Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ ДЕСЯТАЯ
"Борис Годунов"
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Совершенно
новая эпоха художнической деятельности Пушкина началась
"Полтавою" и "Борисом Годуновым". Хотя первая вышла в 1829 году, а последний
- в 1831 году, тем не менее их должно считать почти современными друг другу
произведениями, потому что "Борис Годунов" написан был гораздо раньше 1831
года, и знаменитая сцена между Пименом
и Самозванцем была напечатана в
"Московском вестнике" 1828 года, небольшая сцена между Курбским и
Самозванцем - в "Северных цветах" на 1828 год, вышедших в 1827 году.
"Полтава" со стороны художественности относится к "Борису Годунову", как
_стремление_ относится к _достижению_. {399} Публика приняла "Полтаву"
холоднее, нежели прежние поэмы Пушкина; "Борис Годунов"
был принят
совершенно холодно, как доказательство совершенного падения таланта, еще
недавно столь великого, так много сделавшего и еще так много обещавшего.
{400} Как тогда, так и теперь у "Бориса Годунова" были жаркие поклонники;
но, как тогда, так и теперь число этих поклонников было очень малочисленно,
а число порицателей - огромно. Которые из них правы, которые виноваты? Те и
Другие равно правы и равно виноваты, потому что, действительно, ни в одном
из прежних своих произведений не достигал Пушкин до такой художественной
высоты, и ни в одном не обнаружил таких огромных недостатков, как в "Борисе
Годунове". Эта пьеса была для него истинно ватерлооскою битвою, в которой он
развернул, во всей широте и глубине, свой гений и, несмотря на то, все-таки
потерпел решительное поражение.
Прежде всего скажем, что "Борис Годунов" Пушкина - совсем не драма, а
разве эпическая поэма в разговорной форме. Действующие лица, вообще слабо
очеркнутые, только говорят и местами говорят превосходно; но они не живут,
не действуют. Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите
ни страстей, ни борьбы, ни действий. Это один из первых и главных
недостатков драмы Пушкина; но этот недостаток не вина поэта: его причина - в
русской истории, из которой поэт заимствовал содержание своей драмы. Русская
история до Петра Великого тем и отличается от истории западноевропейских
государств, что в ней преобладает
чисто эпический,
или,
скорее,
_квиэтический_ характер, тогда как в тех преобладает характер чисто
драматический. До Петра Великого в России развивалось начало семейственное и
родовое; но не было и признаков развития личного: а может ли существовать
драма без сильного развития индивидуальностей и личностей? Что составляет
содержание шекспировских драматических хроник? Борьба личностей, которые
стремятся к власти и оспоривают ее друг у друга. Это бывало и у нас: весь
удельный период есть не что иное, как ожесточенная борьба за великокняжеский
и за удельные престолы; в период Московского царства мы видим сряду трех
претендентов такого рода, но все-таки
не видим никакого драматического
движения. В период уделов один князь свергал другого и овладевал его уделом,
потом, побежденный им, снова уступал ему его владение, потом опять
захватывал его; но в уделе от этого ровно ничего не изменялось: переменялись
лица, а ход и сущность дел оставались те же, потому что ни одно новое лицо
не приносило с собою никакой новой идеи, никакого нового принципа. Отсюда
объясняется, почему народонаселение того или другого княжества, того или
другого города с одинаковою ревностью билось и за старого князя против
нового, и за нового против старого. И одному богу известно, чем бы кончилась
для Руси эта _усобица_, если бы так кстати не подоспели татары. С одной
стороны, их жестокое и позорное иго гибельно подействовало на нравственную
Стр.1