МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. КАФЕДРА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА И ОСНОВ ПРАВОВЕДЕНИЯ
ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
А.Н. Варламова
учебное пособие
РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ
Рекомендовано Учебнометодическим объединением по юридическому
образованию высших учебных заведений в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
«Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»
МОСКВА 2010
Стр.2
УДК 347
ББК 67.404.я73
В 18
Рецензенты:
М.И. Клеандров, судья Конституционного Суда РФ, член-корреспондент
РАН; В.В. Витрянский, заместитель председателя ВАС РФ, доктор
юридических наук, профессор
Варламова А.Н.
В 18
Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие.
– М.: Статут, 2010. – 301 с.
ISBN 978-5-8354-0665-4 (в обл.)
Настоящее пособие является первым учебным изданием в области
конкурентного права, в котором освещается круг мер, обеспечивающих
не только защиту, но и развитие конкурентных отношений.
Проводится подробный анализ четырех направлений регулирования
конкурентных отношений: стимулирующих, ограничительных, специальных
мер и мер защиты конкуренции.
Материал изложен на основе новейшего законодательства с привлечением
судебной и административной практики. Проблемы собственно
антимонопольного законодательства излагаются с учетом
«второго антимонопольного пакета». Пособие базируется на Программе
развития конкуренции 2009 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических
вузов. Пособие может быть использовано работниками
органов государственной власти и управления, руководителями и
специалистами коммерческих организаций.
УДК 347
ББК 67.404.я73
ISBN 978-5-8354-0665-4
© Б.И. Пугинский, вступительное слово, 2010
© А.Н. Варламова, 2010
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2010
Стр.3
Оглавление
Вступительное слово (Б.И. Пугинский) ................................................6
Введение ................................................................................................8
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Глава 1. Основные понятия законодательства о конкуренции ..............12
1.1. Конкуренция: понятие, виды. Конкурентная среда .................12
1.2. Монополия: понятие, виды. Соотношение понятий
«естественная монополия», «сетевая деятельность»,
«публичная служба» ....................................................................21
1.3. Критерии доминирующего положения.
Коллективное доминирование ..................................................30
1.4. Группа лиц, аффилированные лица
и взаимозависимые лица ............................................................40
Гл ава 2. Цель конкурентного законодательства
и его отраслевые особенности ...........................................................53
2.1. Цель конкурентного законодательства......................................53
2.2. Отраслевой аспект в регулировании
конкурентных отношений .........................................................60
Гл ава 3. Законодательные меры и правовые средства
как инструменты обеспечения развития конкуренции .......................68
3.1. Классификация законодательных мер,
обеспечивающих развитие конкуренции ..................................68
3.2. Правовые средства формирования и реализации
конкурентной стратегии ............................................................75
РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гл ава 4. Стимулирующие меры: комплексные и направленные
на увеличение числа хозяйствующих субъектов ...............................86
4 1. Комплексные меры стимулирования
конкурентных отношений ..........................................................86
3
Стр.4
4.2. Снижение барьеров входа на рынок, поддержка
малого бизнеса и иные инструменты увеличения числа
конкурентоспособных хозяйствующих субъектов
на товарных рынках ....................................................................98
4.3. Развитие конкурентных отношений в монополизированных
отраслях экономики путем принудительного разукрупнения
хозяйствующих субъектов ........................................................112
Гл ава 5. Стимулирующие меры, направленные
на совершенствование качественных приемов конкурентной борьбы .... 120
5.1. Использование конкурсных способов
заключения договоров ..............................................................120
5.2. Участие в торговом обороте организаторов торговли
и посредников ...........................................................................128
5.3. Внедрение рыночного механизма предоставления
государственных преференций ................................................133
5.4. Стимулирование улучшения качества товаров .......................140
РАЗДЕЛ III. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ
Гл ава 6. Ограничительные меры, направленные на недопущение
монополистической деятельности ...................................................149
6.1. Монополистическая деятельность ..........................................149
6.2. Виды злоупотреблений доминирующим положением ...........155
6.3. Ограничивающие конкуренцию соглашения
и согласованные действия ........................................................168
Гл ава 7. Иные ограничительные меры конкурентного
законодательства ............................................................................184
7.1. Ограничительные акты, действия и соглашения
органов власти ..........................................................................184
7.2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции ...............192
7.3. Контроль за экономической концентрацией: сущность,
формы, порядок проведения ....................................................204
РАЗДЕЛ IV. МЕРЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ
Гл ава 8. Отдельные меры защиты конкуренции
и порядок их применения ................................................................223
4
Стр.5
8.1. Порядок проведения проверок антимонопольным органом.
