РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В последние годы в литературе по воспитанию младших
школьников отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с
позиций нравственного воспитания. <...> А. В. Запорожец, Я. З. Неверович
понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию школьника на
состояние другого человека, как основную форму проявления
действенного эмоционального отношения к другим людям,
включающую сопереживание и сочувствие. <...> Т. П. Гаврилова считает, что отзывчивость является
составляющим
компонентом
эмпатии
и
проявляется
в
сопереживании, сочувствии другому человеку. <...> В. В. Абраменкова
рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных
чувств и коллективистских отношений. <...> При рассмотрении способов
развития отзывчивости у младших школьников авторы обращаются к
художественным произведениям, используя их в качестве примеров и
средства воспитания сочувствия и сопереживания герою художественного произведения. <...> Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни
человека требует целенаправленного формирования этого качества
личности с детского возраста. <...> Посредством вызываемых в человеке чувств радости,
торжества, любви, ненависти, сопереживания – всей гаммы сложных
чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие
на поведение человека в обществе, на оптимизацию его
физиологических и психических функций. <...> Эти качества основаны на способности к сочувствию и
сопереживанию, на доброжелательном отношении к другому, которое
проявляется в самых разных жизненных ситуациях. <...> Значит, нужно
воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько
нравственные чувства, эстетические чувства благодаря которым чужие
радости и трудности воспринимаются как свои. <...> Наиболее распространенным методом
воспитания социальных и нравственных чувств в последнее время
становится осознание <...>
РОЛЬ_ПРОИЗВЕДЕНИЯ_ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО_ИСКУССТВА__В_РАЗВИТИИ_ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ_ОТЗЫВЧИВОСТИ__МЛАДШЕГО_ШКОЛЬНИКА.pdf
Русакова Т. Г., Кашавкина Е.,
Оренбургский государственный педагогический университет.
РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В последние годы в литературе по воспитанию младших
школьников отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с
позиций нравственного воспитания. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович
понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию школьника на
состояние другого человека, как основную форму проявления
действенного эмоционального отношения к другим людям,
включающую сопереживание и сочувствие. М. С. Лисина, А. Е.
Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной
единицы, проявляющейся в отношениях и общении
между людьми. Т. П. Гаврилова считает, что отзывчивость является
составляющим компонентом эмпатии и проявляется в
сопереживании, сочувствии другому человеку. В. В. Абраменкова
рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных
чувств и коллективистских отношений. При рассмотрении способов
развития отзывчивости у младших школьников авторы обращаются к
художественным произведениям, используя их в качестве примеров и
средства воспитания сочувствия и сопереживания герою художественного
произведения. Однако развитие эмоциональной отзывчивости
необходимо и для формирования у младших школьников основ
художественного восприятия произведений искусства. Данный аспект
развития эмоциональной отзывчивости этими авторами не
рассматривается.
Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни
человека требует целенаправленного формирования этого качества
личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе
играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости,
торжества, любви, ненависти, сопереживания – всей гаммы сложных
чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие
на поведение человека в обществе, на оптимизацию его
физиологических и психических функций. Как показывает практика,
отзывчивость совсем не сводится к выполнению определенных правил
Стр.1