Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Современные теории мышления (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКорнилов Ю. К.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц54
ID237723
АннотацияМетодические указания содержат краткое описание ряда направлений современной когнитивной психологии, в которых рассматриваются различные аспекты мышления: психология экспертности, мышление в контексте, практический интеллект, комплексное мышление, ментальные модели и др.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология, специализация «Клиническая психология» (дисциплина «Современные теории мышления», блок ДС), очной формы обучения.
УДК159.9.01
ББК88я73
Корнилов, Ю. К. Современные теории мышления : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Ю. К. Корнилов .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 54 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237723 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Ю. К. Корнилов Современные теории мышления Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1 УДК 37.025 ББК Ю 935.13я73 К 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> П. Г. Демидова К 67 Корнилов, Ю. К. Современные теории мышления: метод. указания / Ю. К. Корнилов; Яросл. гос. ун-т им. <...> Методические указания содержат краткое описание ряда направлений современной когнитивной психологии, в которых рассматриваются различные аспекты мышления: психология экспертности, мышление в контексте, практический интеллект, комплексное мышление, ментальные модели и др. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология, специализация «Клиническая психология» (дисциплина «Современные теории мышления», блок ДС), очной формы обучения. <...> П. Г. Демидова, 2010 2 Исследования практического мышления, в течение ряда лет ведущиеся на факультете психологии, относятся к весьма актуальному разделу современной когнитивной психологии. <...> Близкими вопросами занимаются также представители теории экспертности, комплексного мышления, орудийного знания, познания в контексте. <...> Энгестрём предлагает рассматривать развитие психологии мышления через три исторические дихотомии, которые встречаются в многочисленных работах, посвященных мышлению. <...> Данное противопоставление предполагает существование пралогического (дологического) и логического мышления как качественно отличных друг от друга уровней развития мышления от простого, размытого, мифологического к сложному, четкому и научному. <...> В той или иной форме идея существования двух противоположных видов мышления, выделенных на основе критерия развитости, проявляется во многих работах, посвященных изучению мышления и интеллекта, например в ранних работах А. Р. Лурия, кросскультурных <...>
Современные_теории_мышления_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра общей психологии Ю. К. Корнилов Современные теории мышления Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 37.025 ББК Ю 935.13я73 К 67 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра общей психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова К 67 Корнилов, Ю. К. Современные теории мышления: метод. указания / Ю. К. Корнилов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 51 с. Методические указания содержат краткое описание ряда направлений современной когнитивной психологии, в которых рассматриваются различные аспекты мышления: психология экспертности, мышление в контексте, практический интеллект, комплексное мышление, ментальные модели и др. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология, специализация «Клиническая психология» (дисциплина «Современные теории мышления», блок ДС), очной формы обучения. УДК 37.025 ББК Ю 935.13я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Исследования практического мышления, в течение ряда лет ведущиеся на факультете психологии, относятся к весьма актуальному разделу современной когнитивной психологии. Близкими вопросами занимаются также представители теории экспертности, комплексного мышления, орудийного знания, познания в контексте. Сама природа практического мышления обсуждается при исследовании обыденного мышления, инструментального знания, специфики обобщений. Весьма обширная литература по данным вопросам отличается большим многообразием и плохо поддается систематизации. Аналитический подход Скандинавский психолог И. Энгестрём предлагает рассматривать развитие психологии мышления через три исторические дихотомии, которые встречаются в многочисленных работах, посвященных мышлению. Первая дихотомия: примитивное – развитое мышление. Данное противопоставление предполагает существование пралогического (дологического) и логического мышления как качественно отличных друг от друга уровней развития мышления от простого, размытого, мифологического к сложному, четкому и научному. Исторически одна из наиболее ранних в психологии мышления дихотомий была основополагающей для антропологических споров таких авторов, как