поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 8 (259) 2013
август
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук,
проф., председатель
Радченко С.Ю., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук,
доц., секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук,
проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук,
проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук,
проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук,
проф.
Константинов И.С., д-р техн.
наук, проф.
Новиков А.Н., д-р. техн. наук,
проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук,
проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., д-р. экон. наук, проф.
Коростелкина И.А., д-р. экон. наук,
проф.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Бархатов А.П., д-р экон. наук, проф.
Васильева М.В., д-р экон. наук,
проф.
Гетьман В.Г., д-р экон. наук, проф.
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф.
Павлова Л.П., д-р экон. наук, проф.
Ответственный за выпуск:
Дедкова Е.Г. канд. экон. наук, доц.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых коммуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355
от 03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2013
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 8 (259) 2013
1
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Кузьминых
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
Н.А.
Управление
инновационным развитием
муниципальных образований…………………………………………………… 3
Научная область использования учетно-аналитических систем
Алферов В.Н. Развитие учета, анализа и контроля в условиях
антикризисного управления……………………………………………………… 10
Иванченков А.Н. Международный опыт формирования системы
сегментного учета…………………………………………………………………… 15
Кулешова И.Б. Теоретико-исторический аспект развития категории
«добавленная стоимость»………………………………………………...……… 25
Орлюк Н.Ю. Применение системы сбалансированных показателей
на промышленных предприятиях………………………………………………. 37
Симонов Д.В. Теоретические аспекты организации управленческого
учета качественных характеристик…………………………………………….. 45
Григоренко И.А. Внутренний аудит формирования себестоимости
готовой продукции………………………………………………………………….. 55
Козлюк Н.В. Порядок отражения стоимости биологических активов
в управленческом учетно-аналитическом комплексе в соответствии
с МСФО…………………………………………………………………………..…….. 63
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Попова Л.В. Современная система налогообложения доходов
физических лиц……………………………………………………………………… 69
Султанов М.С. Оптимизация налоговых доходов бюджетов
различных уровней………………………………………………………………… 78
Юденич Н.М. Объект имущественного налогообложения: его роль
и значение в развитии налоговой системы России……………………..… 85
Дедкова Е.Г. Методика проведения налогового аудита…………………… 91
Харламов К.О.
Особенности применения налогового
консультирования в рамках повышения налоговой дисциплины по
основным налогам, уплачиваемых промышленным предприятием….. 95
Коростелкин М.М. Налоговые споры как результат налоговой
неопределенности в налоговой деятельности экономического
субъекта……………………………………………………………………………….. 99
Восканян Э.С. Теоретические основы формирования налогового
потенциала……………………………………………………………………………. 104
Бородин Ю.Г.
Научное развитие экономики и управления предприятием
Обоснование
вариантов
управления
модернизационными процессами на российских промышленных
предприятиях……………………………………………………………………….. 111
Смирнова Л.В., Ершов А.С., Коновалов В.А. Совершенствование
доверительных контрактов предоставления услуг долгосрочного
консалтинга на базе саморегулирования……………………………………. 117
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical
journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 8 (259) 2013
august
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech.,
Prof., vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc.
