Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза (150,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова С. И.
ИздательствоСиб. федер. ун-т
Страниц288
ID211809
АннотацияМонография посвящена актуальной проблеме формирования конкурентоспособного специалиста в условиях реализации личностно-ориентированного образования, развивающего личностные качества студента – будущего конкурентоспособного специалиста, его интеллектуальные умения и профессиональную компетентность.
ISBN978-5-7638-2277-9
УДК378.1
ББК74.580.215
Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза : [монография] / ред. С. И. Осипова .— Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011 .— 288 с. — ISBN 978-5-7638-2277-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/211809 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-7638-2277-9 Монография посвящена актуальной проблеме формирования конкурентоспособного специалиста в условиях реализации личностноориентированного образования, развивающего личностные качества студента – будущего конкурентоспособного специалиста, его интеллектуальные умения и профессиональную компетентность. <...> Организация опытно-экспериментальной работы по формированию конкурентоспособной личности будущего специалиста..............67 <...> Учебная деятельность в контексте формирования умения студентов структурировать теоретический материал ..................................123 <...> Обогащение содержания образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения студентов структурировать теоретический материал в условиях спецкурса ......................................................................173 <...> Обеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения студентов структурировать теоретический материал ...............................................187 <...> Высшая школа испытывает острую потребность в четком и однозначном определении сущности и специфики научно-педагогического аспекта понятия «конкурентоспособная личность специалиста»; в вы5 явлении критериев оценки уровней сформированности «конкурентоспособности» на различных этапах профессионально-личностного становления современного специалиста и в разработке научно обоснованных положений по организации и реализации образовательного процесса вуза, способствующего развитию конкурентоспособности личности будущего специалиста. <...> В первой части «Формирование в образовании личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста» выявлена сущность понятия «конкурентоспособная личность специалиста» как субъекта профессиональной деятельности, обладающего интегративной, динамической, деятельностной характеристикой, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности <...>
Формирование_конкурентоспособного_специалиста_в_образовательном_процессе_вуза_монография.pdf
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Управление образования Октябрьского района г.Красноярска Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза Красноярск СФУ 2011
Стр.2
УДК 74.580.215 ББК 378.1 Ф 79 Рецензенты: Т.М. Чурекова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии правительства РФ в области образования; Н.В. Гафурова, доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии правительства РФ в области образования; В.В. Кольга, доктор педагогических наук, профессор Ф 79 Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза / отв. ред. С.И. Осипова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. – 287 с. ISBN 978-5-7638-2277-9 Монография посвящена актуальной проблеме формирования конкурентоспособного специалиста в условиях реализации личностноориентированного образования, развивающего личностные качества студента – будущего конкурентоспособного специалиста, его интеллектуальные умения и профессиональную компетентность. Коллектив авторов: д-р пед. наук С.И. Осипова, канд. пед. наук Т.А. Сливина, канд. пед. наук С.П. Орешкова, канд. пед. наук Е.Б. Ерцкина. УДК 74.580.215 ББК 378.1 ISBN 978-5-7638-2277-9 © Сибирский федеральный университет, 2011
Стр.3
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................................5 Часть I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБРАЗОВАНИИ .................................................................................................................9 1.1. Конкурентоспособная личность специалиста как психологопедагогический феномен .................................................................................9 1.2. Образовательный процесс в контексте формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста ....................................33 1.3. Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста .................................................................40 1.4. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию конкурентоспособной личности будущего специалиста ..............67 1.5. Обогащение содержания образования учебным материалом, способствующим формированию конкурентоспособной личности будущего специалиста ...................................................................................77 1.6. Организация профессионально ориентированной проектной деятельности студентов в моделируемой конкурентной среде ...............87 Библиографический список..........................................................................105 Приложения ..................................................................................................112 Часть II. