Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЦагарелли
ИздательствоПознание
Страниц492
ID208415
АннотацияВ книге представлены инновационные теория и практика системной психо- логической диагностики и развития психических функций. Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти мето- дики позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофи- зиологические, психические состояния, психические процессы, психологиче- ские свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи.
Кому рекомендованоАдресована практическим психологам, педагогам и врачам, научным сотруд- никам, студентам и аспирантам факультетов психологии и педагогики (521000, 020400, 031000), а также всем интересующимся эффективными методами пси- хологической диагностики и развития.
ISBN978-5-8399-0313-5
УДК159.9(075.8)
ББК88я73
Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли .— Казань : Познание, 2009 .— 492 с. — ISBN 978-5-8399-0313-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/208415 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.А. Цагарелли СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Учебное пособие Казань Познание 2009 УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Ц13 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: д-р психол. наук, проф. <...> Н.Ш. Валеева Ц13 Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. <...> Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». <...> Аппаратурно-программный комплекс «активациометр» как средство системной психологической диагностики и коррекции.............................39 3.1. <...> Диагностика асимметрии в зрительном анализаторе (ведущего глаза).........304 <...> К ним, в частности, относятся свойства нервной системы, активация и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. <...> Например, универсальная аппаратурная методика диагностики подвижности НС позволяет наряду с подвижностью диагностировать также баланс НС и проприорецептивную чувствительность (Ю.А. Цагарелли, 2002). <...> Принцип автоматизации предполагает целесообразность максимально возможной автоматизации процедуры диагностики или коррекции, обработки и интерпретации результатов. <...> Регулирующие и саморегулирующие воздействия как средства психологической коррекции Психологическая коррекция осуществляется с помощью огромного количества различных способов, методов и методик, которые можно объединить в две основные группы. <...> На психофизиологическом уровне регулирующие и саморегулирующие воздействия можно осуществлять лишь по отношению к активации и ФАП. <...> II������������������ этой книги) ограничено методами воздействий на активацию и ФАП. <...> Фолля; 13 – точечный электрод; 14 – щуп акупунктуры; 15 – зонный электрод; 16 – ползунок; 17 – стрелочный индикатор; 18 – кнопочные переключатели режимов работы; 19 – выдвижной <...>
Системная_диагностика_человека_и_развитие_психических_функций_учеб._пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Системная_диагностика_человека_и_развитие_психических_функций_учеб._пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Международное научно-производственное объединение «Акцептор» Ю.А. Цагарелли СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Учебное пособие Казань Познание 2009 1
Стр.1
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Ц13 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: д-р психол. наук, проф. А.И. Фукин; декан фак-та социальных и гуманитарных технологий, зав. кафедрой социальной работы, педагогики и психологии Казанского государственного технологического университета, д-р пед. наук, проф. Н.Ш. Валеева Ц13 Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 492 с. ISBN 978-5-8399-0313-5 В книге представлены инновационные теория и практика системной психологической диагностики и развития психических функций. Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти методики позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофизиологические, психические состояния, психические процессы, психологические свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи. Адресована практическим психологам, педагогам и врачам, научным сотрудникам, студентам и аспирантам факультетов психологии и педагогики (521000, 020400, 031000), а также всем интересующимся эффективными методами психологической диагностики и развития. УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 ISBN 978-5-8399-0313-5 2 © Цагарелли Ю.А., 2009 © МНПО «Акцептор», программное обеспечение, 2009 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009
Стр.2
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................................12 ЧАСТь I. ТЕОРИЯ I. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ «АКТИВАЦИОМЕТР»..........................................................................................14 ГЛАВА 1. СИСТЕМНыЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ......................................................................................................14 1.1. Принципы системного подхода и их использование в психодиагностике и психокоррекции..................................................................................................15 1.2. Компоненты системного подхода и их использование в психодиагностике и психокоррекции..................................................................................................21 1.3. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации............................................................................................................23 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ И АППАРАТУРы ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.......................................................................29 2.1. Типичные недостатки методов и аппаратуры применительно к решению проблемы системной психологической диагностики и коррекции............................................................................................................29 2.2. Принципы отбора и создания психодиагностических и психокоррекционных методов, методик и аппаратуры...................................32 2.3. Регулирующие и саморегулирующие воздействия как средства психологической коррекции.................................................................................37 ГЛАВА 3. АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНыЙ КОМПЛЕКС «АКТИВАЦИОМЕТР» КАК СРЕДСТВО СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.............................39 3.1. Устройство аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-6»........................................................................................40 3.2. Устройство аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-9К»......................................................................................42 3.3. Диагностические возможности «Активациометр»............................................46 3.4. Коррекционные возможности «Активациометр»...............................................52 3.5. Особенности работы с программным обеспечением.........................................53 ГЛАВА 4. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА МЕТОДИК ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ......................66 4.1. Стандартизация методик для системной психологической диагностики........66 4.2. Надежность психодиагностических методик......................................................73 4.3. Валидность психодиагностических методик......................................................77 3
Стр.3
