Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека (736,00 руб.)

0   0
Первый авторСултанов А. Р.
ИздательствоМ.: Статут
Страниц544
ID213629
АннотацияЭта книга, написанная опытным юристом-практиком, не только поднимает проблемы, но и дает пути их решения. Проблемы, поднимаемые в книге, рассмотрены через конкретные судебные дела, в том числе те, которые вел сам автор, что делает чтение книги увлекательным. Автор, тщательно анализируя проблемы, сопоставляет правоприменительную практику с практикой Европейского Суда по правам человека. Анализ применимого законодательства осуществлен с изучением выступлений депутатов, с учетом мнений научной общественности, экспертов, практиков. Рассматривая современную практику ограничения свободы совести и распространения убеждений посредством применения антиэкстремистского законодательства, автор проводит сравнительный анализ с цензурным законодательством Российской империи. Одним из главных направлений книги является рассмотрение принципа «должной правовой процедуры». Автора отличает глубина проработки материала и легкость стиля.
Кому рекомендованоКнига написана для самого широкого круга читателей – для всех интересующихся вопросами свободы убеждений, правами человека; она может быть полезна не только тем, кто изучает вопросы применения Европейской конвенции о защите прав человека в ходе научной работы и в рамках получения образования, но и депутатам, правоприменителям – прокурорам, судьям, а также тем, кто профессионально занимается защитой прав и свобод человека.
ISBN978-5-8354-0927-3
УДК341
ББК67.412.1
Султанов, А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека / А.Р. Султанов .— Москва : Статут, 2013 .— 544 с. — (Записки судебного юриста) .— ISBN 978-5-8354-0927-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/213629 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рассматривая современную практику ограничения свободы совести и распространения убеждений посредством применения антиэкстремистского законодательства, автор проводит сравнительный анализ с цензурным законодательством Российской империи. <...> А.В. Пчелинцев уровне среднестатистического чиновника и обывателя, а также отсутствие фундаментальных исследований постановлений Европейского Суда по правам человека, свобода совести и религии по сей день нуждается не только в защите, но и в теоретическом осмыслении. <...> В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П не только сдвинута с мертвой точки реформа надзорного производства, но и подчеркнуто, что постановления ЕСПЧ являются частью правовой системы Российской Федерации. <...> В Постановление ЕСПЧ по делу «Кимля и другие против РФ» от 1 октября 2009 г. было признано, что «правило 15 лет», принятое в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», не соответствует европейским правовым стандартам. <...> Однако ценности, которые закрепляли в этой сфере международные договоры, еще долго будут отличаться от тех, которые отстаивали религиозные общины и их мыслители. <...> Свобода совести продолжает быть «золушкой» среди других прав и свобод человека. <...> Пожалуй, это та статья Конвенции, по которой решения ЕСПЧ больше всего критикуются. <...> Но когда речь заходит о нарушителях прав и свобод человека, а особенно в тех случаях, когда ими являются государство, его органы или отдельные чиновники, – его выводы жесткие, четкие и даже в какомто смысле повелительные: «Полагаем, что российские власти должны воспринимать постановления ЕСПЧ не в штыки, а как помощь в выполнении функций по защите прав и свобод человека»; «На наш взгляд, в данном утверждении российские власти попытались ввести ЕСПЧ в заблуждение и показать, что в настоящее время законодательство исправлено»; «На наш взгляд, настало время исполнить взятые <...>
Защита_свободы_совести,_распространения_убеждений_через_призму_постановлений_Европейского_Суда_по_правам_человека..pdf
Записки судебного юриста А.Р. СУЛТАНОВ ЗАЩИТА СВОБОДЫ СОВЕСТИ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ через призму постановлений Европейского Суда по правам человека МОСКВА 2013
Стр.1
УДК 341 ББК 67.412.1 С 89 Султанов А.Р. С 89 Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека. – М.: Статут, 2013. – 544 с. ISBN 978-5-8354-0927-3 Эта книга, написанная опытным юристом-практиком, не только поднимает проблемы, но и дает пути их решения. Проблемы, поднимаемые в книге, рассмотрены через конкретные судебные дела, в том числе те, которые вел сам автор, что делает чтение книги увлекательным. Автор, тщательно анализируя проблемы, сопоставляет правоприменительную практику с практикой Европейского Суда по правам человека. Анализ применимого законодательства осуществлен с изучением выступлений депутатов, с учетом мнений научной общественности, экспертов, практиков. Рассматривая современную практику ограничения свободы совести и распространения убеждений посредством применения антиэкстремистского законодательства, автор проводит сравнительный анализ с цензурным законодательством Российской империи. Одним из главных направлений книги является рассмотрение принципа «должной правовой процедуры». Автора отличает глубина проработки материала и легкость стиля. Книга написана для самого широкого круга читателей – для всех интересующихся вопросами свободы убеждений, правами человека; она может быть полезна не только тем, кто изучает вопросы применения Европейской конвенции о защите прав человека в ходе научной работы и в рамках получения образования, но и депутатам, правоприменителям – прокурорам, судьям, а также тем, кто профессионально занимается защитой прав и свобод человека. УДК 341 ББК 67.412.1 ISBN 978-5-8354-0927-3 © А.Р. Султанов, 2013 © Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2013