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ................................................................................................................123 2.1. Учебная деятельность в контексте формирования умения студентов структурировать теоретический материал ..................................123 2.2. Проблема структурного представления теоретического материала в психолого-педагогической литературе и образовательной практике .........................................................................................................138 2.3. Педагогическое обеспечение формирования умения студентов структурировать теоретический материал ...............................................155 2.4. Обогащение содержания образования знаниями, обеспечивающими мотивационно-ценностную и когнитивную основу формирования умения студентов структурировать теоретический материал в условиях спецкурса ......................................................................173 2.5. Обеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения студентов структурировать теоретический материал ...............................................187 2.6. Вовлечение студентов в активную совместную деятельность по освоению опыта применения умения структурировать теоретический материал в практической деятельности в условиях учебнодидактической игры .....................................................................................194 Библиографический список..........................................................................201 3
Стр.4
Часть III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ...........................................................................................211 3.1. Проблема инженерного образования в контексте реализации компетентностного подхода ........................................................................211 3.2. Сущность и структура проектно-конструкторской компетентности как ключевой в инженерной деятельности ....................................226 3.3. Педагогические условия формирования проектноконструкторской компетентности..............................................................236 3.4. Организация опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования проектноконструкторской компетентности..............................................................251 3.5. Модуляризация содержания образования дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» .....................................254 3.6. Выбор и реализация педагогических технологий и организационных форм обучения в соответствии с содержанием и функциями модулей дисциплин проектировочного цикла .............................261 3.7. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию проектно-конструкторской компетентности ............................................272 Библиографический список..........................................................................281 4
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, связанные с формированием рыночных отношений, поставили перед российским образованием проблему подготовки человека к жизни в новых условиях, молодых специалистов к профессиональной деятельности, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Проблема формирования конкурентоспособного специалиста, несмотря на её актуальность, является недостаточно разработанной в педагогической науке. Отдельные аспекты конкурентоспособности как педагогического явления рассматривались рядом ученых. Изучению конкурентоспособности как показателя качества подготовки специалистов посвящены работы Р.А. Фатхутдинова, Д.В. Чернилевского, С.Н. Широбокова. В исследованиях О.В. Душкиной, М.Д. Князевой, Н.Н. Машникова, В.А. Оганесова, Н.Э. Пфейфер, В.П. Савиных, М.В. Семеновой, В.А. Фукина рассматривались проблемы развития личности специалиста, её профессионально значимых качеств, различных способностей и умений, определялась сущность выполняемых ею видов деятельности. В работах Р.Я. Ахметшина, Н.В. Борисовой, С.А. Борисенко, О.И. Полькиной, Н.В. Фомина разрабатывались базовые и обобщенные модели личности и деятельности конкурентоспособного специалиста в разных областях профессиональной деятельности. В исследовании Л.М. Митиной представлен психологический аспект развития конкурентоспособности личности. При всей несомненной значимости данных исследований они в недостаточной степени отражают общепедагогические аспекты проблемы формирования конкурентоспособности личности будущего специалиста. Высшая школа испытывает острую потребность в четком и однозначном определении сущности и специфики научно-педагогического аспекта понятия «конкурентоспособная личность специалиста»; в вы5
Стр.6
явлении критериев оценки уровней сформированности «конкурентоспособности» на различных этапах профессионально-личностного становления современного специалиста и в разработке научно обоснованных положений по организации и реализации образовательного процесса вуза, способствующего развитию конкурентоспособности личности будущего специалиста. Предлагаемая читателю монография состоит из трех частей. В первой части «Формирование в образовании личностных качеств будущего конкурентоспособного специалиста» выявлена сущность понятия «конкурентоспособная личность специалиста» как субъекта профессиональной деятельности, обладающего интегративной, динамической, деятельностной характеристикой, выражающей сущностные возможности личности и проявляющейся в потребности к успеху и самосовершенствованию, в способности к саморазвитию, к достижению высокой эффективности своей деятельности, выступая лидером в условиях конкуренции. Процесс формирования конкурентоспособной личности специалиста ориентируется на разработанную модель, в структуре которой определены аксиологический, когнитивный, праксиологический компоненты, раскрывающие личностные качества конкурентоспособной личности специалиста. Глава завершается обоснованием и опытно-экспериментальной проверкой педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности студента: обогащение содержания образования учебным материалом в рамках спецкурса «Конкурентоспособность – путь к успеху», направленным на формирование личностных качеств конкурентоспособной личности специалиста; организация профессионально ориентированной проектной деятельности студентов в моделируемой конкурентной среде. Проведенные исследования по формированию личностных характеристик конкурентоспособной личности не исчерпывают проблемы её целостного представления. Ряд авторов (Л.