W
На правах рукописи
Шишлянникова Нина Петровна
Формирование мировосприятия младших
школьников на интегрированных
занятиях искусством
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Абакан - 2003
Работа выполнена в Хакасском государственном университете
им. <...> Необходимо раскрытие ребенка в его собствен
ном жизнетворчестве, в живом общении с музыкой, искусством, приро
дой, культурной средой, что означает интегрировать его в общий жиз
ненный план. <...> Применительно к теме исследования понятие «мировосприятие» оп
ределяется нами как деятельность, в процессе которой происходит вос
приятие, осознание и освоение окружающего мира, а также — обобще
ние результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных
искусству. <...> Определение «живое» применительно к
педагогике искусства в нашем исследовании мы характеризуем в трех аспек
тах. <...> Отдельные аспекты формирования мировосприятия детей как педагоги
ческая проблема разрабатывались в истории педагогики со времен Я.А. Коменского, Ж.-Ж. <...> Научный интерес в педагогике общего музыкального образования на
протяжении многих десятилетий был ориентирован преимущественно на
приобретение узкопредметных знаний, умений и навыков, развитие му
зыкальных способностей детей. <...> И.Г. Димовой, Ю.Б. Алиева, В.И. Петрушина и др. накоплен ценный ма
териал для уроков музыки. <...> В ней преподавание музыки как живого ис
кусства, уходящего корнями в истоки музыкальной педагогики 20-х го
дов XX столетия (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, А.А. Шеншин, Б.Л. Явор
ский и др.), получило воплощение и развитие благодаря разработке
принципов и методов, вытекающих из природы искусства. <...> Впервые в
систему работы с детьми были привлечены различные виды искусства в
условия урока музыки, а в 4 классе музыка в единстве с другими видами
искусства явилась предметом специального рассмотрения на протяжении
4
целого учебного <...>
Формирование_мировосприятия_младших_школьников_на_интегрированных_занятиях_искусством..pdf
W
На правах рукописи
Шишлянникова Нина Петровна
Формирование мировосприятия младших
школьников на интегрированных
занятиях искусством
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Абакан - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Хакасском государственном университете
им. Н.Ф. Катанова
Научный консультант:
член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор Юсое B.1I.
Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор педагогических
наук, профессор Бопдареиская Е.В.,
доктор педагогических наук, профессор
Переломова Н.А.;
доктор философских наук, профессор
Балхаиов В.А.
Ведущая организация: Магнитогорский государственный университет
Защита состоится « <£ » /7А'/?2<№'/2-<£- 2003 года в {у часов па заседании
диссертационного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на
соискание ученой степени доктора педагогических наук при Бурятском
государственном университете по адресу: 660049, г. Улан-Удэ, ул. Смолина,
24а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного
университета по адресу: 660049, г. Улан-Удэ, ул. Смолина,
24а.
Автореферат разослан «J^»/£^^?200 3 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцелт
4/00000498
5
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
И.Г. Моргунова
Стр.2
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Многие века в мире господствовало
мировоззрение, ставившее человека в центр бытия. Многие десятилетия
наука и образование были направлены на технологическое развитие и
технократическое сознание. Установка на интенсивное исследование и
покорение внешнего мира привела человека к утрате чувства внутреннего
родства с ним. Современное общество поставлено перед необходимостью
формирования нового мировоззрения, в центре внимания которого
будет бытие человека в мире и его отношение к миру, к природе как к
родственному, живому организму.
Сложившаяся в мире ситуация требует поиска концепций формирования
человека с мировосприятием, основанным на реальной, живой позиции
в отношении действительности (природы, культуры), а не только на
понятийных системах и категориях педагогики, психологии, искусствознания,
музыковедения. Необходимо раскрытие ребенка в его собственном
жизнетворчестве, в живом общении с музыкой, искусством, природой,
культурной средой, что означает интегрировать его в общий жизненный
план. В связи с этим назрела потребность в реальной образовательной
политике, направленной на развитие гуманитарно-культурологических
и художественно-эстетических начал личности как стратегических
приоритетов модернизации системы образования.
Применительно к теме исследования понятие «мировосприятие» определяется
нами как деятельность, в процессе которой происходит восприятие,
осознание и освоение окружающего мира, а также — обобщение
результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных
искусству. И на этой основе — совершенствование личности ребенка и
окружающего мира.
В последнее десятилетие определение «живое» становится общепринятым
в психологической, педагогической литературе и в публикациях по художественному
воспитанию (В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, Е.В. Бондаревская,
Л.В. Горюнова, Б.П. Юсов). Определение «живое» применительно к
педагогике искусства в нашем исследовании мы характеризуем в трех аспектах.
«Живая» — это художественно-творческая деятельность, организованная
на основе чувств и представлений самого ребенка, с максимальным
привлечением его возможностей и усилий, опирающаяся на связь с окружающим
миром и реальной детской жизнью, где знания, умения и навыки
используются как средство продвижения прямых, индивидуальных, творческих
контактов ребенка с окружающим миром.
Формирование мировосприятия человека, живущего в гармонии с миром
природы и общества (живого, планетарного мировосприятия),
сопряжено с трудностями, поскольку .-в;-науке гпока"еще отсутствует
Стр.3