Плановые и внеплановые проверки ........................................223
8.2. Выдача предписаний антимонопольным органом.
Обращение в арбитражный суд ................................................227
8.3. Ответственность за нарушение законодательства
о конкуренции ..........................................................................234
РАЗДЕЛ V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ
КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Глава 9. Условия и порядок применения специальных мер .................245
9.1. Обеспечение «недискриминационного доступа»....................245
9.2. Государственное регулирование цен .......................................260
9.3. Регулирование качества отдельных видов товаров и иные
специальные меры ....................................................................271
Пр ограмма курса «Правовое обеспечение развития конкуренции
(конкурентное право)» ...................................................................281
Ре комендуемые темы курсовых и дипломных работ
по программе курса .........................................................................291
Список рекомендуемой литературы ....................................................294
Стр.6
Вступительное слово
Учебное пособие А.Н. Варламовой «Правовое обеспечение развития
конкуренции», предлагаемое студентам, аспирантам, практикующим
юристам, посвящено одной из наиболее актуальных на настоящий момент
тем – конкуренции. В какой бы области ни работали выпускники
юридических вузов, с проблемами конкурентного права они столкнутся
обязательно. Развитие малого и среднего бизнеса, снятие административных
и иных барьеров входа на рынок, соблюдение порядка
предоставления государственной помощи, основы деятельности организаторов
и посреднических структур торгового рынка, а также противодействие
нарушениям правил конкуренции – это далеко не полный
перечень всех проблем, решить которые поможет знание основ
правового регулирования конкуренции.
Учебное пособие А.Н. Варламовой является нетрадиционной, отличающейся
от иных учебных пособий по данному направлению книгой.
В представленном учебном пособии наряду с анализом собственно
антимонопольного законодательства рассмотрены и меры, с помощью
которых возможно внедрение конкурентных отношений на те
товарные рынки, где она до настоящего моменты отсутствует. Значение
этих мер велико в связи с тем, что отсутствуют конкурентные отношения
на большинстве товарных рынках. Как абсолютно правильно
подчеркивает автор, в России ограничительные меры неэффективны
и нерезультативны без применения мер стимулирования конкуренции.
Следует отметить, что о необходимости стимулирования конкуренции
наряду с ее защитой указано в новой государственной Программе развития
конкуренции, принятой Правительством РФ в 2009 г.
В работе наряду с другими мерами стимулирующего характера проводится
анализ использования конкурсных способов заключения договоров,
рассматриваются меры стимулирования улучшения качества
товаров, влияние ценообразования на конкурентные отношения,
решение проблемы недискриминационного доступа к услугам монополистов.
Исследуются и комплексные меры стимулирования конкуренции,
а именно государственные программы развития конкуренции,
6
Стр.7
Вступительное слово
отраслевые и региональные программы, программы реформирования
отдельных отраслей. Автором проводится анализ существующих барьеров
входа на рынок и предлагаются механизмы их устранения.
Помимо собственно законодательных мер, обеспечивающих развитие
конкуренции, в пособии рассматриваются основные правовые
средства формирования и реализации конкурентной стратегии хозяйствующими
субьектами. Автор анализирует возможности посреднических,
организационных, реализационных договоров, а также договоров,
содействующих торговле, в качестве важнейших инструментов
формирования и реализации конкурентной стратегии.
Представленное учебное пособие подготовлено с учетом последних
изменений конкурентного законодательства. В нем дан широкий
анализ административной и судебной антимонопольной практики.
Наиболее сложные и неоднозначные споры в части злоупотреблений
доминирующим положением, ограничивающих конкуренцию соглашений
и согласованных действий, актов недобросовестной конкуренции
подробно рассмотрены в работе.
Автор занимается вопросами конкурентного права более 10 лет.
По данному направлению в 2008 г. защищена докторская диссертация.
А.Н. Варламова принимает активное участие и в законодательной работе
по вопросам конкурентного права, является одним из разработчиков
Программы развития конкуренции 2009 г., участвует в работе экспертных
советов Государственной Думы Российской Федерации, Российского
союза промышленников и предпринимателей по данному направлению.
Помимо этого автор имеет большой опыт практической работы
в сфере конкурентного права, консультирует крупные российские
и иностранные компании, готовит заключения по вопросам конкурентного
права для высших судебных инстанций Российской Федерации.
Учебное пособие А.Н. Варламовой несомненно представляет важный
этап в формировании учебной литературы для нового и очень актуального
направления – конкурентного права.
Б.И. Пугинский,
заведующий кафедрой коммерческого права
и основ правоведения МГУ им. М.В. Ломоносова,
доктор юридических наук, профессор
Стр.8