МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет» (ПГУ) С. А. Барсукова, Г. П. Редя Тренинг в управлении персоналом Учебное пособие Пенза Издательство ПГУ 2012 УДК 159.9
ББК 88.37
Б19
Р е ц е н з е н т ы:
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
Пензенского института развития образования <...> Л. П. Бочкарева
Б19
Барсукова, С. А.
Тренинг в управлении персоналом : учеб. пособие / <...> Книга позволит повысить уровень компетентности в области обучения
персонала в формате тренинга и узнать, какие существуют тренинговые технологии и как их может использовать в своей работе специалист по управлению персоналом. <...> Пособие подготовлено на кафедре «Социология и управление персоналом» и предназначено для самостоятельной работы по курсу
«Тренинг в управлении персоналом» студентов направления «Управление персоналом», других управленческих профессий, а также для
специалистов в области обучения и развития персонала. <...> Крупные западные компании уж не один десяток лет
развивают у себя системы групповых технологий на основе методов
активного социального обучения, порой имея в своем штате целые
отделы и департаменты соответствующей специализации. <...> Одной из наиболее популярных форм групповой работы в
сфере менеджмента является социально-психологический тренинг. <...> Т-группы стали
предшественницами большинства видов групповой психологической работы с людьми, объединенных в настоящее время под общим названием «социально-психологический тренинг». <...> Само понятие «социально-психологический тренинг» для обозначения групповых форм психологической работы ввел Манфред
Форверг. <...> Форверг разработал метод групповой работы, названный им «социально-психологический тренинг». <...> и его учениками, представлен в пяти основных типах тренинга, к которым относились:
7 <...> Данный <...>
«Тренинг_в_управлении_персоналом».pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет» (ПГУ)
С. А. Барсукова, Г. П. Редя
Тренинг в управлении
персоналом
Учебное пособие
Пенза
Издательство ПГУ
2012
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88.37
Б19
Р е ц е н з е н т ы:
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
Пензенского института развития образования
И. Ф. Смирнова;
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии Пензенского филиала
Московской открытой социальной академии
Л. П. Бочкарева
Б19
Барсукова, С. А.
Тренинг в управлении персоналом : учеб. пособие /
С. А. Барсукова, Г. П. Редя ; под ред. Г. Б. Кошарной. – Пенза :
Изд-во ПГУ, 2012. – 178 с.
ISBN 978-5-94170-462-0
Тренинги управления персоналом учат вести за собой людей, грамотно
ими управлять, просчитывать выгоды и предугадывать риски.
Книга позволит повысить уровень компетентности в области обучения
персонала в формате тренинга и узнать, какие существуют тренинговые
технологии и как их может использовать в своей работе специалист
по управлению персоналом. К каждой теме даются контрольные
вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендованные при
подготовке к семинарским занятиям.
Пособие подготовлено на кафедре «Социология и управление персоналом»
и предназначено для самостоятельной работы по курсу
«Тренинг в управлении персоналом» студентов направления «Управление
персоналом», других управленческих профессий, а также для
специалистов в области обучения и развития персонала.
УДК 159.9
ISBN 978-5-94170-462-0
2
© Пензенский государственный
университет, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................4
Р а з д е л 1........................................................................................................6
Тема 1. История развития тренинговых форм работы.................................6
Тема 2. Понятие тренинга как активного социально-психологического
метода обучения.............................................................................................17
Тема 3. Групповая динамика в тренинговой группе ..................................26
Тема 4. Организация социально-психологического тренинга ..................34
Тема 5. Основные методы и технологии группового тренинга ...............45
Тема 6. Подбор содержания программы тренинга ....................................62
Р а з д е л 2......................................................................................................80
Тема 1. Специфика использования тренингов в работе
с персоналом...................................................................................................80
Тема 2. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом
взаимодействии ..............................................................................................86
Тема 3. Тренинг развития навыков управления мотивацией
персонала.......................................................................................................103
Тема 4. Тренинг ведения переговоров .......................................................113
Тема 5. Тренинг управленческих умений.................................................133
Тема 6. Тренинг организационного развития ..........................................141
Тема 7. Тренинг продаж ..............................................................................149
Тема 8. Тренинг эффективной самопрезентации......................................158
Тема 9. Методы изучения эффективности тренинга
для организации............................................................................................167
Список литературы ......................................................................................172
3
Стр.3
Введение
Современный этап развития бизнеса требует от предпринимателей
уделять все больше внимания вопросам обучения и развития персонала,
освоения новых технологий бизнеса. Владельцы крупных
корпораций быстро осознали, что методы, которые были эффективны
в прошлом, явно недостаточны для развития бизнеса в нынешних условиях.
Появилась ярко выраженная потребность в постоянном совершенствовании
бизнес-технологий и обучении персонала.
От своевременности и правильности направления корпоративного
обучения порой зависит то место, которое организация занимает
на рынке. Крупные западные компании уж не один десяток лет
развивают у себя системы групповых технологий на основе методов
активного социального обучения, порой имея в своем штате целые
отделы и департаменты соответствующей специализации.
Одной из наиболее популярных форм групповой работы в
сфере менеджмента является социально-психологический тренинг.
Главное отличие тренинга от простого обучающего семинара – активная
вовлеченность в процесс обучения всех участников. На тренинге
основной упор делается на приобретение участниками практических
навыков, которые необходимо передать от тренера к слушателям
для того, чтобы они могли использовать полученные навыки
в своей повседневной работе. Для этого используются специальные
упражнения, которые моделируют различные ситуации. Применение
этих методик позволяет не только обсуждать приемы эффективной
работы, но и самостоятельно попробовать их в режиме
деловой игры, ситуационных заданий или ролевых упражнений.
Главное преимущество тренинга перед семинаром – это то, что бизнес-тренинг
позволяет обеспечить максимальную активность слушателей.
При умелом использовании различных методов и их сочетаний
тренер может добиться высокого уровня запоминания и обеспечить
необходимую степень эффективности мыслительных процессов
участников тренинга, что способствует долгосрочному запоминанию
теоретического материала и развитию практических навыков.
На семинаре при использовании только лекционного материала
высокая концентрация внимания сохраняется максимум в течение
первых 30 мин, далее внимание снижается почти в геометрической
прогрессии. Это приводит к тому, что при сохранении внешней
заинтересованности слушатели, как правило, к концу лекции не
4
Стр.4
очень отчетливо помнят даже тот материал, который они прослушали
совсем недавно. Нельзя забывать и о мотивирующей роли тренинга.
В процессе ролевых игр или при решении ситуационных задач
сотрудники имеют возможность самовыражения и реализации
потребности любого человека быть услышанным и оцененным по
достоинству. Поэтому участие в тренингах «средних» сотрудников
может стать мощным толчком для их карьерного и профессионального
роста. Здесь очень тесно переплетаются физиология и психология.
Работники могут и сами не подозревать о тех возможностях,
которые находятся на уровне подсознания и активизируются в
«критической» ситуации, спровоцированной тренингом. Участвуя в
тренинге, многие работники потом проходят этап переосмысления
своей профессиональной позиции.
Основная цель учебного пособия – помочь студентам, будущим
руководителям, грамотно конструировать персональное развитие
сотрудников организации.
5
Стр.5