А. Н. Лямин
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
МОНОГРАФИЯ
С.-Петербург – Киров 2007
ББК 74.262.4
УДК
Л 97
Печатается по рекомендации УМО по направлениям педагогического
образования Министерства образования и науки РФ и решению
редакционно-издательского совета Кировского ИПК и ПРО
Научный редактор: зав. кафедрой методики обучения химии РГПУ
им. <...> Лямин Алексей Николаевич
Л 97 Интегративное обучение химии в современной школе. [текст]:
Монография/А. <...> Рассмотрены конкретные методики и технологии уроков по
базовым темам курса химии основной общей школы. <...> Интегративное обучение – обучение, при котором в роли ведущего
методологического подхода выступает интегративный подход, а интеграционным центром является интегративное занятие. <...> ).
Решение проблемы качества химического образования неразрывно связано с формированием осознанного стремления у современных
школьников к получению химических знаний, умений и их искренней
заинтересованности в изучении данного предмета. <...> В этих условиях особое
значение приобретает деятельность педагога и обучаемых, направленная
на формирование у последних устойчивых мотивов к изучению химии. <...> М.С. Пак, Ю.В. Ходаков), инновационные технологии обучения как
фактор повышения мотивации (Н.Е. Кузнецова), познавательные и
творческие задания по химии как средство формирования мотивации
(М.С. Пак, Н.А. Титов, И.М. Титова), химический эксперимент как
важнейший мотивирующий фактор (В.Н. Давыдов, Э.Г. Злотников, <...> И.М. Титова), использование исторического материала как средства
формирования мотивации при изучении химии (А.Э. Карпушов), интегративные занятия как средство формирования мотивов школьников
к изучению химии (А.Н. Лямин). <...> М.С. Пак, Э.Н. Кирикилица, Н.П. Юоцявичуте), проблемное обучение
на основе межпредметной интеграции (Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов). <...> . В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой или внешнеорганизованной мотивации, понимая
при этом, что обстоятельства <...>
Интегративное_обучение_химии_в_современной_школе.pdf
Министерство образования и науки РФ
Учебно-методическое объединение по направлениям
педагогического образования
Направление «Естественнонаучное образование»
Учебно-методическая комиссия по профилю подготовки «Химия»
Кировский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
А. Н. Лямин
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
МОНОГРАФИЯ
С.-Петербург – Киров 2007
Стр.2
ББК 74.262.4
УДК
Л 97
Печатается по рекомендации УМО по направлениям педагогического
образования Министерства образования и науки РФ и решению
редакционно-издательского совета Кировского ИПК и ПРО
Научный редактор: зав. кафедрой методики обучения химии РГПУ
им. А.И. Герцена, почетный работник высшего профессионального
образования РФ, д.п.н., профессор М.С. Пак.
Рецензенты:
– ректор Кировского ИПК и ПРО, доцент, заслуженный учитель РФ,
к.п.н. Г.А. Русских;
– зав. кафедрой технологии защиты биосферы и органической химии
ВГУ, д.х.н., академик РАЕН, профессор С.В. Хитрин;
– доцент кафедры химии ВятГГУ, к.п.н. Е.В. Береснева;
– старший преподаватель кафедры общей физики ВятГГУ,
к.п.н. Н.В. Соколова.
Лямин Алексей Николаевич
Л 97 Интегративное обучение химии в современной школе. [текст]:
Монография/А.Н. Лямин. – Киров: КИПК и ПРО, 2007. – 294 с.
ISBN
В монографии изложены методологические основы системы интегративного
обучения и теоретикометодические основы интегративных занятий по химии в
современной школе. Рассмотрены конкретные методики и технологии уроков по
базовым темам курса химии основной общей школы. Предложены методические
рекомендации и дидактические материалы к школьным интегративным занятиям
по химии, программы элективных курсов.
Монография предназначена научным работникам, методистам и преподавателям
системы общего химического, профессионального и постдипломного
педагогического образования, а также студентам, магистрантам, аспирантам,
докторантам и слушателям образовательных учреждений, занимающимся проблемами
довузовского химического образования.
ББК 74.262.4
УДК
ISBN
2
© А. Н. Лямин, 2007.
© КИПК и ПРО
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Обучать — значит учить мыслить ......................................................................3
Введение ..............................................................................................................5
Глава 1. Методологотеоретические основы интегративного
обучения химии в системе общего образования ..............................................9
1.1. Мотивы и мотивация учебной деятельности .......................................9
1.2. Основы интегративного подхода к обучению школьников .............20
Глава 2. Теоретикометодические основы интегративных занятий
по химии в средней общей школе ...................................................................44
2.1. Теоретическая модель интегративных занятий
по химии в средней общей школе ..............................................................44
2.2. Методика интегративных занятий по химии
в средней общей школе ............................................................................. 107
Глава 3. Дидактические материалы и методические рекомендации
к интегративным занятиям по химии в средней общей школе. ................. 141
3.1. Методические рекомендации и познавательные задания
к темам основного (инвариантного) курса химии
современной школы .................................................................................. 141
3.2. Программы элективных вариативных курсов ................................. 221
3.2.1. Программа элективного интегративного курса:
«Введение в курс органической химии» .................................................. 222
3.2.2. Программа элективного интегративного курса
«Рациональное питание» .......................................................................... 233
3.2.3. Программа элективного интегративного курса
«Энергоэнтропика – основа природных процессов» ............................ 251
Заключение ...................................................................................................... 269
Краткий словарь основных терминов ........................................................... 274
Библиография ................................................................................................. 281
294
Стр.295