Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Этнопедагогика (110,00 руб.)

0   0
Первый авторПопов Борис Анатольевич
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц38
ID236095
АннотацияЦелью изучения данной дисциплины является формирование у студентов общих представлений об этнических особенностях образовательной практики, образовании в зарубежных странах и существующих подходах в решении образовательных и воспитательных задач.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 5-го курса специальности «Социальная педагогика».
Попов, Б.А. Этнопедагогика / Б.А. Попов .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 38 с. — 37 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236095 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Б. А. Попов ЭТНОПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 22 марта 2012 г., протокол 1400-03 Рецензент кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Воронежского государственного университета Е. И. Якушкина Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета. <...> Народное воспитание в наследии классиков педагогики . <...> Педагогическая культура и духовный прогресс народа . <...> 37 3 Пояснительная записка Курс «Этнопедагогика» направлен на изучение этнических особенностей обучения и воспитания. <...> ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ Значение этнопедагогики особенно возрастает в условиях глобализации, когда возникла опасность разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под воздействием тотальной унификации. <...> И только совместные и скоординированные усилия различных отраслей знания могут позволить понять это сложнейшее явление, раскрыть одну из важнейших сторон природы человека и, следовательно, понять законы и перспективы его развития, в том числе и в области этнопедагогики. <...> Мы понимаем этнопедагогику как междисциплинарную отрасль научнопедагогического знания, изучающую народную культуру и традиционное народное воспитание (народную педагогику) с целью использования их прогрессивного воспитательного потенциала в современном воспитании и обучении. <...> При этом задачи практического применения этнопедагогических знаний на пользу развития отечественного образования страны, народа преобладали над стремлением их научного исследования. <...> Появление этнопедагогики <...>
Этнопедагогика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Этнопедагогика.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Б. А. Попов ЭТНОПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка......................................................................................... 4 1. Предмет этнопедагогики .................................................................................. 5 2. Народное воспитание в наследии классиков педагогики ............................. 9 3. Педагогическая культура и духовный прогресс народа ............................. 13 4. Народный идеал человека .............................................................................. 17 5. Средства народной педагогики...................................................................... 21 6. Факторы народного воспитания.................................................................... 29 7. Современное состояние народной педагогики в России............................ 33 Список литературы ............................................................................................. 36 Вопросы к промежуточному контролю............................................................ 37 3
Стр.3
витие национального самосознания, формирование национального характера, утверждение равных, гуманных отношений между представителями разных народов, населяющих Россию. При этом задачи практического применения этнопедагогических знаний на пользу развития отечественного образования страны, народа преобладали над стремлением их научного исследования. Появление этнопедагогики как самостоятельной отрасли научнопедагогического знания – закономерный процесс, вызванный существованием такого феномена, как народная педагогика. Наличие огромного объема теоретического и практического материала в области традиционного народного воспитания требовало его изучения, обобщения и применения прогрессивного воспитательного потенциала в современной практике обучения и воспитания детей. Этнопедагогика имеет особенность, которая отличает ее от многих других научных областей, что во многом объясняет сложности ее исторического становления. Ее предметная область и ее исследовательские приоритеты в значительной степени оказались зависимыми от следующих факторов: – истории народа, языковых особенностей, психологических особенностей того или иного этноса, включающих преобладающий темперамент и специфические способы разрешения конфликтов; – харизматических и культурных героев, присущих данному этносу, доминирующего социального устройства; – нравов и обычаев, правил и норм поведения, отраженных в традициях и обычаях народа; – ландшафта, климата и химико-биологических влияний среды обитания; – ведущей деятельности по жизнеобеспечению; – внешнеполитического окружения и экономических связей, а также целого ряда иных факторов. Одна из главных функций науки заключается в получении знаний о ее предмете изучения. В научных исследованиях по этнопедагогике предпринята попытка определения этнопедагогического знания. Это особым образом преобразованное, трансформированное знание об этническом воспитании, это такое знание, сущность которого имеет познавательное и воспитательное значение в педагогической культуре конкретного этноса. Таким образом, этнопедагогическое знание включает следующие понятия: – о действительности и общей этнической картине мира, многообразии и специфичности традиционных этнических культур и их взаимодействии; – идеалах, ценностях, функциях, закономерностях традиционного этнического воспитания, о воспитательном пространстве и мире детства этноса; – факторах традиционного этнического воспитания: генетике, среде, воспитании, обучении, этносоциальном окружении, языке, религии; – содержании, формах, методах и средствах традиционного этнического воспитания, труде как основе человеческого бытия; земле как доме чело6
Стр.6
вечества, человеке как части природы; преемственности поколений, культе предков; семье как непреходящей ценности; системе родственных отношений; сущности этносоциальных ролей; механизмах регулирования отношений между субъектами этноса; традициях, обычаях, обрядах народного этикета; человеке как высшей ценности; религии; общественном мнении как регуляторах нравственного поведения человека и др. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в 70-х гг. XX в. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики и народной культуры как ее теоретическое осмысление. Возникновению этнопедагогического знания способствовали объективные научные и практические предпосылки: антропологические, социально-экономические, культурные, этнологические, историко-педагогические и др. Процессы этногенеза, приведшего к формированию всего современного этнического разнообразия человечества, происходили параллельно с процессами культурогенеза – формирования культурного разнообразия в человеческой цивилизации. Одновременно в культуре и социальной практике различных этнических общностей развивались разнообразные системы народного воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философскоэтические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историкокультурного формирования личности. Предмет этнопедагогики – народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований. 7
Стр.7
Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передача нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др. Итак, этнопедагогика изучает: 1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение); 2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда); 3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование моральноволевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному); 4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, событиясимволы, идеи-символы); 5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои); 6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т. д.); 7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники). 8
Стр.8