ISBN 978-5-85158-773-3
В монографии представлены результаты многолетней
опытно-экспериментальной работы по освоению СМК в работе
МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка города Читы. <...> Правомерно утверждать, что качество школьного образования становится той стратегией преобразований, которые дают ориентиры для перспектив развития школы и выполнения социального
заказа. <...> Конечная цель создания системы оценки качества работы школы
состоит в том, чтобы помочь администрации и педагогическому коллективу выявить сильные стороны в работе школы, ее нераскрытые
«возможности роста» – ресурсы развития, вскрыть причины затруднений, наработать практику управления новой школы [57; 58]. <...> Политика качества базируется на анализе тенденций развития
образовательной системы (в нашей практике – средней школы), а
также управления этой системой. <...> В трактовке понятия «качество образования» различными исследователями можно условно выделить две группы [16; 17; 21; 29; 38;
52; 72]. <...> В первую группу входят определения, в которых «качество
образования» представлено с точки зрения удовлетворения потребностей человека, общества, государства; во вторую группу входят
определения, в которых «качество образования» представлено как
соотношение цели и результатов образования. <...> Говоря о стандартизации качества,
следует учитывать, что в сфере образования она касается в основном условий, в которых осуществляется образовательный процесс
и которые отражены в требованиях лицензионной экспертизы (требования к помещению, учебникам, кадрам) и отчасти – результатах
обучения, отраженных в требованиях аттестационной экспертизы (к
содержанию обучения, объему учебной нагрузки, уровню подготовки выпускников). <...> Образовательный процесс – системообразующий компонент
учебного заведения, в нем смысл, причина и цель работы школы. <...> Управление качеством образования в школе предполагает соответствующее управленческое воздействие на качество <...>
Практика_освоения_системы_менеджмента_качества_образования_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Р. В. Никонов
Практика освоения системы
менеджмента качества образования
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 371+338.46:37
ББК Ч 421.4+У9(2)49:Ч421
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Научный редактор
Т. К. Клименко, д-р пед. наук,
профессор кафедры педагогики ЗабГГПУ
Ответственный за выпуск
М. И. Гомбоева, д-р культурологии, профессор,
проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты:
А. В. Рогова, д-р пед. наук, профессор, ЗабГГПУ;
Н. С. Инкина, учитель английского языка
высшей категории, СОШ № 49
Никонов, Р. В.
Практика освоения системы менеджмента качества образования /
Р. В. Никонов ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2011 − 248 с.
ISBN 978-5-85158-773-3
В монографии представлены результаты многолетней
опытно-экспериментальной работы по освоению СМК в работе
МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка города
Читы. Детально рассмотрены важнейшие условия, определяющие
качество осуществления и результатов образовательного
процесса.
Издание рассказывает о практике и опыте освоения системы
менеджмента качества в школе, рассматривает содержание работы
и основные механизмы ее реализации. Большое внимание уделяется
критериям и показателям оценки качестваобразования на
школьном уровне, приводится мониторинг качества образовательных
услуг в школе на протяжении ряда лет по всем предметам.
Монография может быть интересна и полезна не только учителям
школ, но и управленцам разного уровня по созданию и претворению
Программы управления качеством школьного образования.
УДК
371+338.46:37
ББК Ч 421.4+У9(2)49:Ч421
ISBN 978-5-85158-773-3
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
Кто является эффективным менеджером – этот тот, кто берется
именно за то, что он должен делать и доводить дело до конца.
Эффективный начальник отдела управления группы людей,
которые подчиняются данному менеджеру. Лидер команды, который
создает условия, обеспечивающие достижение поставленных
целей и отвечает за выполнение работы своей группы подчиненных.
Менеджеры, которые хотят совершенствоваться, должны
оценивать как собственную результативность, так и собственную
эффективность. Результативность – означает способность « делать
правильные вещи», а в эффективности – способность «делать
вещи правильно», т. е. получать результаты с наименьшими затратами
ресурсов. Результативность наиболее важна, чем эффективность,
потому что менеджер прежде всего должен выполнять
действительно нужную работу. Только при этом условии имеет
значение экономное и эффективное выполнение работы.
(Стюард)
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глубоких социально-экономических преобразований,
происходящих в российском обществе, приведение образовательной
системы в соответствие с новыми общественными потребностями
является существенной государственной проблемой
и приоритетной социальной целью. Новая парадигма образования
становится стратегией развития всего общества, требующей усиления
его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен
приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию,
самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
В теории и практике образования интенсивно прорабатываются
аспекты дифференциации, профилизации обучения, обновления
структуры и содержания общего образования, интериоризации
гуманистических ценностей.
Практика показывает, что ни один из этих аспектов не может
рассматриваться как основополагающий, всеохватывающий в силу
своей направленности на совершенствование отдельных компонентов
системы школьного образования.
5
Стр.6
В новой модели устойчивого развития человеческого общества
ведущим становится закон опережающего развития интеллектуальных
свойств человека, требующий повышения качества образовательных
систем и качества общественного интеллекта.
Правомерно утверждать, что качество школьного образования
становится той стратегией преобразований, которые дают ориентиры
для перспектив развития школы и выполнения социального
заказа.
Принципиально изменившийся мир задает иные требования к
образованности человека и качеству образования. В исследованиях
большого числа ученых, педагогов-практиков активно разрабатываются
направления совершенствования качества современного образования
и управления им.
Целью данной работы является представление системы
управления качеством школьного образования на основе разработанной
программы «Система качества образования МОУ средней
общеобразовательной школы № 49 с углубленным изучением английского
языка города Читы», анализ ее эффективности в практике
работы школы в течение последних 10 лет.
6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................................................................................................5
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА .........................................................7
1.1. Теоретические подходы ......................................................................7
1.2. Миссия школы ......................................................................................26
1.3. Концепция системы менеджмента качеством образования .....29
1.4. Обоснование программы качества ..................................................35
ГЛАВА II. ПРАКТИКА И ОПЫТ ОСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЫ..........................42
2.1. Реализация программы управления качеством образования в
школе .............................................................................................................42
2.2. Критерии и показатели оценки качества образования на
школьном уровне школы № 49 ...............................................................70
2.3. Использование критериев ИСО 9000 в практике работы
школы ............................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..........................................................................................166
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................170
ПРИЛОЖЕНИЕ ..........................................................................................179
247
Стр.248