ЧАСТь II.. МЕТ Ды МЕТОДы СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НА АПК «АКТИВАЦИОМЕТР».............88 ГЛАВА 1. СИСТЕМНАЯ СОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ЕЕ КОРРЕКЦИОННыЕ ВОЗМОжНОСТИ....................................................90 1.1. Акупунктурная диагностика.................................................................................91 1.1.1. Общие сведения об акупунктуре................................................................92 1.1.2. Общие особенности акупунктурной диагностики на приборе «Активациометр»...................................................................................................96 1.1.3. Акупунктурная диагностика на приборе «АЦ-6».....................................97 1.1.4. Акупунктурная диагностика на приборе «АЦ-9К»................................106 1.1.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................111 1.1.6. Акупунктурная терапия.............................................................................111 1.2. Тестирование воздействий на сому и индивидуальный подбор веществ органического и неорганического происхождения...........................................112 1.2.1. Общая характеристика..............................................................................112 1.2.3. Тестирование воздействий на сому и индивидуальный подбор веществ органического и неорганического происхождения на приборе «АЦ-9К»...........................................................................................115 1.2.4. Обработка результатов..............................................................................117 1.2.5. Интерпретация результатов......................................................................118 1.2.6. Возможные пути практического использования результатов тестирования воздействий на сому и индивидуального подбора органических и неорганических веществ..........................................................119 1.3. Диагностика температуры в точках акупунктуры (на приборе «АЦ-9К»)....120 1.3.1. Общая характеристика..............................................................................120 1.3.2. Процедура диагностики............................................................................123 1.3.3. Обработка результатов..............................................................................124 1.3.4. Интерпретация результатов......................................................................124 1.3.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики.................................................................................126 1.4. Регулирующие и саморегулирующие воздействия на соматические свойства................................................................................................................128 1.4.1. Общая характеристика...............................................................................128 1.4.2. Процедура выявления эффективности регулирующих и саморегулирующих воздействий на сому.......................................................128 1.4.3. Обработка результатов...............................................................................129 1.4.4. Интерпретация результатов.......................................................................130 1.4.5. Возможные пути практического использования показателей регулирующих и саморегулирующих воздействий на сому............................130 ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ИХ КОРРЕКЦИОННыЕ ВОЗМОжНОСТИ.............................131 2.1. Методика диагностики активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга и ее коррекционные возможности.....................131 2.1.1. Общая характеристика..............................................................................132 2.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................141 4
Стр.4
2.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................144 2.1.4. Обработка результатов..............................................................................145 2.1.5. Интерпретация результатов......................................................................148 2.1.6. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................148 2.1.7. Коррекционно-развивающие возможности методики............................149 2.2. Диагностика и коррекция простой двигательной реакции и сложной реакции выбора (на приборе АЦ-9К)..............................................158 2.2.1. Общая характеристика...............................................................................158 2.2.2. Методика диагностики простой двигательной реакции.........................159 2.2.3. Методика коррекции простой двигательной реакции............................160 2.2.4. Методика диагностики экстренной переделки реакции выбора...........162 2.2.5. Методика коррекции сложной двигательной реакции выбора..............165 2.3. Диагностика подвижности-инертности нервной системы..............................167 2.3.1. Общая характеристика...............................................................................167 2.3.2. Кинематометрическая методика Е.П. Ильина........................................168 2.3.2.1. Процедура диагностики на приборе АЦ-6...........................................168 2.3.2.2. Процедура диагностики на приборе АЦ-9К........................................170 2.3.3. Обработка результатов...............................................................................172 2.3.4. Интерпретация результатов.......................................................................175 2.3.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................176 2.3.6. Использование результатов диагностики подвижности-инертности нервной системы в коррекции и развитии психических функций..................178 2.4. Методика диагностики баланса нервных процессов и ее коррекционные возможности.........................................................................................................181 2.4.1. Диагностика баланса нервных процессов методом дополнительной математической обработки результатов диагностики подвижности НС..................................................................................................181 2.4.2. Методика диагностики «внешнего» баланса нервных процессов Е.П. Ильина..........................................................................................................184 2.4.3. Методика диагностики «внутреннего» баланса нервных процессов Е.П. Ильина..........................................................................................................192 2.5. Методика диагностики силы-слабости нервной системы и ее коррекционные возможности.............................................................................196 2.5.1. Общая характеристика..............................................................................196 2.5.2. Методика В.С. Мерлина «угашение с подкреплением» (на приборе «АЦ-6»)...........................................................................................198 2.5.3. Графический вариант методики «теппинг-тест»....................................199 2.5.4. Аппаратурный вариант методики «теппинг-тест» Е.П. Ильина в модификации Ю.А. Цагарелли (на приборе «АЦ-9К»)................................203 2.6. Методика диагностики лабильности нервной системы (на приборе «АЦ-9К»), ее коррекционные возможности.................................211 2.6.1. Общая характеристика...............................................................................211 2.6.2. Процедура диагностики.............................................................................212 2.6.3. Обработка результатов..............................................................................213 2.6.4. Интерпретация результатов диагностики лабильности НС...................214 5