Стр.2
НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ И ЕГО НОВОЙ КНИГЕ Свобода совести и религии является одной из высших правовых и социальных ценностей, важнейшей составляющей качества человеческой жизни, органически связанной с другими правами и свободами. Отсутствие такой свободы делает человека рабом навязываемых идеологий и мировоззрений, винтиком тоталитарной системы. Однако несмотря на то, что Конституция Российской Федерации еще в 1993 г. в ч. 4 ст. 15 закрепила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, не будет преувеличением сказать, что для россиян ценности свободы совести и религии еще не стали приоритетными, о чем свидетельствует более десятка принятых Европейским Судом по правам человека постановлений в защиту свободы совести и религии в России. За последние годы защита свободы совести и религии неоднократно становилась темой многочисленных научных, политических и общественных дискуссий, что уже само по себе говорит об актуальности темы. Вместе с тем, несмотря на безусловную актуальность и значимость заявленной темы, проблемы рассмотрения юридического механизма реализации свободы совести и религии через призму анализа постановлений Европейского Суда по правам человека в течение длительного времени оставались за пределами дискуссий и скрупулезных детальных изучений. До сегодняшнего дня практически отсутствуют полноценные практические рекомендации применения практики Европейского Суда по правам человека в той или иной категории дел, связанных с защитой свободы совести и религии. Исключением, пожалуй, явилась книга Р.В. Маранова «Практика Европейского Суда по правам человека по делам о свободе совести» (М.: НП «Славянский правовой центр», 2009. – 384 с.), целью которой скорее было все же создание удобного поискового аппарата по судебной практике Европейского Суда по правам человека, нежели рассмотрение конкретных механизмов защиты свободы совести и религии. Учитывая правовой нигилизм отдельных должностных лиц в совокупности с посредственными религиоведческими познаниями на 3
Стр.3
А.В. Пчелинцев уровне среднестатистического чиновника и обывателя, а также отсутствие фундаментальных исследований постановлений Европейского Суда по правам человека, свобода совести и религии по сей день нуждается не только в защите, но и в теоретическом осмыслении. В свете изложенного предлагаемая читателям книга известного правозащитника и юриста Айдара Рустэмовича Султанова представляет собой особую ценность, поскольку написана автором на базе практической юридической деятельности с привлечением обширного теоретического и исторического материала. Это не первая книга данного автора. В 2012 г. издательство «Статут» выпустило книгу «Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика», которая получила высокую оценку специалистов. Кроме того, более сотни статей А.Р. Султанова, опубликованные за последние годы в самых авторитетных научных изданиях и посвященные актуальным аспектам прав человека и справедливого правосудия, без преувеличения являются украшением отечественной теоретической юриспруденции. Исследованный и систематизированный в новой книге материал является бесценным не только для практикующих юристов, но и для должностных лиц органов государственной власти, а также судей и сотрудников правоохранительных органов при рассмотрении дел связанных с правами и свободами человека. В предыдущей книге автор отмечал, что «всю европейскую историю можно описать, как движение двух противоположных начал – недопущение инакомыслия и борьба за свободу мысли, за справедливость» и что европейские стандарты родились не в результате воли некоего законодателя, написавшего абстрактные правила, а в результате длительной борьбы за свободу мысли, совести и религии. Новая книга также наглядно подтверждает, что «стандарты в области прав человека» – не надуманная идея, а скорее подтвержденная горькими уроками истории правда о том, как должно уважать права личности в обществе, чтобы общество было успешным и процветающим. Зная автора давно, полагаю, что было бы неправильным не указать, что практическая деятельность А.Р. Султанова заслуживает не меньшего внимания. Достаточно упомянуть только некоторые из судебных актов, принятых при его активном участии и повлиявших на правоприменительную практику России. Так в Постановле4
Стр.4
