Полученные рейтинги давали лишь общую характеристику той или иной сферы городского развития (системы образования, здравоохранения, демографической картины и др.), в то время
как целый ряд компонентов городской экономики (бюджетная сфера,
рынок нежилой недвижимости, экономическая база города) в расчет
практически не брали. <...> Эффективность управления городским развитием характеризовалась условиями проживания людей в городской
среде или городским качеством жизни. <...> Важнейшим фактором, оказавшим ключевое влияние на эффективность разработок в данной области в 80-90-х гг., стало развитие
информационных технологий, что позволило существенно упростить процесс обработки первичной статистической информации,
расширить инструментарий аналитической деятельности и хода мониторинга городского развития и оперативно работать с большими
массивами данных. <...> Индикаторы Urban Indicators Programme сгруппированы
в пять блоков:
− социально-экономическое развитие;
− инфраструктура, транспорт;
− состояние окружающей среды;
− местное самоуправление;
− жилищный сектор. <...> В рамках этой программы стартовал проект «Городской аудит»
(Urban Audit), цель которого обозначена как измерение качества жизни в городских поселениях Европейского союза с помощью набора
индикаторов. <...> В перспективе систему индикаторов «Городской аудит» планируется использовать для
отслеживания результатов программ эффективности городского развития в странах ЕС. <...> Эта работа, призванная обеспечить реализацию проекта «Городской аудит», ведется
в тесной координации с национальными статистическими агентствами. <...> 58 городов, по нескольку из каждой страны Европейского союза, приглашены для участия в пилотной фазе проекта «Городской аудит». <...> Индикаторы эффективности городского развития проекта «Городской аудит» сгруппированы в пять блоков:
− социально-экономические аспекты;
− политическая активность граждан;
− образование;
− городская среда;
− культура и отдых <...>
Управление_эффективностью_инновационного_развития_муниципальных_территорий_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирский федеральный университет
З.А. Васильева, Т.П. Лихачева
Управление эффективностью
инновационного развития
муниципальных территорий
Монография
Красноярск
СФУ
2010
Стр.2
УДК 332.1
ББК 65.050.23
В 19
Рецензенты:
В.В. Глухов, д-р экон. наук, профессор, проректор СанктПетербургского
государственного технического университета;
О.В. Иванов, д-р экон. наук, профессор
Васильева З.А.
В 19 Управление эффективностью инновационного развития муниципальных
территорий: монография / З.А. Васильева, Т.П. Лихачева.
– Красноярск: Сибирский федеральный университет,
2010. – 144 с.
ISBN 978-5-7638-1986-1
Рассмотрены различные методические подходы к оценке эффективности
управления развитием муниципальных территорий. Представлены
результаты дифференциации муниципальных территорий по каждому из
факторов и возможности их использования в целях совершенствования территориального
управления.
Предназначена научным работникам, преподавателям, аспирантам и
студентам экономических вузов, а также специалистам регионального и
муниципального уровней управления.
ISBN 978-5-7638-1986-1
© Сибирский
федеральный
университет, 2010
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность социально-экономического развития муниципальных
образований, а также разработка сценариев их инновационного
развития в последнее время существенно возросли. Этому
способствовал ряд обстоятельств, из которых к наиболее значимым
относим:
– подготовку федеральными органами исполнительной власти
концептуальной основы региональной политики Российской
Федерации как составляющей концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации;
–
выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного
совета Российской Федерации 8 февраля 2008
г. «О стратегии развития России до 2020 года», придавшего
импульс к переходу на всех уровнях власти к стратегическому
планированию и ставшего основанием для формирования
новой идеологии стратегического планирования на всех
уровнях власти;
– послание Президента Российской Федерации Федеральному
собранию, подтвердившее курс на переход России к развитию
по инновационному сценарию.
Важным этапом в переходе на долгосрочное планирование развития
муниципальных образований стал Указ Президента России от
28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов». Местные сообщества указанных категорий муниципальных
образований получили перечень индикаторов, которые способствовали
определению приоритетов социально-экономического
развития муниципальных образований. Указом определены механизмы
контроля над органами местного самоуправления со стороны
жителей муниципальных образований.
В связи с этим возникает, во-первых, задача определения понятийного
аппарата в сфере инновационного развития, во-вторых,
задача оценки эффективности инновационного развития, напрямую
связанная с эффективностью территориального управления.
В отечественной экономической литературе существуют различные
подходы к определению понятия «развитие территорий», а
3
Стр.4
следовательно, и к оценке их развития. На неоднозначность трактовок
обращает внимание В.Е. Рохчин [22]. Он выделяет сложившиеся
направления исследования содержания данного понятия:
1. Экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных
и духовных потребностей настоящих и будущих поколений
при сохранении равновесия экосистем.
2. Стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее
природной основы.
3. Стабильное улучшение качества жизни населения.
В трактовке О.С. Пчелинского развитие – расширенное понятие
комплексного развития, основанного на воспроизводственном подходе.
Развитие предполагает переход к управлению всей совокупностью
экономических, социальных, природных процессов на территории,
согласованному решению вопросов размещения производства и
расселения, а экономическая система развития выступает как «воспроизводственная
экономика» [20]. Воспроизводственный подход
используется и рядом других авторов. Так, В.А. Кретинин, исследуя
процессы развития региона, выделяет в качестве его основных компонентов
инновационную и инвестиционную активность, финансовую
устойчивость, экономическую эффективность, экологическую
устойчивость и воспроизводственную комплексность [12].
При анализе содержания понятия «развитие» ряд авторов исходит
из того, что оно является фундаментальным свойством систем,
отличающим их от случайного набора элементов [19]. При этом развитие
систем связывается с тремя характеристиками – экстенсивной
(вещественно-энергетический потенциал), интенсивной (процессы
воспроизводства и обмена) и информационной (состав и структура).
Предлагаемые ими характеристики трактуются как способность
населения территорий поддерживать своё жизненное благополучие
и социальную стабильность. В.Н. Латинцев относит развитие
к числу основных свойств территориальных хозяйственных систем
[15]. Эти свойства в совокупности характеризуют способность создавать
и комплексно использовать инфраструктурный, трудовой и
природно-ресурсный потенциал.
В. Василенко рассматривает развитие территорий как основу
стратегического развития и предлагает использовать комплекс индикаторов
и стандартов развития, учитывающих основные формы
их безопасности [2].
На необходимость разработки интегрального показателя развития
территориальных единиц и алгоритма его расчета указывают и
4
Стр.5
другие авторы. По их мнению, использование такого показателя позволяет
выявлять наиболее значимые характеристики территорий,
определять динамику развития, сравнивать их друг с другом.
Понятие «инновационное развитие» возникло в связи с осознанием
необходимости ускорения внедрения новых знаний в практику
жизнедеятельности человека. Инновационное развитие – это такой
тип развития, при котором научные знания становятся существенным
фактором ускорения социально-экономического развития территорий.
Территориальное
развитие содержит две компоненты: объективную
и субъективную. Объективная составляющая процесса территориального
развития определяется закономерным развитием социальных
и природных систем, а субъективная – волей тех или иных
субъектов, имеющих намерения придания изменениям направленного
характера в соответствии с их интересами.
На практике происходят
«смешанные» (объективносубъективные)
изменения.
Следует иметь в виду, что не всякие происходящие на конкретной
территории изменения могут быть признаны как её развитие. Как следует
из представлений о понятии «развитие», одним из признаков развития
является направленность изменений. Направленность изменений
может быть спланирована и осуществлена системой управления
развитием, созданной для этих целей либо сложившейся в результате
политической борьбы субъектов территориального развития.
Развитие может осуществляться не только в результате закономерных
(объективных) изменений, но и в результате управленческих
(субъективных) воздействий – управления развитием.
Предлагаемый авторами методический подход к анализу состояния
и динамики развития муниципальных территориальных систем
основан на рассмотрении основных факторов и оценке полноты
их реализации. Посредством этих факторов достигаются цели развития,
а именно: реализуется роль в развитии территорий, создаются
благоприятные условия для жизнедеятельности и повышения качества
жизни населения, обеспечивается его самосохранение и саморазвитие.
Муниципальное
управление является одной из значимых функций
территорий как социально-экономической системы. Она заключается
в создании условий для её развития на основе рационального
использования потенциалов территорий и повышения деловой активности.
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................................3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ ......................7
1.1. Зарубежный и российский опыт оценки эффективности
управления территориями ..........................................................................7
1.2. Информационно-аналитическое обеспечение оценки
эффективности развития территориальных систем ..............................23
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ
НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ..............................33
2.1. Восприимчивость муниципальных территорий
к инновационным изменениям .................................................................33
2.2. Особенности развития человеческого потенциала
как фактора инновационного развития территорий ..............................51
2.3. Инвестиционная активность и оценка ее эффективности
для экономического роста территорий ....................................................70
3. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ...............................................................107
3.1. Индикативная оценка эффективности использования
ресурсов территориального развития ....................................................107
3.2. Качество жизни населения как показатель экономического
роста и эффективности управления территориями .............................122
Заключение .......................................................................................................139
Список литературы.........................................................................................140
143
Стр.144