Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Правовое обеспечение развития конкуренции (230,00 руб.)

0   0
Первый авторВарламова А. Н.
АвторыМоск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова
ИздательствоМ.: Статут
Страниц306
ID213718
АннотацияНастоящее пособие является первым учебным изданием в области конкурентного права, в котором освещается круг мер, обеспечивающих не только защиту, но и развитие конкурентных отношений. Проводится подробный анализ четырех направлений регулирования конкурентных отношений: стимулирующих, ограничительных, специальных мер и мер защиты конкуренции. Материал изложен на основе новейшего законодательства с привлечением судебной и административной практики. Проблемы собственно антимонопольного законодательства излагаются с учетом «второго антимонопольного пакета». Пособие базируется на Программе развития конкуренции 2009 г.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов. Пособие может быть использовано работниками органов государственной власти и управления, руководителями и специалистами коммерческих организаций.
ISBN978-5-8354-0665-4
УДК347
ББК67.404я73
Варламова, А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; А.Н. Варламова .— Москва : Статут, 2010 .— 306 с. — ISBN 978-5-8354-0665-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/213718 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проводится подробный анализ четырех направлений регулирования конкурентных отношений: стимулирующих, ограничительных, специальных мер и мер защиты конкуренции. <...> Сущность правового обеспечения развития конкуренции Глава 1. <...> Законодательные меры и правовые средства как инструменты обеспечения развития конкуренции........................68 3.1. <...> Законодательные меры, стимулирующие становление и развитие конкурентных отношений Глава 4. <...> Ограничительные меры законодательства о конкуренции Глава 6. <...> В представленном учебном пособии наряду с анализом собственно антимонопольного законодательства рассмотрены и меры, с помощью которых возможно внедрение конкурентных отношений на те товарные рынки, где она до настоящего моменты отсутствует. <...> Значение этих мер велико в связи с тем, что отсутствуют конкурентные отношения на большинстве товарных рынках. <...> Как абсолютно правильно подчеркивает автор, в России ограничительные меры неэффективны и нерезультативны без применения мер стимулирования конкуренции. <...> Следует отметить, что о необходимости стимулирования конкуренции наряду с ее защитой указано в новой государственной Программе развития конкуренции, принятой Правительством РФ в 2009 г. В работе наряду с другими мерами стимулирующего характера проводится анализ использования конкурсных способов заключения договоров, рассматриваются меры стимулирования улучшения качества товаров, влияние ценообразования на конкурентные отношения, решение проблемы недискриминационного доступа к услугам монополистов. <...> Помимо собственно законодательных мер, обеспечивающих развитие конкуренции, в пособии рассматриваются основные правовые средства формирования и реализации конкурентной стратегии хозяйствующими субьектами. <...> Автор анализирует возможности посреднических, организационных, реализационных договоров, а также договоров, содействующих торговле, в качестве важнейших инструментов формирования и реализации <...>
Правовое_обеспечение_развития_конкуренции_Учебное_пособие..pdf
Стр.1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. КАФЕДРА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА И ОСНОВ ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ А.Н. Варламова учебное пособие РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ Рекомендовано Учебнометодическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» МОСКВА 2010
Стр.2
УДК 347 ББК 67.404.я73 В 18 Рецензенты: М.И. Клеандров, судья Конституционного Суда РФ, член-корреспондент РАН; В.В. Витрянский, заместитель председателя ВАС РФ, доктор юридических наук, профессор Варламова А.Н. В 18 Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. – М.: Статут, 2010. – 301 с. ISBN 978-5-8354-0665-4 (в обл.) Настоящее пособие является первым учебным изданием в области конкурентного права, в котором освещается круг мер, обеспечивающих не только защиту, но и развитие конкурентных отношений. Проводится подробный анализ четырех направлений регулирования конкурентных отношений: стимулирующих, ограничительных, специальных мер и мер защиты конкуренции. Материал изложен на основе новейшего законодательства с привлечением судебной и административной практики. Проблемы собственно антимонопольного законодательства излагаются с учетом «второго антимонопольного пакета». Пособие базируется на Программе развития конкуренции 2009 г. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов. Пособие может быть использовано работниками органов государственной власти и управления, руководителями и специалистами коммерческих организаций. УДК 347 ББК 67.404.я73 ISBN 978-5-8354-0665-4 © Б.И. Пугинский, вступительное слово, 2010 © А.Н. Варламова, 2010 © Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2010
Стр.3
Оглавление Вступительное слово (Б.И. Пугинский) ................................................6 Введение ................................................................................................8 РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ Глава 1. Основные понятия законодательства о конкуренции ..............12 1.1. Конкуренция: понятие, виды. Конкурентная среда .................12 1.2. Монополия: понятие, виды. Соотношение понятий «естественная монополия», «сетевая деятельность», «публичная служба» ....................................................................21 1.3. Критерии доминирующего положения. Коллективное доминирование ..................................................30 1.4. Группа лиц, аффилированные лица и взаимозависимые лица ............................................................40 Гл ава 2. Цель конкурентного законодательства и его отраслевые особенности ...........................................................53 2.1. Цель конкурентного законодательства......................................53 2.2. Отраслевой аспект в регулировании конкурентных отношений .........................................................60 Гл ава 3. Законодательные меры и правовые средства как инструменты обеспечения развития конкуренции .......................68 3.1. Классификация законодательных мер, обеспечивающих развитие конкуренции ..................................68 3.2. Правовые средства формирования и реализации конкурентной стратегии ............................................................75 РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Гл ава 4. Стимулирующие меры: комплексные и направленные на увеличение числа хозяйствующих субъектов ...............................86 4 1. Комплексные меры стимулирования конкурентных отношений ..........................................................86 3
Стр.4
