Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2013

Романы Айрис Мёрдок. Уроки шекспировского жанра (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗЕЛЕЗИНСКАЯ Н.
Страниц10
ID236477
Аннотация.
Романы Айрис Мёрдок. Уроки шекспировского жанра / Н. ЗЕЛЕЗИНСКАЯ // Вопросы литературы .— 2013 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/236477 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Наталья ЗЕЛЕЗИНСКАЯ РОМАНЫ АЙРИС МЕРДОК Уроки шекспировского жанра Жанровую природу романа Айрис Мердок не раз пы тались разгадать и определить, исходя из отражения в нем профессиональных интересов автора — выпускни цы Оксфорда, специализировавшейся в философии: ин теллектуальный, философский. <...> Однако сама писательница как будто подсказывала иной ключ, лежащий вне непосредственно романного жанра, но подходящий лучше всего к тому роману, кото рый создавала она сама,— шекспировский. <...> Обобщая написанное ими, можно сказать, что Мердок заимствует у великого анг лийского драматурга способ сочетания разноуровневых элементов. <...> Названия многих романов Мердок потеатральному сразу оповещают читателя, чью драму они будут смотреть, то есть читать: «Итальянка», «Сон Бруно», «Генри и Ка тон». <...> Лир и шут не только встречаются в одной сцене, но и в одной судьбе, в одном человеке; так и Брэдли Пирсон, и тем более Чарльз Эрроуби в своей нелепости не воспри нимаются однозначно трагично. <...> В отношении мердоковского романа можно говорить о мультипликации художественных приемов и мотивов, взаимотрактовке ро манов, метатекстовой основе, интерпьесах. <...> Через весь роман «Черный принц» рефреном проходит мотив Гамлета, начиная с просьбы Джулиан проанализировать с ней пьесу для экзамена, а в романе «Дилемма Джексона» тема самоопределения начинается на первых страницах с рассказа о дядюшке Тиме. <...> Уже не юноши играют женские роли, а девушки — мужские (Джулиан играет Гамлета и сим фактом влюбляет в себя Брэдли Пирсона). <...> Героини носят мужские имена (Джулиан, Кристиан) и трудноотличимы от мальчиков (Лиззи, Джулиан). <...> Редкими актер скими удачами Лиззи обязана своему мальчишескому облику: «Вначале она обратила на себя внимание как мальчикгерой в провинциальных пантомимах. <...> У Шекспира она пыталась пере нять такое построение сюжета, где все герои воспринима ются как единое целое, объединенные жанровым каноном <...>