы, которые мы выполняем ежедневно. Создание и совершенствование «думающих» машин тоже стимулировало развитие психологии мышления. В этой области психологов стали интересовать мышление в больших системах (комплексное мышление), решение плохо определенных задач, а также использование эвристик при решении трудных и нестандартных задач. Стремление усовершенствовать процесс обучения заставило психологов взглянуть на мышление еще с одной стороны. Возникло значительное количество систем, программ когнитивного обучения. В результате проблемы обобщения и переноса в мышлении подверглись новому, более тщательному изучению. Глубокое изучение развития мышления ребенка привело к возникновению нового направления Theory of Mind. Все эти и ряд других направлений в изучении мышления бурно развиваются. В нашем небольшом обзоре мы попытаемся 3
Стр.3
дать общую характеристику исследований мышления в более поздний период (с конца ХХ и начала XXI века). По сравнению с ними работы по исследованию мышления, ведущиеся на психологическом факультете ЯрГУ, оказываются современными. Вот почему можно предполагать, что наш краткий обзор окажется полезным как в учебном процессе, так и научном поиске. Глава 1. Мышление в деятельности Практическое мышление Термин «практическое мышление» появился, когда в поведении животных обнаружили «разумные действия». В экспериментах на кошках, собаках, а потом и обезьянах выявлены были действия, опирающиеся на «понимание» ситуации. Это были не «слепые» действия, игнорирующие ситуацию, а действия, ее, эту ситуацию, учитывающие. После серии неудачных слепых проб животное останавливалось, происходило «понимание» или «схватывание» ситуации, и затем совершалось разумное действие. Особенно яркие результаты были получены в экспериментах В. Кёлера на человекоподобных обезьянах. «Разумные действия» или «практическое мышление» этих обезьян содержало также «обходные пути», употребление и даже изготовление орудий. Практическое мышление затем изучалось на маленьких детях и подробно обсуждалось в работах многих ученых. Представление о практическом мышлении как нагляднодейственном, как ранней форме «взрослого» мышления не подтвердилось, когда психология мышления вышла из лаборатории в реальную жизнь. Оказалось, что понятие сенсомоторного интеллекта не имеет прямого отношения к вопросу об особенностях практического мышления. Новый этап в изучении практического мышления начинался с работы Б. М. Теплова «Ум полководца» (Теплов, 1945 (1985)). По его мнению, практическое мышление в его высших формах свойственно профессионалам, политикам, государственным деятелям, полководцам. По Теплову, работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практи4
Стр.4
Оглавление Введение .............................................................................................................. 3 Глава 1. Мышление в деятельности ............................................................... 4 Практическое мышление ............................................................................ 4 Мышление в комплексных системах ...................................................... 19 Экспертность ............................................................................................. 21 Глава 2. Решение задач. Информационно-процессуальный подход ...... 26 Классификация задач ................................................................................ 27 Методы исследования решения задач ..................................................... 30 Модели решения задач ............................................................................. 33 Инсайт ....................................................................................................... 39 Функциональная фиксированность ......................................................... 58 Глава 3. Организация и формирование понятий и обобщений .............. 64 Обобщение как единица опыта ................................................................ 66 Система обобщений. Структура опыта ................................................... 82 Обобщение и психические процессы. Динамика обобщений ............ 105 Развитие системы опыта ......................................................................... 114 Список литературы....................................................................................... 126 142
Стр.142