Tech., Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A.,. Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech.,
Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Korostelkina I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Barkhatov A.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Get’man V.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Pavlova L.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Responsible for edition:
Dedkova E.G. Candidate Sc. Ec.,
Assistant Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye highway, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal
Agency
is
of
registered in Federal
supervision
telecommunications,
technology
and
in
information
mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2013
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
CONTENTS
Scientific tendencies of development of investments and innovations
Kuzminyh N.A. Management of innovative development of municipalities……. 3
Scientific area of use of registration-analytical systems
Alferov V.N. Account development, analysis and control in crisis
management……………………………………………………………………………… 10
Ivanchenkov A.N. International experience of formation of system of segment
accounting………………………………………………………………………………… 15
Kuleshova I.B. Theoretical and historical aspect of category «value added»… 25
Orlyuk N.Y. Application of the balanced scorecard in enterprises……………... 37
Simonov D.V. Theoretical aspects of the organization of good performance
management accounting……………………………………………………………….. 45
Grigorenko I.А. Internal audit of forming cost of finished goods………………... 55
Kozlyuk N.V. Order of reflection value of biological assets in management
accounting and analytical complex in accordance with IFRS…………………... 63
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Popova L.V. The modern system of personal income tax………………………… 69
Sultanov M.S. Optimization of tax revenue budget of different levels………….. 78
Yudenich N.M. Object of property taxes: its role and importance in the
development of tax system Russia…………………………………………...……… 85
Dedkova E.G. Method of tax audit…………………………………………………….. 91
Harlamov K.O. Features of tax advice in the discipline of tax increase for
basic taxes paid industrial enterprise……………………………………………….. 95
Korostelkin M.M. Tax dispute as a result of uncertainty of tax revenue of
economic entity………………………………………………………………………….. 99
Voskanyan E.S. Theory basics of revenue potential………………………………. 104
Scientific development of economy and operation of business
Borodin Y.G. Basis of options modernization processes in Russian industrial
enterprises………………………………………………………………………………… 111
Smirnova L.V., Ershov A.S., Konovalov V.A. Improving the confidence of longterm
contracts to provide consulting services on the basis of self-regulation 117
2
№ 8 (259) 2013
Стр.2
Научные тенденции развития инвестиций и инноваций
НАУЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
УДК 332.1:001.895
Н.А. КУЗЬМИНЫХ
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В статье на основе выявленных проблем инновационного развития муниципальных
образований в современных условиях предложена модель управления, отличающаяся вертикальногоризонтальными
связями, свойствами универсальности и трансформируемости. В рамках
концепции эффективного управления инновационным развитием муниципальных образований
предложен подход к оценке уровня инновационного развития, включающий оценку инновационного
потенциала, инновационного риска, инновационной культуры, инновационной активности,
позволяющий принимать управленческие решения инновационного характера.
Ключевые слова: инновационное развитие, муниципальные образования, модель
управления инновационным развитием, оценка уровня инновационного развития, инновационный
потенциал, инновационный риск, инновационная культура, инновационная активность.
В современных условиях успех развития муниципальных образований зависит во
многом от реализации мер, направленных на формирование инновационной экономики на
местах за счет внедрения продуктовых, процессных и управленческих инноваций. В
настоящее время в целях увеличения объемов валового муниципального продукта и
поступлений в местные бюджеты, укрепления конкурентных преимуществ, раскрытия
инновационного потенциала органам местного самоуправления необходимо реализовывать
программы социально-экономического развития на основе осуществления инновационной
деятельности, отвечая внешним вызовам. Таким образом, нацеленность местного
самоуправления на формирование модели управления инновационным развитием становится
наиболее важной задачей развития территорий в современности.
В процессе исследования особенностей развития муниципальных образований в
условиях инновационной экономики установлено, что в настоящее время существуют
определенные проблемы формирования муниципальной инновационной экономики.
Остановимся на основных.
Во-первых, законодательство не в полной мере регулирует вопросы развития
инновационной деятельности, в частности не до конца отработаны понятийный аппарат,
организационные, экономические и финансовые меры, вопросы защиты интеллектуальной
собственности. В связи с этим нормативная правовая база, действующая сегодня, не
обеспечивает согласование интересов государства, регионов, муниципальных образований,
бизнес-структур, населения в реализации модели инновационного развития. Без создания
полноценной законодательной базы формирования и функционирования региональной
инновационной системы не будет инновационного развития муниципальных образований.
Требуется четкая постановка целей и задач, определение роли и места каждого из ведущих
субъектов хозяйствования в инновационном развитии, установление эффективных
взаимосвязей между государством, бизнесом, наукой, образованием. Следовательно,
разработка и реализация инновационных программ во всех муниципальных образованиях
обеспечит импульс инновационному развитию.
