В. Г. Белинский
Стихотворения графини Б. Ростопчиной
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СТИХОТВОРЕНИЯ
ГРАФИНИ Е. РОСТОПЧИНОЙ. 1841. Часть I. Издание конторы
привилегированной типографии Фишера. В Санкт-Петербурге. В 8-ю д. л. 190
стр.
С 1835 года, если не ошибаемся, почти во всех периодических изданиях
начали появляться стихотворения, отмечаемые таинственною подписью "Гр-ня Е.
Р-на" {1}. Само собою разумеется, что причина подобного способа давать о
себе знать заключалась в нежелании автора быть известным под собственным
своим именем - по скромности ли то было, или по не слишком высокому понятию
о литературной арене, или по каким
другим уважениям. Но поэтическое
"инкогнито" не долго оставалось тайною, и все читатели таинственные буквы
выговаривали определенными и ясными словами: "графиня Е. Ростопчина".
Истинный талант, особенно при общественной и личной значительности, есть
враг всякого "инкогнито". К тому же люди - странные создания (подлинно
_порождения крокодиловы_): {2} иногда они потому именно не знают вашего
имени, что вы поторопились сказать им его, и добиваются знать и узнают его
потому только, что вы скрываете или делаете вид, что скрываете его. Евины
потомки, люди всего скорее попадаются на приманку таинственности, которая
раздражает их врожденное любопытство, -
повторяем,
главная причина
неудачного литературного инкогнито графини Ростопчиной заключалась в
поэтической прелести и высоком таланте, которыми запечатлены ее прекрасные
стихотворения. Нам тем легче отдать о
них отчет публике, что все они
известны каждому образованному и неутомимому читателю русских периодических
изданий. Посему мы почитаем себя вправе не прибегать к большим выпискам и
ограничиваться только указанием на ту или другую пьесу, для подтверждения
нашего мнения об интересных произведениях светской музы графини Ростопчиной.
И мы выскажем наше мнение прямо и откровенно, чуждаясь сколько безусловного
удивления, столько и пристрастного равнодушия.
Отличительные черты музы графини Ростопчиной - рефлексия и светскость.
Можно сказать, что это муза рассуждающая и светская. Перечтите пьесы:
"Страдальцу", "Полузнакомой", "Равнодушной", ""Зачем?" ответ на _что_",
"Отринутому поэту", "На Дону", "На памятник Сусанину" и некоторые другие -
во всех них встретите вы бездну вопросов, вроде следующих: "зачем?",
"ужель?", "ты ль это?", "тебе ль?" и т. п. "Зачем" особенно часто
повторяется в стихотворениях графини Ростопчиной. Даже те из них, в которых
нет прямого вопрошения, большею частию
не иное что, как рассуждения в
прекрасных, а иногда в поэтических стихах. Несмотря на все уважение к
графине Ростопчиной, мы не можем не заметить, что рассуждение охлаждает даже
мужескую и мужественную поэзию и придает ей какойто однообразный и
прозаический колорит. Правда, этого нельзя безусловно отнести к прекрасным
_медитациям_ {3} графини Ростопчиной; но все-таки нельзя не сказать, чтобы
ее стихотворения не выиграли больше в поэзии, если бы захотели оставаться
поэтическими откровениями мира женственной души,
мелодиями мистики
женственного сердца. Тогда они были бы и любопытнее для остальной половины
человеческого рода, бог знает почему присвоившей себе право суда и награды.
Сохрани нас бог от вандальской мысли ограничить поэтическую деятельность
женщины только сферою, оставленною ей варварством мужчины; но. мы думаем,
что, вступая в сферы, присвоенные себе силою мужчины, женщине должно иметь и
мужские силы при женской грации, подобно гениальной Дюдеван...
Исключительное служение "богу салонов" также не совсем выгодно и для
музы графини Ростопчиной. Наши салоны - слишком сухая и бесплодная почва для
поэзии. Правда, они даже и зимою дышат
ароматом, или, как говорит муза
графини Ростопчиной, "сыплют аромат"; но этот аромат искусственный,
возросший на почве горшков, а не на раздолье плодотворной вемли, улыбающейся
ясному небу. _Бал_, составляющий источник вдохновений графини Ростопчиной,
конечно, образует собою обаятельный мир даже и у нас, не только там, где
царит образец, с которого он довольно точно скопирован; но он у нас -
Стр.1