Стр.5
2.6.5. Пути практического использования результатов диагностики лабильности НС и их учет в коррекции и развитии.........................................214 2.7. Методика диагностики и коррекции реакции на движущийся объект...........216 2.7.1. Общая характеристика..............................................................................217 2.7.2. Процедура диагностики............................................................................218 2.7.3. Обработка результатов..............................................................................218 2.7.4. Интерпретация результатов......................................................................219 2.7.5. Возможные пути практического использования методики и результатов диагностики..................................................................................221 2.7.6. Методика коррекции реакции на движущийся объект...........................223 ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ.......................................................................................................225 3.1. Методика диагностики психоэмоциональных состояний методом регистрации активации полушарий головного мозга и ее коррекционные возможности.........................................................................................................225 3.1.1. Общая характеристика..............................................................................224 3.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................227 3.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................228 3.1.4. Обработка результатов..............................................................................229 3.1.5. Интерпретация результатов......................................................................231 3.1.6. Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики..................................................................................232 3.1.7. Использование результатов диагностики психоэмоциональных состояний для их коррекции...............................................................................235 3.2. Методика диагностики тремора (на приборе «АЦ-9К») и ее коррекционные возможности.............................................................................243 3.2.1. Общая характеристика..............................................................................243 3.2.2. Процедура диагностики............................................................................243 3.2.3. Обработка результатов..............................................................................245 3.2.4. Интерпретация результатов......................................................................245 3.2.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................246 3.2.6. Использование результатов диагностики тремора в психокоррекции................................................................................................246 ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.......................................................................................................247 4.1. Диагностика и развитие ощущений и чувствительности................................247 4.1.1. Общая характеристика...............................................................................247 4.1.2. Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе...........................................................................................................249 4.1.3. Диагностика дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе...........................................................................................................252 4.1.4. Диагностика дифференциального порога ощущений в зрительном анализаторе...........................................................................................................254 4.1.5. Диагностика соматической чувствительности........................................258 4.1.6. Диагностика эмоциональной чувствительности....................................260 6
Стр.6
4.1.7. Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики ощущений и чувствительности...........................264 4.1.8. Методика развития ощущений и чувствительности..............................265 4.2. Диагностика и развитие чувства темпа (на приборе «АЦ-9К»)......................267 4.2.1. Общая характеристика..............................................................................267 4.2.2. Процедура диагностики............................................................................268 4.2.3. Обработка результатов..............................................................................269 4.2.4. Интерпретация результатов......................................................................269 4.2.5. Возможные пути практического использования методики и результатов диагностики..................................................................................269 4.2.6. Методика развития чувства темпа............................................................269 4.3. Диагностика и развитие частоты движений (на приборе «АЦ-9К»)..............271 4.3.1. Общая характеристика..............................................................................271 4.3.2. Процедура диагностики............................................................................272 4.3.3. Обработка результатов..............................................................................272 4.3.4. Интерпретация результатов......................................................................272 4.3.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................272 4.3.6. Методика развития максимального темпа движений.............................272 4.4. Диагностика и развитие восприятия пространственных отрезков (глазомера)............................................................................................273 4.4.1. Общая характеристика..............................................................................273 4.4.2. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-6».............................274 4.4.3. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»..........................275 4.4.4. Обработка результатов..............................................................................276 4.4.5. Интерпретация результатов......................................................................277 4.4.6. Возможные пути практического использования методики и результатов диагностики.................................................................................277 4.4.7. Методика развития глазомера...................................................................277 4.5. Диагностика и развитие двигательной памяти.................................................279 4.5.1. Общая характеристика..............................................................................279 4.5.2. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-6».............................280 4.5.3. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»..........................281 4.5.4. Обработка результатов..............................................................................282 4.5.5. Интерпретация результатов......................................................................283 4.5.6. Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики..................................................................................284 4.5.7. Методика развития двигательной памяти................................................285 4.6. Диагностика и развитие координации движений.............................................286 4.6.1. Общая характеристика..............................................................................286 4.6.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................287 4.6.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................288 4.6.4. Обработка результатов..............................................................................290 4.6.5. Интерпретация результатов......................................................................291 4.6.6. Возможные пути практического использования методики и результатов диагностики.................................................................................291 4.6.7. Методика развития координации движений...........................................292 7
