Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторШишлянникова
ИздательствоХГУ им. Н.Ф. Катанова
Страниц50
ID217937
АннотацияЦель исследования - датьтеоретическое обоснование авторской концепции формирования мировоспириятия младших школьников на основе интегрированного подхода в учебном процессе начальной школы, в условиях целенаправленно организованной опытно-экспериментальной работы и творческого поиска учителей практиков на уроках музыки во взаимодействии с учителями начальных классов и изобразительного искусства.
Шишлянникова, Н.П. Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством. : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.П. Шишлянникова .— : ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2003 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/217937 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

W На правах рукописи Шишлянникова Нина Петровна Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Абакан - 2003 Работа выполнена в Хакасском государственном университете им. <...> Необходимо раскрытие ребенка в его собствен ном жизнетворчестве, в живом общении с музыкой, искусством, приро дой, культурной средой, что означает интегрировать его в общий жиз ненный план. <...> Применительно к теме исследования понятие «мировосприятие» оп ределяется нами как деятельность, в процессе которой происходит вос приятие, осознание и освоение окружающего мира, а также — обобще ние результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных искусству. <...> Определение «живое» применительно к педагогике искусства в нашем исследовании мы характеризуем в трех аспек тах. <...> Отдельные аспекты формирования мировосприятия детей как педагоги ческая проблема разрабатывались в истории педагогики со времен Я.А. Коменского, Ж.-Ж. <...> Научный интерес в педагогике общего музыкального образования на протяжении многих десятилетий был ориентирован преимущественно на приобретение узкопредметных знаний, умений и навыков, развитие му зыкальных способностей детей. <...> И.Г. Димовой, Ю.Б. Алиева, В.И. Петрушина и др. накоплен ценный ма териал для уроков музыки. <...> В ней преподавание музыки как живого ис кусства, уходящего корнями в истоки музыкальной педагогики 20-х го дов XX столетия (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, А.А. Шеншин, Б.Л. Явор ский и др.), получило воплощение и развитие благодаря разработке принципов и методов, вытекающих из природы искусства. <...> Впервые в систему работы с детьми были привлечены различные виды искусства в условия урока музыки, а в 4 классе музыка в единстве с другими видами искусства явилась предметом специального рассмотрения на протяжении 4 целого учебного <...>
Формирование_мировосприятия_младших_школьников_на_интегрированных_занятиях_искусством..pdf
W На правах рукописи Шишлянникова Нина Петровна Формирование мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Абакан - 2003
Стр.1
Работа выполнена в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова Научный консультант: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Юсое B.1I. Официальные оппоненты: действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Бопдареиская Е.В., доктор педагогических наук, профессор Переломова Н.А.; доктор философских наук, профессор Балхаиов В.А. Ведущая организация: Магнитогорский государственный университет Защита состоится « <£ » /7А'/?2<№'/2-<£- 2003 года в {у часов па заседании диссертационного совета Д-212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Бурятском государственном университете по адресу: 660049, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 660049, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Автореферат разослан «J^»/£^^?200 3 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцелт 4/00000498 5 ЦОБ по ФКиС РГАФК И.Г. Моргунова
Стр.2
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Многие века в мире господствовало мировоззрение, ставившее человека в центр бытия. Многие десятилетия наука и образование были направлены на технологическое развитие и технократическое сознание. Установка на интенсивное исследование и покорение внешнего мира привела человека к утрате чувства внутреннего родства с ним. Современное общество поставлено перед необходимостью формирования нового мировоззрения, в центре внимания которого будет бытие человека в мире и его отношение к миру, к природе как к родственному, живому организму. Сложившаяся в мире ситуация требует поиска концепций формирования человека с мировосприятием, основанным на реальной, живой позиции в отношении действительности (природы, культуры), а не только на понятийных системах и категориях педагогики, психологии, искусствознания, музыковедения. Необходимо раскрытие ребенка в его собственном жизнетворчестве, в живом общении с музыкой, искусством, природой, культурной средой, что означает интегрировать его в общий жизненный план. В связи с этим назрела потребность в реальной образовательной политике, направленной на развитие гуманитарно-культурологических и художественно-эстетических начал личности как стратегических приоритетов модернизации системы образования. Применительно к теме исследования понятие «мировосприятие» определяется нами как деятельность, в процессе которой происходит восприятие, осознание и освоение окружающего мира, а также — обобщение результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных искусству. И на этой основе — совершенствование личности ребенка и окружающего мира. В последнее десятилетие определение «живое» становится общепринятым в психологической, педагогической литературе и в публикациях по художественному воспитанию (В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, Е.В. Бондаревская, Л.В. Горюнова, Б.П. Юсов). Определение «живое» применительно к педагогике искусства в нашем исследовании мы характеризуем в трех аспектах. «Живая» — это художественно-творческая деятельность, организованная на основе чувств и представлений самого ребенка, с максимальным привлечением его возможностей и усилий, опирающаяся на связь с окружающим миром и реальной детской жизнью, где знания, умения и навыки используются как средство продвижения прямых, индивидуальных, творческих контактов ребенка с окружающим миром. Формирование мировосприятия человека, живущего в гармонии с миром природы и общества (живого, планетарного мировосприятия), сопряжено с трудностями, поскольку .-в;-науке гпока"еще отсутствует
Стр.3