УДК 347
ББК 67.404
П 63
Авторы комментария:
Д.С. Бадалов – часть 6 статьи 5, статьи 6, 9, 10, 21–23, 31 и 32, Приложения
1 и 2.
И.И. Василенкова – части 1–5 и 7–11 статьи 5, 7, 28, 29, 36–38.
Н.Н. Карташов – статьи 1–4, 24, 25, 33.
С.Ф. Котов – статьи 8, 16, 17, 26, 27, 30, 35.
Т.Е. Никитина – статьи 11–15, 18–20, 30.1, 34, 35.1, Приложение 3
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе». –
М.: Статут, 2012. – 462 с.
ISBN 978-5-8354-0808-5 (в пер.)
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13 марта
2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подготовлен на основе анализа применения
законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольными
органами и судами. В комментарии приводятся пояснения положений
и норм закона, рассматриваются примеры из практики их правоприменения
государственным надзорным органом в сфере рекламы.
Цель комментария – помочь в понимании требований Закона «О рекламе»
участникам правоотношений, возникающих при производстве, размещении
и распространении рекламы.
Комментарий предназначен для руководителей и сотрудников организаций,
связанных с рекламной деятельностью, представителей государственных
органов, осуществляющих надзор и контроль соблюдения
законодательства Российской Федерации о рекламе, юристов
и судей, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов,
а также для всех лиц, интересующихся вопросами правового регулирования
рекламной деятельности.
УДК 347
ББК 67.404
ISBN 978-5-8354-0808-5
© Коллектив авторов, 2011
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (Федеральная антимонопольная служба России) .............6
Предисловие(Ассоциация рекламодателей) ..........................................8
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
«О РЕКЛАМЕ»
Глава 1. Общие положения ...................................................................10
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона ..........................10
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона .....13
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе ........................................................23
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе ....32
Статья 5. Общие требования к рекламе ..........................................35
Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе .......................121
Статья 7. Товары, реклама которых не допускается .....................125
Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе
их продажи ......................................................................142
Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий ...144
Статья 10. Социальная реклама .....................................................145
Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой .......152
Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов .....................155
Статья 13. Предоставление информации рекламодателем ..........158
Глава 2. Особенности отдельных способов
распространения рекламы ..................................................................162
Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах ................162
Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах ...........183
Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях ............195
Статья 17. Реклама, распространяемая при кинои
видеообслуживании ..................................................197
Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи .....197
Статья 19. Наружная реклама и установка
рекламных конструкций ..............................................201
Статья 20. Реклама на транспортных средствах
и с их использованием..................................................241
Стр.4
Глава 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров ..................253
Статья 21. Реклама алкогольной продукции.................................253
Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых
на его основе .................................................................262
Статья 23. Реклама табака, табачных изделий
и курительных принадлежностей ................................273
Статья 24. Реклама лекарственных средств,
медицинской техники, изделий медицинского
назначения и медицинских услуг, в том числе
методов лечения ...........................................................282
Статья 25. Реклама биологически активных добавок
и пищевых добавок, продуктов детского питания ......292
Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия ....296
Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари .....................307
Статья 28. Реклама финансовых услуг ..........................................315
Статья 29. Реклама ценных бумаг ..................................................361
Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты,
в том числе договора пожизненного содержания
с иждивением ................................................................373
Статья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению
проведения процедуры медиации .............................375
Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы ....................................378
Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы .....378
Статья 32. Права саморегулируемой организации
в сфере рекламы ...........................................................381
Глава 5. Государственный надзор в сфере рекламы
и ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе ......................................................386
Статья 33. Полномочия антимонопольного органа
на осуществление государственного надзора
в сфере рекламы ...........................................................386
Статья 34. Представление информации в антимонопольный
орган ..............................................................................396
Статья 35. Обязанности антимонопольного органа
по соблюдению коммерческой, служебной и иной
охраняемой законом тайны .........................................400
Статья 35.1. Организация и проведение проверок
в сфере рекламы .........................................................404
4
Стр.5
Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа
по результатам рассмотрения дел, возбужденных
по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе ...............................407
Статья 37. Оспаривание решений и предписаний
антимонопольного органа............................................420
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о рекламе ...............................424
Глава 6. Заключительные положения .................................................447
Статья 39. Вступление в силу настоящего
Федерального закона ........................................................................447
Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы
со дня вступления в силу настоящего
Федерального закона ....................................................447
Приложение 1. Федеральный закон от 18 июля 2011 года
№ 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции»» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившим силу
Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи
и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых
на его основе» .................................................................................451
Приложение 2. Федеральный закон от 21 июля 2011 года
№ 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона «О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ...456
Приложение 3. Федеральный закон от 1 июля 2011 года
№ 169-ФЗ«О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» ...........................460
Стр.6