МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРАКТИКА В ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2011
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая
практика студентов в вузе, которая логически завершает их профессиональную
подготовку в качестве преподавателей.
Основная цель педагогической практики в вузе – приобщение студентов
к научно-педагогической деятельности, раскрытие их исследовательского
и педагогического потенциала, развитие профессионального самосознания
в контексте гуманистических педагогических ценностей. Процесс
высшего профессионального образования разворачиваетсяв в современном
мире и отечественном образовании рассматривается в широком социальном
контексте и с позиций компетентностного подхода, направленного на подготовку
конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем
культуры, аналитическим мышлением, организаторскими и коммуникативными
способностями и необходимыми личностными качествами.
В процессе практики студенты знакомятся с логикой и содержанием
образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебнометодической
работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности
преподавателя, с инновационными технологиями обучения в высшей
школе, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности
развития своего профессионального «Я».
Основными задачами педагогической практики в вузе являются:
1) подготовка будущих преподавателей к реализации профессионально-образовательных
программ и учебных планов на уровне, отвечающем
государственным образовательным стандартам высшего профессионального
образования;
2) формирование у практикантов умений разрабатывать и применять
современные образовательные технологии, выбирать оптимальные стратегии
преподавания в зависимости от целей обучения, уровня подготовки
обучающихся;
3) установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных
магистрантами-практикантами при изучении психолого-педагогических
и методических дисциплин, с профессионально-педагогической деятельностью;
4)
подготовка будущих преподавателей к воспитательной деятельности
со студентами: создание условий для утверждения отношений сотрудничества
студентов и преподавателей, развития студенческого самоуправления,
общественных студенческих организаций и объединений;
5) выявление преемственности и взаимосвязей научно-исследовательского
и учебно-воспитательного процессов в средней и высшей школах,
возможностей использования преподавателем собственных научных исследований
в качестве средства совершенствования образовательного процесса,
повышения его качества;
3
Стр.3
зацией и содержанием педагогической практики, получают программу и
методические рекомендации по ее прохождению.
За время прохождения педагогической практики студент обязан:
1) принять участие в установочной и заключительной конференциях
по практике;
2) посетить несколько аудиторных занятий преподавателя-предметника
с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога и
осуществления психолого-педагогического анализа учебной группы;
3) провести 3–8 учебных занятий (лекция, семинар, лабораторное
или практическое занятие) на младших курсах вуза (Приложения 1, 2, 3, 4);
4) представить план-конспект (текст) лекции, семинара, практического,
лабораторного занятия преподавателю вуза за неделю до его проведения
(Приложения 1, 2, 3, 4);
5) регулярно посещать занятия, проводимые другими студентамипрактикантами;
6)
принимать участие в обсуждении самостоятельно проведенных и
посещенных учебных занятий;
7) вести научно-исследовательскую работу по изучению личности
студента и академической группы.
По окончании практики организуется заключительная конференция.
На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных
документов (см. ниже) и письменных отзывов вузовских преподавателей
комиссия в составе факультетского руководителя, преподавателя-методиста,
преподавателя кафедры педагогики и педагогической психологии
проводит зачет с дифференцированной оценкой.
При оценке работы практиканта практики комиссия исходит из
следующих критериев:
– профессионализм и систематичность работы магистранта в период
практики;
– степень ответственности в выполнении профессионально-педагогической
деятельности;
– степень активности участия во всех направлениях деятельности вузовского
преподавателя;
– качество выполнения учебных заданий по практике;
– отзыв педагогов-методистов о работе студента-практиканта;
– профессионализм, качество и своевременность оформления отчетной
документации.
Студент, не выполнивший план педагогической практики в установленном
настоящей Программой объеме, не допускается к зачету по данному
виду учебной работы. Если студент получает неудовлетворительную
оценку на зачете, он обязан пройти педагогическую практику повторно в
полном объеме в следующем семестре (учебном году). В случае длительной
болезни практиканта в период прохождения им педагогической практики
6
Стр.6
она может быть продлена для него персонально на основании представленных
медицинских документов.
II. ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Содержание практики определяется руководителями программ подготовки
студентов на основе ГОС ВПО с учетом интересов и возможностей
выпускающих кафедр.
Программу практики целесообразно увязать с возможностью последующей
преподавательской деятельности лиц, оканчивающих магистратуру,
в том числе и на кафедрах высшего учебного заведения. В период
прохождения педагогической практики студент должен:
– ознакомиться с Государственным образовательным стандартом и рабочим
учебным планом по одной из основных образовательных программ;
– освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном
заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;
– изучить современные образовательные технологии высшей школы;
– получить практические навыки учебно-методической работы в высшей
школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции,
практическому занятию, лабораторной работе, навыки организации и проведения
занятий с использованием новых технологий обучения;
– изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное
обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
– принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую
нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием.
В период практики следует ориентировать студента на подготовку и
проведение лабораторных работ, практических занятий и занятий по курсовому
проектированию по профилю специализации. Рекомендуется чтение
пробных лекций в небольших студенческих коллективах под контролем
преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой.
Возможно, участие студента в приеме зачетов совместно с руководителем.
Целесообразно также его привлечение к профориентационной работе
со школьниками.
Конкретное содержание практики планируется преподавателем-методистом
и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику,
в котором фиксируются все виды деятельности студента в течение
практики. Отмечаются темы проведенных лекционных, лабораторных и
практических занятий с указанием объема часов.
Педагогическая практика в вузе включает в себя:
– учебную и внеаудиторную деятельность по преподаваемой дисциплине;
–
воспитательную деятельность;
– научно-исследовательскую работу.
Ниже предлагается примерное содержание педагогической практики.
7
Стр.7
Учебная и внеаудиторная работа по предмету
культете вуза.
Изучение системы учебно-воспитательной работы на конкретном фаФормулирование
и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных
целей занятий.
Подбор и структурирование учебного материала для раскрытия соответствующих
тем и вопросов.
Применение на практике принципа единства обучения, воспитания и
развития.
Изучение методики и технологии проведения лекции, семинарского,
практического занятий и других форм организации учебного процесса.
Осуществление возрастного и индивидуального подхода к обучаемым,
различных форм и методов работы в зависимости от профессиональной
направленности магистрантов.
Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности.
Овладение основами научно-методической работы в высшей школе,
навыками самостоятельной методической проработки профессиональноориентированного
материала (трансформация, структурирование и психолого-дидактическое
преобразование научного знания в учебный материал и
его моделирование).
Изложение материала с опорой на взаимосвязь научно-исследо-вательского
и учебно-воспитательного процессов, включая использование
практикантом собственных научных исследований в качестве средства совершенствования
образовательного процесса.
Создание творческой атмосферы образовательного процесса.
Формирование у обучаемых навыков самостоятельной учебной деятельности
по предмету, развитие у них творческого мышления и способностей.
Изучение и анализ опыта работы преподавателя по предмету, кафедры
по единой научно-методической проблеме.
Воспитательная работа
Ознакомление с системой воспитания в вузе, основами профессионального
воспитания, а также принципами планирования и нормативными
документами. В ходе практики овладевает основами методики организации
и психолого-педагогического анализа воспитательной работы преподавателя
и факультета.
Ознакомление с работой кураторов и других субъектов воспитания.
Изучение при помощи психолого-педагогических методов возрастных
и индивидуальных особенностей студентов, анализ полученных результатов
исследования и выработка практических рекомендаций.
Самостоятельное ведение воспитательной работы со студентами с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
8
Стр.8