«НЕУТЕШНОЕ ГОРЕ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОЭМЫ «МОСКВА — ПЕТУШКИ» Посвящается памяти Натальи Васильевны Живолуповой Картина И. Крамского <...> (1884) — важнейшее для пони мания поэмы Венедикта Ерофеева художественное явле ние. <...> В философсколитературоведческом аспекте интер претации поэмы обращение к этому живописному произведению позволяет проанализировать ключевые смысловые моменты ерофеевского текста: функции жен ской образности, концепцию любви и концепцию художест венного слова. <...> Эти содержательноструктурные аспекты, выявляющиеся в поле сопряжения двух исследуемых ар тефактов, находятся в сложном внутреннем единстве на каждом уровне художественной системы поэмы — сюжет ном, композиционном, архитектоническом. <...> Учитывая данное обстоятельство, мы вместе с тем вы страиваем концептуальный сюжет предлагаемой статьи как постепенное смысловое «наращивание» — от художествен ного анализа конститутивных моментов семантики обоих 30 произведений к гипотезе о ценностном значении живопис ного образа Крамского в архитектонике поэмы «Москва— Петушки». <...> При этом мы не претендуем на объективную полноту анализа картины «Неутешное горе», а сосредоточиваемся только на тех моментах, которые как бы «высвечивают ся» этим живописным произведением в системе смыслов поэмы Вен. <...> «Скорбящая Богоматерь» Картина «Неутешное горе» дважды упоминается в тексте поэмы: в главах «Никольское — Салтыковская» и «113й километр — Омутище». <...> Как мы увидим далее, этот смысловой момент существенно значим и для поэмы Ерофеева. <...> Акцент в смысловой структуре картины смещен с соб ственно смерти на переживание ее факта: мы не видим того, кто находится во гробе, потому что присутствие дру гого человеческого существа сместило бы изобразитель ный центр с самой «скорбящей» героини — картина была бы исполнена пафоса смерти, а не пафоса утраты. <...> Именно изображение страдания героини и создает ситуацию <...>