Э. Б. Тайлор, Л. Леви-Брюль, позднее – К. Леви-Стросс. В той или иной форме идея существования двух противоположных видов мышления, выделенных на основе критерия развитости, проявляется во многих работах, посвященных изучению мышления и интеллекта, например в ранних работах А. Р. Лурия, кросскультурных работах, или даже в более поздних работах. Вторая дихотомия образована полюсами нарративное и парадигматическое мышление. Противопоставление художественного и научного мышления также достаточно часто встречается в психологической литературе. Одной из попыток использования этой дихотомии являются поздние работы Дж. Брунера. Третью, исторически более позднюю, дихотомию в психологии мышления И. Энгестрём условно называет «опыт – анализ». Противопоставление основано на представлениях о двух 3
Стр.3
типах мышления, с одной стороны, основанном на опыте, знаниях, профессионализме, или так называемой экспертности (expertise), а с другой стороны, мышлении, основанном на способности человека детально анализировать проблему в её деталях, используя различные средства, в том числе и количественное оценивание. Основная причина, почему эти типы мышления разводятся на различные полюса – это временные затраты. Опытный профессионал с этой позиции должен искать решение мгновенно, симультанно, основываясь на прошлом опыте, в то время как «аналитик» затрачивает достаточно большое количество времени на переработку информации, на анализ деталей и оценивание. Психология экспертности Братья Х. Дрейфус и С. Дрейфус в работе, посвященной исследованию природы экспертности, делают предположение о том, что профессионал-эксперт принимает решения на интуитивной основе. Психологическим механизмом, лежащим за интуицией, является основанное на опыте целостное распознание сходства, глубокое ситуационное понимание и быстрое поведение. Таким образом, в опыте эксперта, по мнению авторов, хранятся невербальные представления о типичных ситуациях, благодаря которым поведение эксперта становится нерефлексивным. В ситуациях временного ограничения и важности полученного результата может наблюдаться период обдумывания перед действием, однако в данном случае проявляется не аналитическое просчитывание решения, а скорее рефлексия над собственной интуицией, т. е. «примеривание» способа действия к ситуации. Х. Дрейфус и С. Дрейфус предлагают схему приобретения способностей, состоящую из пяти этапов: 1) новичок, 2) продвинутый начинающий, 3) компетентный, 4) опытный, 5) эксперт. Процесс профессионального развития здесь представлен в качестве линейной последовательности от аналитического к интуитивному, от нормативного – «знать что» («know that») к основанному на опыте – «знать как» («know how»). Таким образом, новичок основывается на нормативный, объективированный аспект знания о преобразовании и вынужден анализировать 4
Стр.4
ситуацию, т. е. объективировать некоторые её характеристики и соотносить их с имеющимися у него декларативными знаниями, в то время как эксперт полагается только на интуитивное решение на основе профессионального опыта. Однако авторы не учитывают тот факт, что не все практики столь успешно со временем формируют опыт. К тому же часто наблюдается феномен ригидности, связанной с рутинизацией деятельности, и другие проявления синдрома профессионального выгорания. К. А. Эриксон и Дж. Смит выводят психологию мышления эксперта из традиции изучения способностей и одаренности. Наиболее продуктивным подходом, по мнению авторов, является анализ деятельности, в которой эксперты проявляют выдающиеся качества. Особый интерес представляет рассмотрение экспертности как познавательной способности. Авторы разработали такие понятия, как глобальная и локальная «базы знаний». У экспертов наиболее развитой является локальная база знаний, благодаря которой они способны «держать в руках» большое разнообразие ситуаций и пользоваться накопленной локальной информацией по мере необходимости. Исходя из идеи локальной базы знаний, авторы делают вывод о том, что автоматизмы эксперта могут отличаться «во времени и месте», другими словами, эксперт здесь и сейчас может не быть таковым в другом месте и времени. Исследованиям решений экспертов в условиях типичных ситуаций, усложненных недостатком времени или важностью решения, могут быть противопоставлены исследования опыта в условиях вероятностных ситуаций. Б. Бремер обращает внимание на тот факт, что во многих психологических заданиях, в таких как задания на классификацию и парные ассоциации, уже предполагается правильный ответ. Подобные задания затрагивают уже сформированные понятия, таким образом, нет гарантии того, что полученный в задании ответ испытуемого отражает его опыт. По мнению Б. Бремера, правильный ответ или решение не предполагаются в комплексных вероятностных задачах, таких, например, как диагностическое принятие решений. На примере лечения можно сказать, что, если выбранное лечение привело к выздоровлению, это ещё не значит, что принятое решение было верным по 5
Стр.5