Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогическая практика в вузе (110,00 руб.)

0   0
Первый авторБережная Ирина Федоровна
АвторыВьюнова Наталья Ивановна, Кривотулова Елена Владимировна, Кунаковская Людмила Александровна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц54
ID208876
АннотацияНастоящее учебное пособие призвано помочь студентам в определении содержания и организации своей работы в период педагогической практики, выполнении учебных заданий, подготовке необходимой ( в том числе отчётной) документации.
Кому рекомендованоРекомендуется студенто, магистрантов, аспирантов ВГУ.
Бережная, И. Ф. Педагогическая практика в вузе / Н. И. Вьюнова, Е. В. Кривотулова, Л. А. Кунаковская; И. Ф. Бережная .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011 .— 54 с. — 53 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208876 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 16 декабря 2010 г., протокол № 1400-10 Составители: И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская Рецензент доктор философских наук, доцент С.А. Симонова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета. <...> 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в вузе, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей. <...> 1) подготовка будущих преподавателей к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования; <...> 2) формирование у практикантов умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся; <...> 4) подготовка будущих преподавателей к воспитательной деятельности со студентами: создание условий для утверждения отношений сотрудничества студентов и преподавателей, развития студенческого самоуправления, общественных студенческих организаций и объединений; <...> 5) выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательского и учебно-воспитательного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования преподавателем собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса, повышения его качества; 3 <...> 6) развитие <...>
Педагогическая_практика_в_вузе.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Педагогическая_практика_в_вузе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ВУЗЕ Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика студентов в вузе, которая логически завершает их профессиональную подготовку в качестве преподавателей. Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского и педагогического потенциала, развитие профессионального самосознания в контексте гуманистических педагогических ценностей. Процесс высшего профессионального образования разворачиваетсяв в современном мире и отечественном образовании рассматривается в широком социальном контексте и с позиций компетентностного подхода, направленного на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем культуры, аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными способностями и необходимыми личностными качествами. В процессе практики студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебнометодической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения в высшей школе, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своего профессионального «Я». Основными задачами педагогической практики в вузе являются: 1) подготовка будущих преподавателей к реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования; 2) формирование у практикантов умений разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки обучающихся; 3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных магистрантами-практикантами при изучении психолого-педагогических и методических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью; 4) подготовка будущих преподавателей к воспитательной деятельности со студентами: создание условий для утверждения отношений сотрудничества студентов и преподавателей, развития студенческого самоуправления, общественных студенческих организаций и объединений; 5) выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательского и учебно-воспитательного процессов в средней и высшей школах, возможностей использования преподавателем собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса, повышения его качества; 3
Стр.3
зацией и содержанием педагогической практики, получают программу и методические рекомендации по ее прохождению. За время прохождения педагогической практики студент обязан: 1) принять участие в установочной и заключительной конференциях по практике; 2) посетить несколько аудиторных занятий преподавателя-предметника с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога и осуществления психолого-педагогического анализа учебной группы; 3) провести 3–8 учебных занятий (лекция, семинар, лабораторное или практическое занятие) на младших курсах вуза (Приложения 1, 2, 3, 4); 4) представить план-конспект (текст) лекции, семинара, практического, лабораторного занятия преподавателю вуза за неделю до его проведения (Приложения 1, 2, 3, 4); 5) регулярно посещать занятия, проводимые другими студентамипрактикантами; 6) принимать участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных учебных занятий; 7) вести научно-исследовательскую работу по изучению личности студента и академической группы. По окончании практики организуется заключительная конференция. На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов (см. ниже) и письменных отзывов вузовских преподавателей комиссия в составе факультетского руководителя, преподавателя-методиста, преподавателя кафедры педагогики и педагогической психологии проводит зачет с дифференцированной оценкой. При оценке работы практиканта практики комиссия исходит из следующих критериев: – профессионализм и систематичность работы магистранта в период практики; – степень ответственности в выполнении профессионально-педагогической деятельности; – степень активности участия во всех направлениях деятельности вузовского преподавателя; – качество выполнения учебных заданий по практике; – отзыв педагогов-методистов о работе студента-практиканта; – профессионализм, качество и своевременность оформления отчетной документации. Студент, не выполнивший план педагогической практики в установленном настоящей Программой объеме, не допускается к зачету по данному виду учебной работы. Если студент получает неудовлетворительную оценку на зачете, он обязан пройти педагогическую практику повторно в полном объеме в следующем семестре (учебном году). В случае длительной болезни практиканта в период прохождения им педагогической практики 6
Стр.6
она может быть продлена для него персонально на основании представленных медицинских документов. II. ПРОГРАММА ПРАКТИКИ Содержание практики определяется руководителями программ подготовки студентов на основе ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей выпускающих кафедр. Программу практики целесообразно увязать с возможностью последующей преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру, в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения. В период прохождения педагогической практики студент должен: – ознакомиться с Государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ; – освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры; – изучить современные образовательные технологии высшей школы; – получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения занятий с использованием новых технологий обучения; – изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана; – принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием. В период практики следует ориентировать студента на подготовку и проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой. Возможно, участие студента в приеме зачетов совместно с руководителем. Целесообразно также его привлечение к профориентационной работе со школьниками. Конкретное содержание практики планируется преподавателем-методистом и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности студента в течение практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и практических занятий с указанием объема часов. Педагогическая практика в вузе включает в себя: – учебную и внеаудиторную деятельность по преподаваемой дисциплине; – воспитательную деятельность; – научно-исследовательскую работу. Ниже предлагается примерное содержание педагогической практики. 7
Стр.7
Учебная и внеаудиторная работа по предмету культете вуза. Изучение системы учебно-воспитательной работы на конкретном фаФормулирование и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей занятий. Подбор и структурирование учебного материала для раскрытия соответствующих тем и вопросов. Применение на практике принципа единства обучения, воспитания и развития. Изучение методики и технологии проведения лекции, семинарского, практического занятий и других форм организации учебного процесса. Осуществление возрастного и индивидуального подхода к обучаемым, различных форм и методов работы в зависимости от профессиональной направленности магистрантов. Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности. Овладение основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической проработки профессиональноориентированного материала (трансформация, структурирование и психолого-дидактическое преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование). Изложение материала с опорой на взаимосвязь научно-исследо-вательского и учебно-воспитательного процессов, включая использование практикантом собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса. Создание творческой атмосферы образовательного процесса. Формирование у обучаемых навыков самостоятельной учебной деятельности по предмету, развитие у них творческого мышления и способностей. Изучение и анализ опыта работы преподавателя по предмету, кафедры по единой научно-методической проблеме. Воспитательная работа Ознакомление с системой воспитания в вузе, основами профессионального воспитания, а также принципами планирования и нормативными документами. В ходе практики овладевает основами методики организации и психолого-педагогического анализа воспитательной работы преподавателя и факультета. Ознакомление с работой кураторов и других субъектов воспитания. Изучение при помощи психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей студентов, анализ полученных результатов исследования и выработка практических рекомендаций. Самостоятельное ведение воспитательной работы со студентами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