Век минувший Юрий БАРАБАШ «ШЕВЧЕНКОВСКИЙ ТЕКСТ» ИВАНА ДЗЮБЫ . <...> » (1959), Иван Дзюба вошел. нет, не вошел — ворвался, вторгся в тогдашний украинский литературный мейн стрим как возмутитель спокойствия, как enfant terrible, как критик в собственном, изначальном, буквальном смысле этого слова. <...> Помню республиканское совешание молодых крити ков 1957 года (где мы с ним и познакомились) — даже на общем фоне пробуждающегося в ту пору на Украине мо лодежного нонконформизма и радикалистских настрое ний Дзюба выделялся как яркая, самостоятельная, уже сложившаяся творческая личность, способная в своих критических оценках и выводах пойти против течения, 346 наперекор общепринятым нормам, официальным уста новкам, догматическим канонам — как идеологическим, так и эстетическим. <...> Это в выступлениях молодого Дзюбы импонировало прежде всего. <...> Основанные на глубинной традиции европейского и национального интеллектуа лизма, широкой эрудиции и крепкой научной почве твор чески освоенного потебнианства, проникнутые духом по лемичности, свободы, сопротивления компартийному давлению и все более и более наглеющей цензуре, публи кации и выступления Дзюбы вызывали раздражение и гнев властных инстанций и подвластных им органов пе чати, а также консервативных сил в литературной среде. <...> Зато они стремительно завоевали симпатии и поддержку прогрессивно настроенной, национально сознательной интеллигенции, студенчества, широкой читательской об щественности и определили репутацию Дзюбы как одно го из ведущих деятелей и признанного интеллектуально го лидера украинского шестидесятничества. <...> 347 Огромный общественный резонанс на Украине и да леко за ее пределами получил научнопублицистический труд Дзюбы «Интернационализм или русификация? <...> » (1965), где была подвергнута сокрушительной и при этом основательной, аргументированной критике имперская национальная политика и практическая деятельность КПСС, направленные <...>