Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Ю. В. Кокарева
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФИИ
РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА
(Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Н. К. МИХАЙЛОВСКИЙ)
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.1
УДК 141 (075.3)
ББК ЮЗ (2) 51 я 73
Печатается по решению Ученого совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты: И. И. Арсентьева, канд. филос. наук, доцент,
доцент каф. востоковедения ЧитГУ;
Л. И. Сорочик, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЗабГГПУ
Кокарева, Ю. В.
Нравственный идеал в философии русского народничества : учебное пособие
/ Ю. В. Кокарева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 123 с.
ISBN 978-5-85158-651-4
В учебном пособии рассматриваются концепции нравственного идеала
Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского как представителей одного из
оригинальных и самобытных направлений в русской философии ХIХ в.
IХ в.
Х в. – народничества;
анализируются методологические основы этических взглядов
данных философов, а также влияние их идей на последующее становление
нравственного идеала в России.
Задача учебного пособия – привлечь внимание к философско-этическому
наследию Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского, так несправедливо
подвергшегося забвению в настоящее время; актуализировать высказанную
ими идею значимости труда для нравственного воспитания личности. Автор
анализирует оценку этических концепций Чернышевского и Михайловского,
данную русскими философами с ХIХ в. до современности, а также стремится
дать по возможности объективную оценку концепции нравственного идеала
народничества вне каких-либо идеологических установок.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений,
аспирантов и преподавателей философских дисциплин, а также для тех, кто
интересуется историей русской философии, этики, антропологии.
УДК 141 (075.3)
ББК ЮЗ (2) 51 я 73
ISBN 978-5-85158-651-4
© ЗабГГПУ, 2010
Стр.2
Оглавление
Предисловие ............................................................5
Раздел I. Проблема нравственного идеала в этике Н. Г. Чернышевского. . . . . . .7
Глава 1. Антропологический принцип
как методологическая основа этики Н. Г. Чернышевского ..............9
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........21
Глава 2. «Разумный эгоизм» «новых людей» – нравственный идеал
Н. Г. Чернышевского ..............................................21
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........38
Глава 3. Влияние учения Чернышевского на развитие проблемы нравственного
идеала в этике русского народничества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........54
Раздел II. Социально-нравственный идеал «целостной личности»
Н. К. Михайловского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Глава 1. Субъективизм как методологическая основа этики
Н. К. Михайловского ...............................................57
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........75
Глава 2. «Целостная личность» «профана» – нравственный идеал
Н. К. Михайловского ...............................................75
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........94
Глава 3. Значение нравственного идеала Н. К. Михайловского
для этики русского народничества ..................................95
Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ..........108
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
3
Стр.3
Предисловие
Одной из наиболее острых проблем, обсуждаемых сегодня в этикофилософской
литературе, является проблема смыслообразующего стержня
человеческой жизни. Вопрос идеала есть вопрос самоидентификации
личности в условиях современного общества. Нравственный идеал, как
аспект нравственной самоидентификации, должен, по нашему мнению,
стать тем самым центральным ориентиром, который поможет личности
обрести свое место в мире, определить свою гражданскую и политическую
позицию.
В современном мире личность практически перестала восприниматься
как самоценная единица и все чаще рассматривается как элемент,
подчиненный социальной группе, народу, государству, человечеству,
идее. Следовательно, личность в любой момент может быть принесена в
жертву политическим, экономическим и иным преобразованиям в обществе.
В этой связи чрезвычайно актуальной является проблема отношения
Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского к человеческой личности.
Никогда, ни при каких условиях она, по их мнению, не должна служить
средством для достижения каких-либо или чьих-либо целей. Злободневно
и стремление этих философов показать, развитие каких нравственных
качеств позволит человеку осуществить самореализацию в обществе.
Духовно-нравственное возрождение России остается важной проблемой
для находящегося в состоянии растерянности современного общества.
Этические концепции Чернышевского и Михайловского предлагают
нам путь возрождения России через опору государства на нравственную,
физическую и интеллектуальную мощь трудового народа. Только труд на
благо других людей и своей страны, по мысли философов-народников,
дает право человеку судить о категориях добра и зла. Труд как нравственная
ценность, провозглашенный неотъемлемой частью нравственного
идеала народников, утерянный и так нужный в наши дни, должен занять
свое прежнее место в нравственных ориентирах современных людей.
На протяжении многих десятилетий советского периода моральноэтический
компонент в философском наследии русских мыслителей был
отодвинут на задний план вопросами социально-философскими и практически
подвергнут забвению. В последнее время в научной среде прослеживается
возрастание интереса к исследованию этической стороны творчества
отечественных философов. Данное учебное пособие представляет
5
Стр.5
собой попытку целостного анализа нравственных воззрений Н. Г. Чернышевского
и Н. К. Михайловского, которых традиционно рассматривали
как сугубо социальных мыслителей.
Для правильного понимания концепций нравственного идеала
Чернышевского и Михайловского необходимо обращение к методологическим
основам их философско-этических систем (антропологический
принцип – у Чернышевского, субъективный метод – у Михайловского).
Эти методы направлены на исследование не бытия как такового, а разъяснение
и раскрытие смысла человеческого бытия. Они используются современной
философской антропологией, которая вбирает в себя целый
ряд концепций, так или иначе ставящих в центр проблему человека. Антропоцентризм
взглядов философов повлек смысловое изменение понятия
«идеал», которое они напрямую связали с человеческой личностью.
Решение проблемы соотношения действительности и идеала является
важной для разработки теоретического понимания нравственного идеала
в отечественной этике на современном этапе.
В наше время, вероятно, следует по-новому оценить значение, роль
и весь спектр этико-философских воззрений Чернышевского и Михайловского.
Оценка их взглядов на протяжении многих десятилетий зависела
от господствующей в стране идеологии и постоянно тяготела к
какой-либо крайности. Вопрос о том, что остается востребованным для
современного общества из опыта прошлого, не решается раз и навсегда.
Необходимо помнить все богатство философско-этического наследия, которое
подарила нам русская мысль. В этой связи концепции нравственного
идеала Чернышевского и Михайловского не утратили своей актуальности.
К ним по праву приложимы слова Н. Г. Чернышевского: «И надобно
еще спросить себя, точно ли мертвецы лежат в этих гробах? Не живые ли
люди похоронены в них? По крайней мере, не гораздо ли более жизни в
этих покойниках, нежели во многих людях, называющихся живыми?»1
Возвращение творческого наследия Н. Г. Чернышевского и Н. К. Ми.
хайловского
в рамки современной культуры, включение их в философскоэтический
контекст современности не может состояться без критического
осмысления идей данных мыслителей. Попытка объективного подхода
к решению проблемы нравственного идеала в этических системах
Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского представлена в настоящей
работе.
Издание предназначено для студентов гуманитарных факультетов.
Может быть полезно для специалистов, занимающихся философией, этикой,
антропологией.
1 Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода // Чернышевский Н. Г. Избранные философские
сочинения: в 3 т. / под общ. ред. М. М. Григорьяна. Т. 1. М. : Гос. изд-во политической литературы,
1950. С. 413.
6
Стр.6