Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики
Сибирского государственного технологического университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Игнатова Валентина Владимировна
доктор философских наук, профессор
Балханов Валерий Александрович
кандидат педагогических наук, доцент
Гергенова Валентина Ермолаевна
Ведущая организация:
Новосибирский государственный
педагогический университет
Защита состоится «f.Q..» 67UrukJA*H^ 2002 года в
часов на
заседании диссертационного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Бурятском
государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина
24/а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского
государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул.
Смолина 24/а
Т000004751
ЦОБ по ФКиС
Автореферат разослан
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
2
*£- 2002 года
р Г А (Т) W
I
И.Г. Моргунова
/ /
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Глубокая и всесторонняя модернизация
российского образования, направленная на долгосрочную перспективу и
нацеленная на определённые приоритеты в обучении и воспитании молодого
поколения, предполагает решение важнейших задач, которые связаны с
формированием у школьников гражданской ответственности и самосознания,
духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда. В связи с этим особое значение
приобретает проблема их подготовки к продуктивной коммуникации и
актуализируется значимость коммуникативной самореализации личности в
различных сферах социальной деятельности. Как отмечено в концепции
модернизации образования, школьный период развития личности является
важным этапом социализации и обладает широкими возможностями для
развития и реализации потенциала ребенка.
Вопросы самореализации личности в контекстах сущностной
{"Х^ сферы человекознания
характеристики данного явления и создания условий, обеспечивающих ее,
обсуждаются в трудах отечественных учёных, исследующих различные
(Б.Г. Ананьев, Г.С. Батищев, Т.И. Березина,
)ч5^ М.Н. Берулава, В.П. Беспалько, А.А. Бодалев, О.С. Газман, К.М. Гуревич,
*S$N^ И.И. Зарецкая, В.В. Знаков, Н.Б. Крылова, Ю.М. Орлов, А.А. Реан,
Л. А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко, П.И. Чернецов, М.И. Шилова,
Т.П. Щедровицкий и другие), и представителей западной гуманистической
психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Шутц и другие).
Общеизвестно, что личность самореализуется в деятельности (включая
Значительный вклад в развитие представлений о
коммуникативную).
коммуникативности личности внесли Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева,
А.А. Бодалев, Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик,
В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, В.Е. Семёнов,
В.Н. Соковнин, В.В. Соколова, П.М. Якобсон и другие.
Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем
интересе к проблеме поиска условий, способов и средств, обеспечивающих
коммуникативную самореализацию личности. Вместе с тем исследователи
отмечают недостаточную психолого-педагогическую разработанность
данной проблемы. В науке к настоящему времени, с однЬй стороны, созданы
3
Стр.3