О. Л. Девятова
КОМПОЗИТОР
В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по направлению подготовки 033000 «Культурология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ББК Щ310я73-1
Д 259
Р е ц е н з е н т ы:
кафедра культурологии Уральского государственного
педагогического университета (заведующий кафедрой доктор
культурологии, профессор И. Я. Мурзина); <...> ISBN 978-5-7996-0692-3
В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности
формирования и развития творческой личности, специфика творческого
процесса и композиторского ремесла. <...> Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века. <...> ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА
КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА.................. 85
3.1. <...> ISBN 978-5-7996-0692-3
В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности
формирования и развития творческой личности, специфика творческого
процесса и композиторского ремесла. <...> Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века. <...> ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА
КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА.................. 85
3.1. <...> Изучение этих вопросов в базовом курсе истории европейской и отечественной музыки, а также
в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется необходимым для более глубокого осознания студентами как
эволюции музыкальной культуры, так и ее специфики в ХХ веке. <...> Изучение этих вопросов в базовом курсе истории европейской и отечественной музыки, а также
в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется необходимым для более глубокого осознания студентами как
эволюции <...>
Композитор_в_системе_культуры.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
О. Л. Девятова
КОМПОЗИТОР
В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Рекомендовано методическим советом УрФУ
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по программе бакалавриата
по направлению подготовки 033000 «Культурология»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2012
Стр.2
ББК Щ310я73-1
Д 259
Рецензенты:
кафедра культурологии Уральского государственного
педагогического университета (заведующий кафедрой доктор
культурологии, профессор И. Я. Мурзина);
Е. М. Коровина, кандидат культурологии, доцент (Российский
государственный профессионально-педагогический университет)
Девятова О. Л.
Д 259 Композитор в системе культуры : [учеб. пособие] /
О. Л. Девятова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. –
184 с.
ISBN 978-5-7996-0692-3
В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе
культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора
в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности
формирования и развития творческой личности, специфика творческого
процесса и композиторского ремесла.
Адресовано студентам – культурологам, искусствоведам и музыковедам,
а также музыкантам-исполнителям и всем интересующимся проблемами
исторического развития и современного бытия музыкальной
культуры.
ББК Щ310я73-1
На обложке — фрагмент плафона Малого зала
имени А. К. Глазунова Санкт-Петербургской государственной
консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
ISBN 978-5-7996-0692-3
© Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА .................................................................................................................5
Глава 1. КОМПОЗИТОР В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
(ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К ХХ ВЕКУ) .................................................7
1.1. Из истории понятия «композитор». Процесс
самоопределения композитора в истории европейской и русской
музыкальных культур (от ХIV к ХVIII веку) ...............................................7
1.2. Социальный статус композитора в европейской музыкальной
культуре ХVII–ХVIII веков .........................................................................17
1.3. Тип «свободного художника» в музыкальной культуре ХIХ века.
Проблема профессионализма и дилетантизма в композиторском
образовании в Европе и России ХIХ века..................................................23
Глава 2. КОМПОЗИТОР КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ...........................33
2.1. Проблема композиторского таланта и гениальности ................................33
2.2. Проблема формирования творческой личности
(на примере становления и развития музыкального таланта
С. М. Слонимского) ......................................................................................54
Глава 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОМПОЗИТОРА И СПЕЦИФИКА
КОМПОЗИТОРСКОГО РЕМЕСЛА И МАСТЕРСТВА .................85
3.1. Творческий процесс композитора
как теоретико-культурологическая проблема ............................................85
3.2. Философско-эстетические и психологические
основы творческого процесса П. И. Чайковского
(на материале писем) .................................................................................107
3.3. К постижению творческого процесса
С. С. Прокофьева и С. М. Слонимского ...................................................120
Стр.4
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС КОМПОЗИТОРА В СОВЕТСКОЙ
И ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ .................................................138
4.1. Композитор в системе тоталитарного государства ..................................138
4.2. Композитор в культуре «шестидесятничества»,
эпохи перестройки и постсоветского периода ........................................166
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ...................................................................................177
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................180
Стр.5
ОТ АВТОРА
Учебное пособие посвящено осмыслению проблемы бытия
композитора в системе культуры. Обращение к этой проблематике
связано с тем, что до сих пор не создано обобщающих трудов,
выявляющих значимость композитора в системе общекультурных
отношений, определяющих его общественно-социальную роль
в процессе культурно-исторического развития той или иной эпохи,
и особенно ХХ века, когда существенно изменился его общекультурный
и художнический статус. Изучение этих вопросов в базовом
курсе истории европейской и отечественной музыки, а также
в специальном курсе, посвященном музыке ХХ века, представляется
необходимым для более глубокого осознания студентами как
эволюции музыкальной культуры, так и ее специфики в ХХ веке.
Потребность в создании такого пособия, целостно охватывающего
разные стороны культурного бытия и функционирования
композитора в обществе, продиктована также и тем, что в настоящее
время, в период развития постмодернистских тенденций,
влияющих и на музыкальную культуру, сама профессия композитора,
увы, нередко обесценивается, утрачивает свой авторитет
и общественный статус и подчас игнорируется средствами массовой
коммуникации. Вызывает тревогу и тот факт, что, по мнению
ряда исследователей, в ближайшем будущем эта профессия в условиях
тотальной глобализации якобы сойдет на «нет» или совсем
исчезнет (такова, к примеру, точка зрения известного российского
композитора и музыковеда В. Мартынова, высказавшего идею
о «конце времени композиторов»). Эта идея представляется хотя
и не безосновательной, но все-таки весьма спорной и вызывает
желание и необходимость высказать другой взгляд на проблему
композиторского бытия в культуре, в том числе и современной.
В данном пособии представлены различные грани этой сложной
проблемы, касающиеся наиболее важных сторон творческого
Стр.6
Учебное издание
Девятова Ольга Леонидовна
КОМПОЗИТОР
В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Зав. редакцией М. А. Овечкина
Редактор и корректор Е. В. Березина
Компьютерная верстка Н. Ю. Михайлов
978-5-7996-0692-3
План выпуска 2012 г. Подписано в печать 20.04.2012.
Формат 60×84 1
/16
Издательство Уральского университета
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Отпечатано в типографии ИПЦ УрФУ
620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.
Тел.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13
Факс: +7 (343) 358-93-06
E-m��l: pr�ss.�nf�@usu.ru
. Бумага офсетная. Гарнитура T�m�s.
Уч.-изд. л. 9,8. Усл. печ. л. 10,7. Тираж 100 экз. Заказ № 1028.
Стр.184