Немного об авторе и его новой книге нии Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 1-П были подняты на новую высоту стандарты защиты прав лиц, не привлеченных к рассмотрению дела. Благодаря этому в настоящее время в ГПК РФ закреплено право на обжалование лицами, не привлеченными к рассмотрению дела судом. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П не только сдвинута с мертвой точки реформа надзорного производства, но и подчеркнуто, что постановления ЕСПЧ являются частью правовой системы Российской Федерации. Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. № 556-О-Р стало новой вехой в разрешении проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 234-О-П была разрешена проблема восстановления процессуальных сроков для лиц, не привлеченных к рассмотрению дела. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г. № 6-П в результате признания неконституционной нормы АПК РФ был восстановлен институт отвода и обеспечения беспристрастности судопроизводства в отношении арбитражных заседателей. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. № 11-П был разрешен сложный вопрос о публично-правовой ответственности и фактически был восстановлен институт презумпции невиновности в антимонопольном законодательстве. В Постановление ЕСПЧ по делу «Кимля и другие против РФ» от 1 октября 2009 г. было признано, что «правило 15 лет», принятое в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», не соответствует европейским правовым стандартам. Право на создание религиозной организации не только является частью свободы объединений, но и защищается также ст. 9 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Поэтому определенная смелость автора, который в очередной раз поднимает животрепещущие проблемы, подкреплена его опытом и более чем убедительными практическими результатами. Безусловно, книга будет популярна и не залежится на полках магазинов и библиотек, как иногда происходит с научными трудами. В этом заслуга автора, который сумел написать ее не сухим казенным языком, а достаточно доступно: легкость стиля органично сочетается с глубиной рассмотрения серьезных юридических вопросов. То, как это сделано, безусловно, вызывает чувство уважения. 5
Стр.5
А.В. Пчелинцев Книга А.Р. Султанова станет полезной для всех, кто интересуется проблемами прав и свобод человека в целом и свободы совести и религии в частности. Несомненно, она будет способствовать выработке навыков умелого использования и защиты, провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. А.В. Пчелинцев, почетный адвокат России, главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук, профессор РГГУ
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ Тема свободы совести такая же древняя, как и сама религия. Преданность свободе и провозглашение ее высшей человеческой ценностью характерно для всех верований без исключения. «Объявите свободу на земле всем жителям ее» (Лев: 25; 10), – говорится в Ветхом Завете. Этому следует и Св. Павел, когда призывает: «Стойте на свободе, которую даровал нам Христос» (Галл.: 5; 1). Можно не сомневаться, что апологет любой другой веры укажет не меньше откровений, защищающих свободу, в том числе и религиозную. Но, как правило, такая свобода защищается для «своей» веры, ибо каждая иная вера другие верования в лучшем случае считает заблуждениями. Да, были исключения (и опять-таки идеологи каждой религии без труда назовут примеры), но именно потому, что они не могли повлиять на утверждение универсального признания свободы совести и религии. В Миланском эдикте 313 г. император Константин гарантировал каждой религии возможность «отправлять обряды в соответствии со своей верой», а его современник, христианский философ Лактанций даже высказывал следующее утверждение: «Ничто не требует свободы воли так сильно, как вера, и ни от кого нельзя требовать поклоняться тому, чему он не желает поклоняться». Однако история религии пошла другим путем. Даже сторонники свободы верований со временем отказались от своих убеждений и начали утверждать жесткое насаждение христианской веры. Показательным в этом плане является учение Блаженного Августина. В своих ранних сочинениях Августин – идеолог свободы веры; раскол Церкви и движение донатистов привели его к мысли, что только мирное убеждение поможет преодолеть раскол, к чему он и стал призывать; идеологически зрелый Августин – ярый противник еретиков и инаковерующих, провозглашавший: « Не ищи более своих ложных и лживых богов, брось их и иди к нам дабы обрести истинную свободу», кто же этого совета ослушается, заслуживает сурового обращения, а не прощения. Сегодня излюбленным утверждением идеологов христианства является констатация, что права человека, в том числе и свобода совес7
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие В.Г. Буткевич ............................................................... 3 Предисловие А.В. Пчелинцева .........................................................10 Введение О свободе совести – основе демократического общества и ее защите .........................................................................................14 Глава 1. Совершенствование системы защиты прав и свобод человека, через призму Постановлений ЕСПЧ, как задача государства.......................................................................20 Глава 2. Нарушение конвенционных прав и свобод на примере дела «Кимля и другие против России»..........................27 Глава 3. Некоторые аспекты правосубъектности религиозных объединений в Российской Федерации .....................41 Глава 4. Нарушение религиозных свобод несовершенством законодательства – дело Баранкевич против России ........................65 Глава 5. Формальное исполнение Постановления ЕСПЧ и новые проблемы .............................................................................72 Глава 6. Дело о ликвидации Библейского центра Чувашской Республики ....................................................................89 Глава 7. Дело о ликвидации местной религиозной организации «Объединенная методистская церковь» г. Смоленска ..................100 Глава 8. Дело о ликвидации местной религиозной организации «Люблинская поместная церковь евангельских христиан», или Пастор А.