Ю. Манн
В поисках новых концепций
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------I
28
июня 1841 года Белинский писал своему другу В. Боткину: "...я теперь
забился в одну идею, которая поглотила
и пожрала меня всего... Во мне
развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и
независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе,
основанном на правде и доблести". В этом признании - как и в некоторых
других, аналогичных, - выразилась суть нового периода развития критика -
периода, датируемого началом 40-х годов. И, пожалуй, не только суть, но и
тот импульс, под влиянием которого совершился переворот.
Силой, прорвавшей теорию "примирения с действительностью", была именно
"одна идея" - идея человеческой личности,
отдельного, конкретного, неповторимого человеческого существа.
счастия и благоденствия
В чем
оправдание всеобщего ("гегелевской Allgemeinheit"), если страдает частное? -
спрашивал Белинский в другом письме к Боткину (от 1 марта 1841 года).
Понимание исторической необходимости, строгое философское самовоспитание не
принесет облегчения тому, кто на пути к общей гармонии своей личной судьбой
должен выразить момент "дисгармонии". "...Если бы мне и удалось влезть на
верхнюю ступень лествицы развития, - я и там попросил бы... отдать мне отчет
во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей,
суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр.", "Ты - я знаю - будешь надо
мною смеяться... - обращается Белинский к своему корреспонденту, - но смейся
как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб
всего мира..."
Новые взгляды Белинского складывались стремительно и бурно.
В
продолжение каких-нибудь нескольких месяцев - от марта до середины 1841 года
- резко менялся ответ критика на вопрос, как соотносятся главные категории:
человек и общество. Вначале отдельное противопоставлялось им целому,
"индивидуум" - "миру". Такова была, так сказать, полемическая логика
движения мысли Белинского, первоначальная фаза освобождения ох Молоха
"общего". Но очень скоро критик признал необходимость новой, другой общей
идеи, в которой бы примирились "индивидуум" и "мир". В письме, с которого мы
начали статью, эта идея уже выражена достаточно отчетливо: Белинский мечтает
об "обществе, основанном на правде и доблести" и именно в нем полагает
возможным осуществление индивидуальных человеческих прав и потребностей.
Говоря конкретнее, такой общей идеей для Белинского в первой половине
40-х годов была идея социализма, или "социальности", как он ее иногда
называл (в письме к Боткину от 8 сентября 1841 года). В печати же для
обозначения грядущего социалистического миропорядка критик прибегал к языку
перифрастическому и подчас библейски-торжественному: "...Свет победит тьму,
разум победит предрассудки, свободное сознание сделает людей братьями по
духу - и будет новая земля и новое небо..." ("Руководство к всеобщей
истории", 1842).
Путь к "новой земле" прокладывается ценою огромного напряжения, крови и
мук. В историческом миросозерцании Белинского вновь происходит оправдание
момента дисгармонии, - той дисгармонии, которая несколько месяцев назад
отвергалась им во имя индивидуальной человеческой судьбы. "Говорят, что
дисгармония есть условие гармонии...", - иронически писал тогда критик.
Теперь он оправдывает революционные перевороты, крутые меры преобразователей
общества, жертвы. 8 сентября 1841 года Белинский пишет Боткину, что
установление социальной справедливости
не может произойти "само собою,
временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их
насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысячей в сравнении с
унижением и страданием миллионов". 15 апреля 1842 года в письме к тому же
Боткину критик вступался за якобинцев
Робеспьер был не ограниченный человек, не интриган, не злодей, не ритор и
что тысячелетнее царство божие утвердится на земле не сладенькими и
и их вождя: "...дело ясно, что
Стр.1