М. Митина, Н.Э. Пфейфер, М.В. Семенова, Р.Я. Ахметшин, С.А. Борисенко, О.Ф. Чупрова, Н.В. Борисова) отмечают значимость интеллектуальных умений в структуре личности конкурентоспособного специалиста, проявляющихся в рациональном осуществлении мыслительных операций, целостности, критичности, аналитичности мышления, интеллектуальной гибкости. Вторая часть «Развитие интеллектуальных умений студентов – будущих конкурентоспособных специалистов» представляет важность аналитико-синтетических умений человека, в основе которых лежит умение структурировать теоретический материал. Оно опреде6
Стр.7
лено как метаумение, характеризующее интеллектуальную деятельность студента по представлению изучаемого теоретического материала в виде целостной структуры на основе выбранного принципа, в результате которой достигается качественно иное, более глубокое системное знание. Важность формирования умения структурировать теоретический материал связана с функциональными возможностями формировать ориентировочную основу учебной деятельности. Именно структура теоретического материала задает динамическую модель развития учебной деятельности, упорядочивает, рационализирует и повышает её эффективность. На основе систематизации теоретических оснований структурирования теоретического материала определены принципы, способы структурирования теоретического материала, типы структур, формы структурирования текстовых материалов при работе с информационными ресурсами. Предложены критерии, показатели, диагностируемые уровневые характеристики сформированности умения учащихся структурировать теоретический материал. Теоретически выявлены и подтверждены в опытноэкспериментальной работе педагогические условия формирования умения учащихся структурировать теоретический материал: обогащение содержания образования знаниями, обеспечивающими мотивационноценностную и когнитивную основу формирования умения учащихся структурировать теоретический материал; обеспечение готовности преподавателей к организации совместной деятельности по формированию умения учащихся структурировать теоретический материал, ориентировочной основой которой выступает структура учебного материала; вовлечение учащихся в активную совместную с преподавателем деятельность по закреплению операционально-деятельностной и рефлексивно-оценочной составляющих умения учащихся структурировать теоретический материал в условиях учебно-дидактической игры. В структуре конкурентоспособной личности специалиста особое место занимает профессиональная компетентность. В третьей части монографии рассматривается формирование проектно-конструкторской компетентности как ключевой компетентности будущего инженера. Проектно-конструкторская компетентность понимается как личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (будущего инженера), проявляющаяся в осознании смысла и значимости проектно-конструкторской деятельности, владении специальными проектно-конструкторскими знаниями и 7
Стр.8
умениями, обоснованном выборе и оптимизации проектных решений в случае их многовариантности. Структура проектно-конструкторской компетентности определена как единство мотивационно-ценностного (положительное отношение к проектированию, проявление устойчивого интереса, осознание смысла проектно-конструкторской компетентности), когнитивного (демонстрирует знания проектно-конструкторской деятельности, владеет специальными знаниями проектно-конструкторской деятельности), деятельностного (организация проектной деятельности, организация конструкторской деятельности), рефлексивно-оценочного (самоанализ проектно-конструкторской деятельности, самооценка проектно-конструкторской деятельности) компонентов. Определены критерии и уровни сформированности проектноконструкторской компетентности. Выделены составляющие действия проектно-конструкторской компетентности по соответствующим компонентам её структуры, установлено соответствие компонентов проектно-конструкторской компетентности, их составляющих действий и уровней сформированности проектно-конструкторской компетентности. Теоретически выявлены и подтверждены в опытноэкспериментальной работе педагогические условия формирования проектно-конструкторской компетентности студентов в процессе профессионального инженерного образования: – содержание дисциплин проектировочного цикла ГОС ВПО представлено в виде совокупности модулей с выделением функции каждого модуля в формировании составляющих действий проектноконструкторской компетентности; – включенность студентов в ценностно-поисковый процесс по овладению специальными знаниями и способами проектноконструкторской деятельности обеспечивается активными педагогическими технологиями в соответствии с возможностями каждого модуля содержания образования по формированию составляющих действий проектно-конструкторской компетентности. Многоаспектность и многогранность проблемы формирования в образовании конкурентоспособной личности специалиста не позволяют в рамках одной монографии её полностью раскрыть. Однако авторы надеются, что намеченные ориентиры её рассмотрения через формирование личностных качеств, интеллектуальных умений и профессиональной компетентности позволяют углублять и расширять исследование этой актуальной для современного образования проблемы. 8
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