Н.Ф. Михеева
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Учебное пособие
Второе издание, исправленное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
ББК 81.2
М 69
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент−
зав. кафедрой иностранных языков и культурологии
Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования
профессор Г.И. Воронина
М 69
Михеева Н.Ф. <...> Цель пособия – расширить и углубить знания лиц, занимающихся иностранными языками и методикой их преподавания. <...> Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов и языковых вузов. <...> Сегодня она включает в себя новые проблемы и аспекты
учебного процесса, вовлекая широкий круг наук – социологию, социальную,
общую, педагогическую, возрастную психологию, дидактику, лингвострановедение, лингводидактику, психолингвистику, национально-культурную специфику речевого поведения и ряд других. <...> Одной из важнейших проблем, в этой связи, представляется разработка Программы языкового развития Российской Федерации, в рамках которой предполагается: 1) определить особое место русского языка как языка международного общения СНГ (при этом отдельно хотелось бы отметить необходимость и в дальнейшем укреплять роль русского языка как государственного
языка России и еще раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, изучение любого
иностранного языка невозможно без опоры на родной русский язык); 2) выделить группу приоритетных иностранных языков для массового изучения во
всех звеньях образования и определить их удельный вес в общеобразовательной подготовке (к сожалению, в настоящий момент приоритеты все
больше отдаются обучению английскому языку, а такие иностранные языки,
как: немецкий, французский, испанский и ряд других исчезают из общеобразовательных школ и вузов страны, особенно региональных); 3) включить в
Программу языкового развития России изучение языков <...>
_Методика_преподавания_иностранных_языков.pdf
Н.Ф. Михеева
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Учебное пособие
Второе издание, исправленное и дополненное
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
Стр.1
ББК 81.2
М 69
Рецензент −
зав. кафедрой иностранных языков и культурологии
Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования
профессор Г.И. Воронина
Михеева Н.Ф.
М 69 Методика преподавания иностранных языков: Учеб.
пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: РУДН, 2010. –
73 с.
ISBN 978-5-209-03839-9
В пособии освещаются основные проблемы методики
преподавания иностранных языков.
Цель пособия – расширить и углубить знания лиц, занимающихся
иностранными языками и методикой их преподавания.
Для
студентов, аспирантов и преподавателей филологических
факультетов и языковых вузов.
ISBN 978-5-209-03839-9
ББК 81.2
© Михеева Н.Ф., 2010
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
У т в е р ж д е н о
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................4
К вопросу о перспективах российского языкового образования......................................6
Обучение иностранным языкам в системе
профессионально ориентированного образования
в Республике Беларусь.........................................................................................................11
Языковое образование в XXI веке:
национально-культурны и межкультурный аспекты ........................................................14
К проблеме инновационной деятельности
в сфере образования ............................................................................................................20
О роли коммуникативных информационных
технологий в современном мире ........................................................................................24
Современные подходы к развитию российского образования
как поликультурного, полилингвального пространства ...................................................27
Актуальные проблемы преподавания перевода в вузе .....................................................36
Новые методические подходы к обучению
испанскому языку в вузе .....................................................................................................43
Презентация в условиях делового общения ......................................................................60
Инновационные подходы к обучению профессионально
ориентированному иностранному языку в вузе ................................................................68
3
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная теория обучения иностранным языкам становится все
более многомерной. Сегодня она включает в себя новые проблемы и аспекты
учебного процесса, вовлекая широкий круг наук – социологию, социальную,
общую, педагогическую, возрастную психологию, дидактику, лингвострановедение,
лингводидактику, психолингвистику, национально-культурную специфику
речевого поведения и ряд других.
Если раньше характер преподавания иностранных языков в мире
определялся социальными запросами государства, исходя из характера экономических,
политических и международных связей, то сегодня в Европе ситуация
резко меняется. Многие европейские страны становятся членами Совета
Европы, координируя усилия в области разрабатываемых технологий,
совместно решая сходные проблемы и устанавливая единые стандартные
требования. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система
оценки знаний в области иностранных языков в Европе. Существует также
Ассоциация тестирующих учреждений Европы, разрабатывающих содержание
экзаменов и стандарты по европейским языкам. Здесь мы можем опираться
на опыт и практику наших европейских коллег.
Личностно-деятельностный подход к обучению обусловил постановку
тех проблем, которые, на наш взгляд, составляют фундамент современной
методики преподавания иностранных языков. Такими ключевыми
проблемами являются: взаимодействие преподавателя и обучаемых как равнопартнерское
учебное сотрудничество, направленное на решение учебных
коммуникативно-познавательных задач; психологические особенности учебной
деятельности; формирование личности студента – его мотивационных,
ценностно-ориентационных и других характеристик в учебном процессе.
В предлагаемом учебном пособии освещаются темы, прямо или косвенно
связанные с вопросами методики преподавания иностранных языков.
4
Стр.4