Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Нравственный идеал в философии русского народничества (Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКокарева Ю. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц124
ID211536
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются концепции нравственного идеала Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского как представителей одного из оригинальных и самобытных направлений в русской философии ХIХ в. – народничества; анализируются методологические основы этических взглядов данных философов, а также влияние их идей на последующее становление нравственного идеала в России. Задача учебного пособия – привлечь внимание к философско-этическому наследию Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского, так несправедливо подвергшегося забвению в настоящее время; актуализировать высказанную ими идею значимости труда для нравственного воспитания личности. Автор анализирует оценку этических концепций Чернышевского и Михайловского, данную русскими философами с ХIХ в. до современности, а также стремится дать по возможности объективную оценку концепции нравственного идеала народничества вне каких-либо идеологических установок.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей философских дисциплин, а также для тех, кто интересуется историей русской философии, этики, антропологии.
ISBN978-5-85158-651-4
УДК141(075.3)
ББКЮЗ(2)51я73
Кокарева, Ю. В. Нравственный идеал в философии русского народничества (Н. Г. Чернышевский, Н. К. Михайловский) : учеб. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Ю. В. Кокарева .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 124 с. — ISBN 978-5-85158-651-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211536 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю. В. Кокарева НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА (Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Н. К. МИХАЙЛОВСКИЙ) Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010 УДК 141 (075.3) ББК ЮЗ (2) 51 я 73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Л. И. Сорочик, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЗабГГПУ Кокарева, Ю. В. Нравственный идеал в философии русского народничества : учебное пособие / Ю. В. Кокарева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-85158-651-4 В учебном пособии рассматриваются концепции нравственного идеала Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского как представителей одного из оригинальных и самобытных направлений в русской философии Х����������� I���������� Х в. – народничества; анализируются методологические основы этических взглядов данных философов, а также влияние их идей на последующее становление нравственного идеала в России. <...> Задача учебного пособия – привлечь внимание к философско-этическому наследию Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского, так несправедливо подвергшегося забвению в настоящее время; актуализировать высказанную ими идею значимости труда для нравственного воспитания личности. <...> Автор анализирует оценку этических концепций Чернышевского и Михайловского, данную русскими философами с ХIХ в. до современности, а также стремится дать по возможности объективную оценку концепции нравственного идеала народничества вне каких-либо идеологических установок. <...> Антропологический принцип как методологическая основа этики Н. Г. Чернышевского . <...> Влияние учения Чернышевского на развитие проблемы нравственного идеала в этике русского народничества . <...> Значение нравственного идеала Н. К. Михайловского для этики русского народничества . <...> Этические концепции Чернышевского и Михайловского предлагают нам путь возрождения России через опору государства на нравственную, физическую и интеллектуальную <...>
Нравственный_идеал_в_философии_русского_народничества_(Н._Г._Чернышевский,_Н._К._Михайловский).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Ю. В. Кокарева НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО НАРОДНИЧЕСТВА (Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Н. К. МИХАЙЛОВСКИЙ) Учебное пособие Чита ЗабГГПУ 2010
Стр.1
УДК 141 (075.3) ББК ЮЗ (2) 51 я 73 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: И. И. Арсентьева, канд. филос. наук, доцент, доцент каф. востоковедения ЧитГУ; Л. И. Сорочик, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЗабГГПУ Кокарева, Ю. В. Нравственный идеал в философии русского народничества : учебное пособие / Ю. В. Кокарева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2010. – 123 с. ISBN 978-5-85158-651-4 В учебном пособии рассматриваются концепции нравственного идеала Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского как представителей одного из оригинальных и самобытных направлений в русской философии ХIХ в. IХ в. Х в. – народничества; анализируются методологические основы этических взглядов данных философов, а также влияние их идей на последующее становление нравственного идеала в России. Задача учебного пособия – привлечь внимание к философско-этическому наследию Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского, так несправедливо подвергшегося забвению в настоящее время; актуализировать высказанную ими идею значимости труда для нравственного воспитания личности. Автор анализирует оценку этических концепций Чернышевского и Михайловского, данную русскими философами с ХIХ в. до современности, а также стремится дать по возможности объективную оценку концепции нравственного идеала народничества вне каких-либо идеологических установок. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов и преподавателей философских дисциплин, а также для тех, кто интересуется историей русской философии, этики, антропологии. УДК 141 (075.3) ББК ЮЗ (2) 51 я 73 ISBN 978-5-85158-651-4 © ЗабГГПУ, 2010