Стр.7
4.7. Методика диагностики ведущей руки и ее коррекционно-развивающие возможности.........................................................................................................293 4.7.1. Общая характеристика..............................................................................293 4.7.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................297 4.7.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................298 4.7.4. Обработка результатов..............................................................................299 4.7.5. Интерпретация результатов......................................................................299 4.7.6. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики.................................................................................300 4.7.7. Коррекционно-развивающие возможности методики............................301 4.8. Диагностика асимметрии в зрительном анализаторе (ведущего глаза).........304 4.8.1. Общая характеристика..............................................................................304 4.8.2. Процедура диагностики............................................................................305 4.8.3. Интерпретация результатов......................................................................306 4.8.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики.........................................................................................................306 4.8.5. Коррекционно-развивающие возможности методики...........................307 4.9. Методика диагностики мышления и ее коррекционно-развивающие возможности.........................................................................................................308 4.9.1. Зависимость типа мышления от функциональной асимметрии полушарий головного мозга...............................................................................308 4.9.2. Особенности функций левого и правого полушарий у правшей и левшей...............................................................................................................309 4.9.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................310 4.9.4. Интерпретация результатов и постановка диагноза...............................311 4.9.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................312 4.9.6. Коррекционно-развивающие возможности методики............................314 4.10. Диагностика и развитие внимания..................................................................316 4.10.1. Общая характеристика............................................................................316 4.10.2. Методика диагностики избирательности внимания и ее коррекционные возможности..............................................................................318 4.10.3. Методика диагностики переключаемости внимания и ее коррекционные возможности......................................................................322 4.10.4. Диагностика переключаемости внимания по результатам регистрации времени сложной реакции выбора (на приборе АЦ-9К)...........326 4.10.5. Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики переключаемости внимания.................................327 4.10.6. Использование результатов диагностики переключаемости внимания в коррекционно-развивающей работе..............................................327 ГЛАВА 5. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.....................................................................................329 5.1. Этапы диагностики и интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации..................................................................................329 5.1.1. Общая характеристика..............................................................................329 5.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................330 8
Стр.8
5.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................333 5.1.4. Интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации и удельные веса ее компонентов........................................................................336 5.1.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................339 5.2. Диагностика и развитие устойчивости психомоторной деятельности...........340 5.2.1. Общая характеристика..............................................................................340 5.2.2. Обработка результатов..............................................................................340 5.2.3. Интерпретация результатов......................................................................340 5.2.4. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................341 5.2.5. Методика развития устойчивости психомоторной деятельности.........342 5.3. Диагностика и развитие психоэмоциональной устойчивости........................343 5.3.1. Общая характеристика..............................................................................343 5.3.2. Процедура диагностики............................................................................343 5.3.3. Обработка результатов..............................................................................344 5.3.4. Интерпретация результатов......................................................................345 5.3.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................345 5.3.6. Использование результатов диагностики психоэмоциональной устойчивости в коррекционно-развивающей и терапевтической работе.......346 5.4. Диагностика и развитие устойчивости мышления..........................................348 5.4.1. Общая характеристика..............................................................................348 5.4.2. Обработка результатов..............................................................................348 5.4.3. Интерпретация результатов......................................................................349 5.4.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................349 5.4.5. Использование результатов диагностики устойчивости ФАП и мышления в коррекционно-развивающей работе.........................................350 5.5. Диагностика и формирование саморегуляции психических состояний........352 5.5.1. Общая характеристика..............................................................................352 5.5.2. Обработка результатов..............................................................................353 5.5.3. Интерпретация результатов......................................................................353 5.5.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................353 5.5.5. Формирование саморегуляции психических состояний........................354 5.6. Диагностика саморегуляции ФАП и мышления..............................................355 5.6.1. Общая характеристика...............................................................................355 5.6.2. Обработка результатов...............................................................................356 5.6.3. Интерпретация результатов.......................................................................356 5.6.4. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..................................................................................356 5.7. Диагностика и развитие стабильности.............................................................357 5.7.1. Общая характеристика..............................................................................357 5.7.2. Обработка результатов..............................................................................357 5.7.3. Интерпретация результатов и постановка диагноза...............................358 9