4.2. Снижение барьеров входа на рынок, поддержка малого бизнеса и иные инструменты увеличения числа конкурентоспособных хозяйствующих субъектов на товарных рынках ....................................................................98 4.3. Развитие конкурентных отношений в монополизированных отраслях экономики путем принудительного разукрупнения хозяйствующих субъектов ........................................................112 Гл ава 5. Стимулирующие меры, направленные на совершенствование качественных приемов конкурентной борьбы .... 120 5.1. Использование конкурсных способов заключения договоров ..............................................................120 5.2. Участие в торговом обороте организаторов торговли и посредников ...........................................................................128 5.3. Внедрение рыночного механизма предоставления государственных преференций ................................................133 5.4. Стимулирование улучшения качества товаров .......................140 РАЗДЕЛ III. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ Гл ава 6. Ограничительные меры, направленные на недопущение монополистической деятельности ...................................................149 6.1. Монополистическая деятельность ..........................................149 6.2. Виды злоупотреблений доминирующим положением ...........155 6.3. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия ........................................................168 Гл ава 7. Иные ограничительные меры конкурентного законодательства ............................................................................184 7.1. Ограничительные акты, действия и соглашения органов власти ..........................................................................184 7.2. Понятие и формы недобросовестной конкуренции ...............192 7.3. Контроль за экономической концентрацией: сущность, формы, порядок проведения ....................................................204 РАЗДЕЛ IV. МЕРЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ Гл ава 8. Отдельные меры защиты конкуренции и порядок их применения ................................................................223 4
Стр.5
8.1. Порядок проведения проверок антимонопольным органом. Плановые и внеплановые проверки ........................................223 8.2. Выдача предписаний антимонопольным органом. Обращение в арбитражный суд ................................................227 8.3. Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции ..........................................................................234 РАЗДЕЛ V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Глава 9. Условия и порядок применения специальных мер .................245 9.1. Обеспечение «недискриминационного доступа»....................245 9.2. Государственное регулирование цен .......................................260 9.3. Регулирование качества отдельных видов товаров и иные специальные меры ....................................................................271 Пр ограмма курса «Правовое обеспечение развития конкуренции (конкурентное право)» ...................................................................281 Ре комендуемые темы курсовых и дипломных работ по программе курса .........................................................................291 Список рекомендуемой литературы ....................................................294
Стр.6
Вступительное слово Учебное пособие А.Н. Варламовой «Правовое обеспечение развития конкуренции», предлагаемое студентам, аспирантам, практикующим юристам, посвящено одной из наиболее актуальных на настоящий момент тем – конкуренции. В какой бы области ни работали выпускники юридических вузов, с проблемами конкурентного права они столкнутся обязательно. Развитие малого и среднего бизнеса, снятие административных и иных барьеров входа на рынок, соблюдение порядка предоставления государственной помощи, основы деятельности организаторов и посреднических структур торгового рынка, а также противодействие нарушениям правил конкуренции – это далеко не полный перечень всех проблем, решить которые поможет знание основ правового регулирования конкуренции. Учебное пособие А.Н. Варламовой является нетрадиционной, отличающейся от иных учебных пособий по данному направлению книгой. В представленном учебном пособии наряду с анализом собственно антимонопольного законодательства рассмотрены и меры, с помощью которых возможно внедрение конкурентных отношений на те товарные рынки, где она до настоящего моменты отсутствует. Значение этих мер велико в связи с тем, что отсутствуют конкурентные отношения на большинстве товарных рынках. Как абсолютно правильно подчеркивает автор, в России ограничительные меры неэффективны и нерезультативны без применения мер стимулирования конкуренции. Следует отметить, что о необходимости стимулирования конкуренции наряду с ее защитой указано в новой государственной Программе развития конкуренции, принятой Правительством РФ в 2009 г. В работе наряду с другими мерами стимулирующего характера проводится анализ использования конкурсных способов заключения договоров, рассматриваются меры стимулирования улучшения качества товаров, влияние ценообразования на конкурентные отношения, решение проблемы недискриминационного доступа к услугам монополистов. Исследуются и комплексные меры стимулирования конкуренции, а именно государственные программы развития конкуренции, 6
Стр.7
Вступительное слово отраслевые и региональные программы, программы реформирования отдельных отраслей. Автором проводится анализ существующих барьеров входа на рынок и предлагаются механизмы их устранения. Помимо собственно законодательных мер, обеспечивающих развитие конкуренции, в пособии рассматриваются основные правовые средства формирования и реализации конкурентной стратегии хозяйствующими субьектами. Автор анализирует возможности посреднических, организационных, реализационных договоров, а также договоров, содействующих торговле, в качестве важнейших инструментов формирования и реализации конкурентной стратегии. Представленное учебное пособие подготовлено с учетом последних изменений конкурентного законодательства. В нем дан широкий анализ административной и судебной антимонопольной практики. Наиболее сложные и неоднозначные споры в части злоупотреблений доминирующим положением, ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, актов недобросовестной конкуренции подробно рассмотрены в работе. Автор занимается вопросами конкурентного права более 10 лет. По данному направлению в 2008 г. защищена докторская диссертация. А.Н. Варламова принимает активное участие и в законодательной работе по вопросам конкурентного права, является одним из разработчиков Программы развития конкуренции 2009 г., участвует в работе экспертных советов Государственной Думы Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей по данному направлению. Помимо этого автор имеет большой опыт практической работы в сфере конкурентного права, консультирует крупные российские и иностранные компании, готовит заключения по вопросам конкурентного права для высших судебных инстанций Российской Федерации. Учебное пособие А.Н. Варламовой несомненно представляет важный этап в формировании учебной литературы для нового и очень актуального направления – конкурентного права. Б.И. Пугинский, заведующий кафедрой коммерческого права и основ правоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