Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям 033000.62 Культурология, 071900.62 Библиотечно-информационная
деятельность, магистрантов, обучающихся по направлению 050600.68
Художественно-культурологическое образование, и аспирантов, обучающихся по специальности Теория и история культуры, и всех, кто интересуется вопросами теоретической культурологии. <...> В нём изложен методический инструментарий, помогающей
освоить основные техники анализа текстов культуры. <...> Изложение методологии культурной семантики как отдельной дисциплины и как междисциплинарного поля исследования культурного смысла позволяет системно знакомиться с техниками
анализа текстов культуры в двух ракурсах. <...> Первый подход позволяет освоить отдельные методы анализа: герменевтический, феноменологический,
историко-культурный, социально-исторический, визуальный и др. <...> Цель изучения дисциплины – заложить основы профессиональной
компетенции, связанной с техникой анализа текстов культуры. <...> Задачи дисциплины:
− сформировать культуру научного исследования в области гуманитарных наук;
− сформировать системное представление об объектно-предметном
поле культурной семантики, основных подходах к его описанию;
− сформировать представления о разнообразии методологий и традиций, накопленных в философии и науке, позволяющих декодировать
социально-культурную информацию текстов культуры;
− сформировать представления о логике поиска и выбора необходимых методов, направленных на описание текста культуры и раскрытие культурных смыслов, закодированных в нём;
− раскрыть последовательность процедур при использовании конкретных методов анализа текстов культуры, показать логику их функционирования;
5
− выявить функциональное многообразие некоторых методологий
при проведении научного исследования. <...> Студент должен уметь:
− находить и анализировать информацию о методах семантического
анализа текстов культуры <...>
Основы_культурно-семантического_анализа.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского
Д. В. Сергеев
оСноВы
культурно-СемантичеСкого анализа
учебно-методическое пособие
Работа выполнена при финансовой поддержке Федеральной целевой
программы «Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России» на 2009–2013 гг.,
в рамках реализации мероприятия № 1.2.2
«Проведение научных исследований научными группами
под руководством кандидатов наук»,
проект № П1175 «Кризис современной российской культуры: стратегии его
преодоления в общественном сознании»
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 008 (075. 3)
ББК 411 Я 73
Печатается по решению Учёного совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент, проректор
по учебной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
Н. Д. Субботина, д-р филос. наук, проф. каф. философии ЗабГГПУ;
Т. В. Бернюкевич, канд. филос. наук, проф. каф. социальной
антропологии, религиоведения и философии
Читинского государственного университета;
И. И. Осинский, д-р филос. наук, проф., проф. каф. философии Бурятского
государственного университета
Сергеев Д. В.
Основы культурно-семантического анализа: учебно-методическое
пособие / Д. В. Сергеев; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т – Чита, 2011. – 76 с.
ISBN 978-5-85158-755-9
Учебно-методическое пособие «Основы культурно-семантического
анализа» состоит из трёх модулей. Каждый модуль содержит теоретический
материал по теме, план семинарских занятий с указанием литературы и задания
самостоятельной (внеаудиторной) работы. В заключении приведены
темы для самостоятельных научно-исследовательских проектов, а также
контрольные вопросы для зачёта или экзамена. В пособии представлена система
оценивания работы студентов на основе рейтингово-модульной системы.
Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям
033000.62 Культурология, 071900.62 Библиотечно-информационная
деятельность, магистрантов, обучающихся по направлению 050600.68
Художественно-культурологическое образование, и аспирантов, обучающихся
по специальности Теория и история культуры, и всех, кто интересуется
вопросами теоретической культурологии.
008 (075. 3) УДК
411 Я 73 ББК
ISBN 978-5-85158-755-9
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................5
МОДульНО-РЕйтИНгОВАя СИСтЕМА ОцЕНИВАНИя ................7
ВВОДНый МОДуль ............................................................................9
МОДуль I. КультуРНАя СЕМАНтИКА КАК НАучНАя
ДИСцИплИНА .....................................................................................19
МОДуль II. КультуРНАя СЕМАНтИКА КАК ИНтЕгРАтИВНОЕ
зНАНИЕ ...............................................................................................47
пЕРЕчЕНь ВОпРОСОВ К зАчёту / эКзАМЕНу ............................69
пЕРЕчЕНь пРИМЕРНых тЕМ КуРСОВых И ВыпуСКНых
КВАлИфИКАцИОННых РАбОт .......................................................71
пРИлОЖЕНИЕ ....................................................................................73
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие «Основы культурно-семантического
анализа» нацелено на формирование компетенций в области культурной
семантики. В нём изложен методический инструментарий, помогающей
освоить основные техники анализа текстов культуры. Пособие может быть
использовано при изучении дисциплины «Техники анализа текстов культуры»
направлений Культурология и Библиотечно-информационная деятельность,
а также курсов по выбору гуманитарных направлений и направлений
в сфере культуры и искусств. Изложение методологии культурной семантики
как отдельной дисциплины и как междисциплинарного поля исследования
культурного смысла позволяет системно знакомиться с техниками
анализа текстов культуры в двух ракурсах. Первый подход позволяет освоить
отдельные методы анализа: герменевтический, феноменологический,
историко-культурный, социально-исторический, визуальный и др. Второй –
фокусируется на отдельных гуманитарных науках, изучающих культурный
смысл и, следовательно, их методологии, применяемой при изучении текстов
культуры.
При освоении материала учащиеся углубляют и систематизируют знания,
сформированные после изучения дисциплин теоретического и исторического
модуля, а также получают базу данных, необходимых для дальнейшей
оптимизации и совершенствования профессиональных навыков. К
знаниям, освоенным при изучении дисциплины, студентам придётся обращаться
не только в течение всего периода последующего обучения, но и в
ходе всей своей профессиональной деятельности.
Цель изучения дисциплины – заложить основы профессиональной
компетенции, связанной с техникой анализа текстов культуры.
задачи дисциплины:
− сформировать культуру научного исследования в области гуманитарных
наук;
− сформировать системное представление об объектно-предметном
поле культурной семантики, основных подходах к его описанию;
− сформировать представления о разнообразии методологий и традиций,
накопленных в философии и науке, позволяющих декодировать
социально-культурную информацию текстов культуры;
− сформировать представления о логике поиска и выбора необходимых
методов, направленных на описание текста культуры и раскрытие культурных
смыслов, закодированных в нём;
− раскрыть последовательность процедур при использовании конкретных
методов анализа текстов культуры, показать логику их функционирования;
5
Стр.6