В. Федичкин против Управления налоговой службы ...........................................................................107 Глава 9. Юридическая природа дел о признании информационных материалов экстремистскими с точки зрения гражданского процесса ..........................................120 541
Стр.541
А.Р. Султанов Глава 10. Признание материалов экстремистскими – это публично-правовая санкция ....................................................125 Глава 11. Признание информационных материалов экстремистскими и их конфискация .............................................129 Глава 12. Реалии правоприменения конфискационных мер ........132 Глава 13. Цель признания информационных материалов экстремистскими и задачи гражданского судопроизводства ........139 Глава 14. Правовые позиции ЕСПЧ ...............................................142 Глава 15. Цензурное прошлое и современная карательная цензура религиозных учений .........................................................148 Глава 16. Рассмотрение дел об ограничении свободы распространения мнений и убеждений и запрете литературы в особом производстве – возвращение упрощенных недемократических карательных практик?....................................170 Глава 17. Происхождение особых совещаний ................................177 Глава 18. Уроки истории учтены при принятии Конституции РФ .............................................................................183 Глава 19. Отход от конституционных ценностей и помощь Европейского Суда по правам человека в требовании для защиты прав человека надлежащей правовой процедуры ......185 Глава 20. Рассмотрение дел об ограничении свободы распространения мнений и убеждений и запрете литературы в особом производстве ................................................195 Глава 21. Нетранспарентность судебных решений, ограничивающих права и свободы неограниченного количества лиц ................................................................................198 Глава 22. Административные процедуры или судебная защита? ....203 Глава 23. Правовая определенность, ясность и недвусмысленность закона ..........................................................222 Глава 24. Как в закон об экстремизме правовую определенность вводили .................................................................234 542
Стр.542
Оглавление Вместо эпилога ................................................................................245 Приложение 1. Кимля и другие против России .................................250 Приложение 2. Кузнецов и другие против Российской Федерации ......................................................................291 Приложение 3. Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве против Российской Федерации ..........................322 Приложение 4. Замечание общего порядка № 34 ...........................405 Приложение 5. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 1993 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 года «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» .......................................................428 Приложение 6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» .................................................................437 Приложение 7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» ...........449 Приложение 8. Заключение Венецианской комиссии по поводу Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» .......................................................464 Приложение 9. Доклад Венецианской комиссии от 23 октября 2008 г. о соотношении между свободой слова и свободой религии: регулирование в связи со святотатством, религиозными оскорблениями и разжиганием религиозной ненависти ..................................................................494 Список использованной литературы .............................................526 Коротко об авторе ...........................................................................539
Стр.543
Записки судебного юриста Айдар Рустэмович СУЛТАНОВ Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека Редактор Т.В. Мальчикова Корректор Т.Н. Немчинова Художественное оформление и компьютерная верстка: В.В. Самойлова Подписано в печать 29.03.2013. Формат 60х84 1 /16 . Бумага офсетная. Гарнитура Newton. Печать офсетная. Печ. л. 34. Усл. печ. л. 31,62. Тираж 2500 экз. Заказ № Издательство «Статут»: 119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2; тел./факс: +7(495) 649-18-06 E-mail: book@estatut.ru www.estatut.ru ISBN 978-5-8354-0927-3 9 785835 409273
Стр.544