Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философские проблемы естествознания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторШуталева А. В.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц165
ID209416
АннотацияВ учебном пособии раскрывается философское содержание и основные философские проблемы физической, космологической, химической и биологической картин мира. Для студентов философского и других гуманитарных факуль- тетов
Кем рекомендованоРекомендовано методическим советом УрФУ
Кому рекомендовано для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 030100 «Философия»
ISBN978-5-7996-0683-1
ББКЮ252:5я73-1
Шуталева, А. В. Философские проблемы естествознания : учеб. пособие / А. В. Шуталева .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012 .— 165 с. — ISBN 978-5-7996-0683-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/209416 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Шуталева ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 030100 «Философия» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012 УДК 5(075.8) ББК Ю252:5я73-1 Ш976 Р е ц е н з е н т ы: кафедра гуманитарных и социально-экономических наук Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (заведующий кафедрой Н. Ю. Мочалова, кандидат философских наук, доцент); <...> В. М. Петров, доктор философских наук, профессор (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) Ш976 Шуталева, А. В. Философские проблемы естествознания : [учеб. пособие] / <...> ISBN 978-5-7996-0683-1 В учебном пособии раскрывается философское содержание и основные философские проблемы физической, космологической, химической и биологической картин мира. <...> Учебное пособие «Философские проблемы естествознания» должно способствовать формированию у студентов научного 3 мировоззрения и формированию целостного, философского виЏдения оснований и имманентных принципов и закономерностей развития природы. <...> Естественно-научная картина мира: основные характеристики и содержание понятия Понятие «естественно-научная картина мира» находится в непосредственной связи с более общим понятием научной картины мира. <...> Однако само понятие «научная картина мира» (НКМ) сложно и многогранно. <...> Существуют различные точки зрения на НКМ как целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях объективного мира; специфическую форму систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий; множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку природный мир, и т. д. <...> Однако наиболее предпочтительным в контексте философского осмысления проблем естествознания является определение, в котором <...>
Философские_проблемы_естествознания.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.163
Стр.164
Стр.165
Философские_проблемы_естествознания.pdf
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА А. В. Шуталева ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 030100 «Ôèëîñîôèÿ» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2012
Стр.2
УДК 5(075.8) ББК Þ252:5ÿ73-1 Ø976 Рецензенты: кафедра гуманитарных и социально-экономических наук Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (заведующий кафедрой Н. Ю. Мочалова, кандидат философских наук, доцент); В. М. Петров, доктор философских наук, профессор (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) Ø976 Øóòàëåâà, À. Â. Философские проблемы естествознания : [учеб. пособие] / À. Â. Øóòàëåâà. — Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2012.— 164 ñ. ISBN 978-5-7996-0683-1 В учебном пособии раскрывается философское содержание и основные философские проблемы физической, космологической, химической и биологической картин мира. Для студентов философского и других гуманитарных факультетов. ББК Þ252:5ÿ73-1 ISBN 978-5-7996-0683-1 2 © Уральский федеральный университет, 2012
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Целью учебного пособия является исследование внутренней взаимосвязи философии и естествознания, что является важнейшим фактором плодотворного развития как гуманитарного, так и естественно-научного знания. Одной из особенностей современного естествознания, которое представляет собой сложнейшую совокупность наук о природе, является то, что естественнонаучные идеи и теории, естественно-научная методология познания проникают в социальную и гуманитарные сферы, оказывая влияние на развитие философии, искусства, психологии и т. д. Для современного естественно-научного знания характерным является междисциплинарность, что актуализирует роль философии как общего языка науки. Важность обращения к философским проблемам естествознания обусловлена тем, что многие исследования современного естествознания приобретают значение общенаучных и оказывают влияние на развитие современных философских теорий, для адекватного восприятия которых необходимо изучение основ системного подхода, универсального эволюционизма, синергетики, антропных исследований и других естественно-научных принципов и концепций. Поэтому привлечение фактического естественно-научного материала в данном учебном пособии является необходимым и оправданным. В книге раскрываются понятия современного естествознания, например пространства, времени, детерминизма, субъекта, объекта и т. д. Учебное пособие «Философские проблемы естествознания» должно способствовать формированию у студентов научного 3
Стр.4
мировоззрения и формированию целостного, философского видения оснований и имманентных принципов и закономерностей развития природы. Для этого необходимо освоение как основных естественно-научных принципов и теорий, так и философских категорий. Такому пониманию цели и задач данного курса подчинена методология и методика изложения материала, структура и содержание учебного пособия. 4
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ....................................................... 5 § 2. Проблема взаимосвязи и основные модели соотношения философии и естественных наук ........... 10 § 3. Основные философские проблемы классического естествознания в контексте трансформации онтологических и гносеологических оснований античного типа ðàöèîíàëüíîñòè................................ 16 § 4. Онтологические основания трансформации фундаментальных гносеологических понятий в неклассической и постнеклассической естественнонаучных картинах ìèðà........................................... 22 Список рекомендуемой литературы ........................... 30 Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ÌÈÐÀ...........................................................31 § 1. Пространственно-временные представления в физической картине ìèðà...................................... 31 § 2. Трансформация принципа атомизма в физической картине ìèðà...................................... 45 § 3. Философские аспекты детерминизма, индетерминизма и вероятности в физической картине мира ......................................................... 55 Список рекомендуемой литературы ........................... 69 Глава 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ÌÈÐÀ...........................................................71 § 1. Становление космологии как науки и проблема оснований научного метода в космологии .................. 71
Стр.163
§ 2. Проблемы обоснования и эволюции в современной космологии ....................................... 77 § 3. Человек и Вселенная: антропный принцип и принцип целесообразности в космологической картине мира .............................. 93 Список рекомендуемой литературы ..........................104 Глава 4. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ÌÈÐÀ......................................................... 106 § 1. Специфика объекта изучения в химической картине мира и проблема редукционизма .................106 § 2. Детерминизм и проблема единства химии как науки ...................................................112 § 3. Проблема эволюции в современной химической картине мира ..................124 Список рекомендуемой литературы ..........................132 Глава 5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ÌÈÐÀ......................................................... 134 § 1. Специфика объекта изучения в биологической картине мира и проблема редукционизма .....................................134 § 2. Становление теоретической биологии и проблема законов в биологической картине мира ....143 § 3. Трансформация методологии изучения живого в биологической êàðòèíå.........................................152 Список рекомендуемой литературы ..........................161
Стр.164
Учебное издание Шуталева Анна Владимировна ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие Зав. редакцией Редактор и корректор Компьютерная верстка М. А. Овечкина Е. Е. Крамаревская Л. А. Хухаревой ISBN 978-5-7996-0683-1 Подписано в печать 23.03.2012. Формат 60 Ч 84 1/16 Бумага îôñåòíàÿ. Гарнитура Times. . Ó÷.-èçä. ë. 9,3. Óñë. ïå÷. ë. 9,53. Тираж 150 ýêç. Заказ Издательство Уральского университета 620000, Екатеринбург, óë. Тургенева, 4 Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ 620000, Екатеринбург, óë. Тургенева, 4 Òåë.: +7 (343) 350-56-64, 350-90-13 Ôàêñ: +7 (343) 358-93-06 E-mail: press.info@usu.ru
Стр.165

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