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................5 Раздел I. Проблема нравственного идеала в этике Н. Г. Чернышевского. . . . . . .7 Глава 1. Антропологический принцип как методологическая основа этики Н. Г. Чернышевского ..............9 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........21 Глава 2. «Разумный эгоизм» «новых людей» – нравственный идеал Н. Г. Чернышевского ..............................................21 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........38 Глава 3. Влияние учения Чернышевского на развитие проблемы нравственного идеала в этике русского народничества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........54 Раздел II. Социально-нравственный идеал «целостной личности» Н. К. Михайловского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 Глава 1. Субъективизм как методологическая основа этики Н. К. Михайловского ...............................................57 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........75 Глава 2. «Целостная личность» «профана» – нравственный идеал Н. К. Михайловского ...............................................75 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ...........94 Глава 3. Значение нравственного идеала Н. К. Михайловского для этики русского народничества ..................................95 Вопросы для самоконтроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108 Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов ..........108 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 3
Стр.3
Предисловие Одной из наиболее острых проблем, обсуждаемых сегодня в этикофилософской литературе, является проблема смыслообразующего стержня человеческой жизни. Вопрос идеала есть вопрос самоидентификации личности в условиях современного общества. Нравственный идеал, как аспект нравственной самоидентификации, должен, по нашему мнению, стать тем самым центральным ориентиром, который поможет личности обрести свое место в мире, определить свою гражданскую и политическую позицию. В современном мире личность практически перестала восприниматься как самоценная единица и все чаще рассматривается как элемент, подчиненный социальной группе, народу, государству, человечеству, идее. Следовательно, личность в любой момент может быть принесена в жертву политическим, экономическим и иным преобразованиям в обществе. В этой связи чрезвычайно актуальной является проблема отношения Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского к человеческой личности. Никогда, ни при каких условиях она, по их мнению, не должна служить средством для достижения каких-либо или чьих-либо целей. Злободневно и стремление этих философов показать, развитие каких нравственных качеств позволит человеку осуществить самореализацию в обществе. Духовно-нравственное возрождение России остается важной проблемой для находящегося в состоянии растерянности современного общества. Этические концепции Чернышевского и Михайловского предлагают нам путь возрождения России через опору государства на нравственную, физическую и интеллектуальную мощь трудового народа. Только труд на благо других людей и своей страны, по мысли философов-народников, дает право человеку судить о категориях добра и зла. Труд как нравственная ценность, провозглашенный неотъемлемой частью нравственного идеала народников, утерянный и так нужный в наши дни, должен занять свое прежнее место в нравственных ориентирах современных людей. На протяжении многих десятилетий советского периода моральноэтический компонент в философском наследии русских мыслителей был отодвинут на задний план вопросами социально-философскими и практически подвергнут забвению. В последнее время в научной среде прослеживается возрастание интереса к исследованию этической стороны творчества отечественных философов. Данное учебное пособие представляет 5
Стр.5
собой попытку целостного анализа нравственных воззрений Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского, которых традиционно рассматривали как сугубо социальных мыслителей. Для правильного понимания концепций нравственного идеала Чернышевского и Михайловского необходимо обращение к методологическим основам их философско-этических систем (антропологический принцип – у Чернышевского, субъективный метод – у Михайловского). Эти методы направлены на исследование не бытия как такового, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия. Они используются современной философской антропологией, которая вбирает в себя целый ряд концепций, так или иначе ставящих в центр проблему человека. Антропоцентризм взглядов философов повлек смысловое изменение понятия «идеал», которое они напрямую связали с человеческой личностью. Решение проблемы соотношения действительности и идеала является важной для разработки теоретического понимания нравственного идеала в отечественной этике на современном этапе. В наше время, вероятно, следует по-новому оценить значение, роль и весь спектр этико-философских воззрений Чернышевского и Михайловского. Оценка их взглядов на протяжении многих десятилетий зависела от господствующей в стране идеологии и постоянно тяготела к какой-либо крайности. Вопрос о том, что остается востребованным для современного общества из опыта прошлого, не решается раз и навсегда. Необходимо помнить все богатство философско-этического наследия, которое подарила нам русская мысль. В этой связи концепции нравственного идеала Чернышевского и Михайловского не утратили своей актуальности. К ним по праву приложимы слова Н. Г. Чернышевского: «И надобно еще спросить себя, точно ли мертвецы лежат в этих гробах? Не живые ли люди похоронены в них? По крайней мере, не гораздо ли более жизни в этих покойниках, нежели во многих людях, называющихся живыми?»1 Возвращение творческого наследия Н. Г. Чернышевского и Н. К. Ми. хайловского в рамки современной культуры, включение их в философскоэтический контекст современности не может состояться без критического осмысления идей данных мыслителей. Попытка объективного подхода к решению проблемы нравственного идеала в этических системах Н. Г. Чернышевского и Н. К. Михайловского представлена в настоящей работе. Издание предназначено для студентов гуманитарных факультетов. Может быть полезно для специалистов, занимающихся философией, этикой, антропологией. 1 Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода // Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: в 3 т. / под общ. ред. М. М. Григорьяна. Т. 1. М. : Гос. изд-во политической литературы, 1950. С. 413. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