Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Институт развития образования Кировской области
(КОГОАУ ДПО(ПК) «ИРО Кировской области»)
Лямин Алексей Николаевич
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
традиции и инновации, ретроспективы и перспективы
монография
Киров 2012
Стр.1
2
традиции и инновации, ретроспективы и перспективы
ББК 74.262.4
УДК 372.02, 372.854
Л 97
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИРО Кировской области
Научный редактор: профессор кафедры химического и экологического образования
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А. И. Герцена, Почётный работник ВПО РФ, Почётный профессор
РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор М. С. Пак.
Рецензенты:
־ Русских Г. А., доцент, к. п. н., заслуженный учитель РФ, ректор КОГОАУ ДПО(ПК) ИРО
Кировской области;
־ Береснева Е. В., доцент, к. п. н., профессор кафедры химии ФГБОУ ВПО ВятГГУ;
־ Соколова Н. В., к. п. н., учитель физики, зам. директора по научно-методической и
экспериментальной работе ГОУ Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка Кировской области.
Лямин Алексей Николаевич
Л 97 Обучение химии в современной школе *Текст+: традиции и инновации,
ретроспективы и перспективы. Монография/А. Н. Лямин. — Киров: ИРО Кировской
области, 2012. – 329 с.
ISBN 978-5-4338-0071-7
В монографии изложены методологические основы интеграции естественнонаучных
и гуманитарных знаний при обучении химии и теоретикометодические
основы интегративных занятий по химии в современной школе.
Рассмотрено содержание современного школьного курса химии с позиции
энергетической концепции на базе энергоэнтропийного учения. Приведена
структура курса химии современной школы, структура рабочей программы
по химии и структура информационно-технологической карты учебного занятия
по химии в школе. Предложены программы элективных курсов. Монография
предназначена научным работникам, методистам и преподавателям
системы общего химического, профессионального и постдипломного педагогического
образования, а также студентам, магистрантам, аспирантам,
докторантам и слушателям образовательных учреждений, занимающимся
проблемами общего химического образования.
ББК 74.262.4
УДК 372.02, 372.854
ISBN 978-5-4338-0071-7
© А. Н. Лямин, 2012
© ИРО Кировской области, 2012
Стр.2
Обучение химии в современной школе
3
Вместо предисловия
Ведущая тенденция развития современной цивилизации
— интеграция разнообразных научных и философских воззрений
на основе идеи гуманности, человеколюбия. Человеческое
общество вступило в век господства микроэлектроники,
информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют
производство. Новому, более высокому уровню техники и технологии
производства должна соответствовать новая, более
высокая ступень развития общества и самого Человека в их
взаимодействии с Природой.
Современная цивилизация требует от человека высокой
нравственности и мобильности — быстрого реагирования на
все изменения в окружающей среде, иными словами, общество
требует от человека совокупности универсальных свойств,
выражающих его способность быть человеком, противостоять
техногенной экспансии в окружающий мир.
Стр.3
4
традиции и инновации, ретроспективы и перспективы
Современный человек знает значительно больше, чем
может увидеть или хотя бы вообразить. От этого меняется его
отношение к природе. Изучение окружающего Мира и поведение
человека всё больше превращается в запутанную систему
отношений и функций, постижимую только математическими
методами.
Люди научились использовать энергию природы и энергию
самого человека в таких масштабах, которые свидетельствуют
о наступлении нового этапа истории цивилизации. Человек
вынужден жить в постоянно растущей и угрожающей
всему его бытию опасности. Отсюда и стремление вновь обрести
«естественность», «сообразность природе» в образе
жизни, лечении болезней, воспитании и обучении и т.п. В соответствии
с этим глобальной целью современного образования
должно стать развитие, способствующее удовлетворению
нужд нынешнего поколения, не ставя при этом под угрозу
судьбу будущих поколений. Речь идёт о создании универсальных
условий для становления личностных функций человека
— культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов
поведения, индивидуально-ценностного смысла, самоопределения,
реализации «Я» в избранной творческой
сфере, способности к автономии и свободе, способности к
принятию ответственных решений. Это привилегия, в первую
очередь, человека мыслящего, а не выученного.
Стр.4
Обучение химии в современной школе
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы качества образованиѐ
Наиболее актуальной проблемой современности, по
данным UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural
Organization, Организация Объединённых Наций по вопросам образования,
науки и культуры), является проблема качества образования.
Фундаментальные цели образования, сформулированные
в документах UNESCO:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
В России проблема качества образования возведена в
ранг государственной (приоритетный национальный проект
«Образование», концепция долгосрочного социально- экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 г., п.III. 4 Развитие
образования, Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»).
Концепция Петербургской школы (Лебедев О. Е., Тряпицына
А. П., Роговцева Н. И. и др.) трактует образование как специально
организованный процесс освоения социального опыта
и формирования на этой основе индивидуального опыта
учащихся по решению познавательных и личностных проблем,
результатом которого является достижение обучаемыми
определенного уровня образованности.
Стр.5
Обучение химии в современной школе
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия ................................................................ 3
Введение .................................................................................. 5
Раздел 1. Методолого-теоретические основы интеграции
естественнонаучных и гуманитарных знаний
при обучении химии в современной школе ......................... 13
1.1. Естественнонаучное и гуманитарное в обучении химии 14
1.2. Интегративно-гуманитарный подход и гуманитарное
обновление химического образования ............................... 26
1.3. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных
знаний при обучении химии в современной школе ........... 41
1.3.1. Концептуальная модель ............................................ 43
1.3.2. Потребностно-стимуляционно-мотивационный компонент
.......................................................................................... 53
1.3.3. Содержательный компонент ..................................... 59
1.3.4. Организационно-управленческий компонент ......... 134
1.3.5. Результативно-оценочный компонент ..................... 218
Раздел 2. Организационно-методические основы
обучения химии в современной школе ................................. 227
2.1. Структура и содержание курса химии в современной
школе ...................................................................................... 228
2.2. Структура и содержание рабочей программы по химии 232
2.3. Структура и содержание информационно- технологической
карты учебного занятия ............................................ 248
2.4. Структура и содержание программы элективного курса 265
2.4.1. Энергоэнтропика ― основа изучения природных
процессов .............................................................................. 265
2.4.2. Введение в курс органической химии ...................... 297
Заключение .............................................................................. 318
Библиографический список .................................................... 320
Рекомендуемая литература .................................................... 323
329
Стр.329
330
традиции и инновации, ретроспективы и перспективы
Лямин Алексей Николаевич
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
традиции и инновации, ретроспективы и перспективы
монография
Подписано в печать 18.09.2012 г. Формат 64×80/16
Гарнитура Calibri. Усл. п. л. 19,2
Тираж 1 000. Заказ № 430
Отпечатано в типографии ООО «Лобань»
г. Киров, ул. Большевиков, 50
т. (8332) 64-04-74
Стр.330