Во-вторых, наблюдается функциональная недостаточность инновационной
инфраструктуры. На сегодняшний момент нет целостности, присутствует оторванность
отдельных элементов инновационной инфраструктуры друг от друга. Учитывая это, полнота
инновационной инфраструктуры должна достигаться за счет развития в комплексе
технологической инфраструктуры, инфраструктуры подготовки кадров, консалтинговой
№ 8 (259) 2013
3
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
инфраструктуры, информационной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, сбытовой
инфраструктуры.
В-третьих, наличие недостаточного инвестиционного обеспечения, что тормозит
обновление производственных помещений, исследовательской базы, производственных
мощностей; развитие кадров, обладающих необходимой квалификацией; и сбытовых сетей,
обеспечивающих продвижение продукции на рынки и т. д.
Как показывает проведенный анализ, развитие инновационной деятельности
происходит за счет собственных средств, но их катастрофическая нехватка не дает
возможности поддерживать инновационные процессы. Российский финансовый рынок
(кредитный рынок и рынок ценных бумаг) не обеспечивает прорыв в области инноваций изза
высоких процентных ставок по кредитам, устойчивых инфляционных ожиданий,
постоянного колебания ставки рефинансирования, дефицита рублевых средств, зависимости
от внешних факторов, высокой чувствительности к ним и т. д. Венчурные механизмы не
работают, а системы посевного финансирования, получившие развитие в последнее время, не
могут охватить весь масштаб проблем инвестирования в инновационную деятельность в
силу малого объема ресурсов, выделяемых на инновации. Несмотря на то, что
законодательная база Российской Федерации устанавливает определенные гарантии прав
инвесторов, предоставляет льготы по налогообложению, получению инвестиционных
кредитов и т.д., существуют проблемы несовершенства существующей системы
инвестирования.
Для того чтобы муниципальные образования развивались в условиях инновационной
экономики, органы местного самоуправления должны активизировать процесс поиска и
привлечения инвесторов, представляя в выгодном свете свое муниципальное образование
как потенциально привлекательный объект для вложения инвестиционных средств.
Первоначально необходимо принятие представительным органом муниципального
образования нормативного акта, регламентирующего порядок и условия поддержки
инновационной деятельности со стороны местной администрации. В качестве основного
критерия поддержки реализации проектов может быть приоритетность того проекта,
которым достигается сохранение и создание рабочих мест, поддержание высокой занятости
жителей муниципального образования, стимулирование занятости социально незащищенных
слоев населения, расширение налогооблагаемой базы местного бюджета. Также во внимание
принимается стратегическая важность проекта для социально-экономического развития
муниципального образования. Приоритет имеют проекты, реализация которых содействует
достижению стратегической цели развития муниципального образования.
В-четвертых, отсутствие эффективного механизма взаимодействия федеральной,
региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и населения. Сегодня реализация
принципа государственно-частного партнерства не имеет такой эффективности, как в
зарубежных странах, несмотря на то, что есть определенные подвижки в области
законодательства государственно-частного партнерства на региональном уровне.
Сдерживающие факторы правового и организационного характера не позволяют
государственно-частному партнерству включиться в реализацию инновационноинвестиционных
проектов федерального, регионального и муниципального уровней.
Учитывая это, необходимо четко разграничить права и обязанности участников
инновационного процесса, активно привлекать бизнес к реализации инновационноинветиционных
проектов.
В-пятых, присутствует инновационная некомпетентность. Население не готово
воспринимать инновационный путь как стратегический и единственно возможный,
поскольку сказывается психологический фактор невосприятия чего-то нового. Исходя из
этого, люди на местах используют методы и инструменты управления, неэффективные в
настоящее время. Помимо всего нехватка профессионалов в сфере науки и техники тормозит
инновационные процессы, происходящие в экономике. Учитывая это, необходимо обучать
людей, повышать уровень образования в сфере инноваций и инвестиций.
4
№ 8 (259) 2013
Стр.4