Стр.9
5.7.4. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................359 5.7.5. Методика развития стабильности.............................................................359 5.8. Формирование надежности в экстремальной ситуации (на примере формирования надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении)...............................................................................361 5.8.1. Формирование саморегуляции мышления музыканта-исполнителя......................................................................................362 5.8.2. Формирование психоэмоциональной устойчивости и устойчивости мышления в концертном выступлении..............................................................363 5.8.3. Методы саморегуляции психоэмоциональных состояний.....................365 5.8.4. Формирование устойчивости психомоторной деятельности в концертном выступлении.................................................................................373 5.8.5. Формирование устойчивости внимания в концертном выступлении.........................................................................................................374 5.8.6. Формирование стабильности в концертном выступлении.....................375 5.9. Диагностика склонности к риску.......................................................................379 5.9.1. Общая характеристика..............................................................................379 5.9.2. Процедура диагностики............................................................................380 5.9.3. Обработка результатов..............................................................................381 5.9.4. Интерпретация результатов......................................................................381 5.9.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики..........................................................................................................381 ГЛАВА 6. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛьНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛьНыХ СВОЙСТВ.................................385 6.1. Диагностика с помощью универсальной диагностической шкалы................385 6.1.1. Общая характеристика...............................................................................385 6.1.2. Процедура диагностики.............................................................................386 6.1.3. Обработка результатов...............................................................................387 6.1.4. Интерпретация результатов.......................................................................388 6.1.5. Возможные пути практического использования методов и результатов диагностики..................................................................................388 6.2. Метод самооценки, диагностика и формирование адекватности самооценки...........................................................................................................388 6.2.1. Общая характеристика..............................................................................388 6.2.2. Процедура диагностики............................................................................389 6.2.3. Обработка результатов..............................................................................389 6.2.4. Интерпретация результатов......................................................................390 6.2.5. Возможные пути практического использования результатов диагностики самооценки.....................................................................................390 6.2.6. Формирование адекватности самооценки................................................391 ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТОДОМ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНыХ ТОЧЕК......................................................394 7.1. Теоретическое обоснование метода диагностики психических свойств путем измерения температурных точек.............................................................394 10
Стр.10
7.1.1. Энергия как важный системообразующий фактор психических свойств..................................................................................................................394 7.1.2. О взаимосвязи энергетических характеристик психических свойств с энергетическими характеристиками тела.......................................................397 7.1.3. Точки акупунктуры как индикаторы соматической энергии.................400 7.1.4. Точки температуры как энергетический индикатор психических свойств..................................................................................................................402 7.2. Проверка методики диагностики психологических свойств с помощью регистрации температурных точек.....................................................................403 7.3. Топография и описания психологических температурных точек...................409 7.3.1. Топография психологических температурных точек.............................409 7.3.2. Словесные описания психологических температурных точек..............411 7.4. Методика диагностики психологических свойств путем измерения температурных точек (на приборе АЦ-9К).......................................................413 7.4.1. Факторы, влияющие на точность замеров температурных точек.........413 7.4.2. Процедура диагностики (на приборе АЦ-9К).........................................413 7.4.3. Обработка результатов...............................................................................415 7.4.4. Интерпретация результатов.......................................................................416 7.4.5. Возможные пути практического использования метода и результатов диагностики..........................................................................................................416 ЧАСТь III. СИСТЕМНАЯ ДЕТЕКЦИЯ ЛжИ НА ПРИБОРЕ «АКТИВАЦИОМЕТР».......................................................................................419 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы СИСТЕМНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛжИ................................................................................................420 1.1. Теории детекции лжи..........................................................................................420 1.2. Типичные недостатки методов и аппаратуры применительно к решению проблемы системной детекции лжи..............................................427 1.3. Принципы системной детекции лжи.................................................................432 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛжИ НА ПРИБОРЕ «АКТИВАЦИОМЕТР»........................................................................................434 2.1. Общие особенности детекции лжи на приборе «Активациометр».................434 2.2. Фоновая диагностика в детекции лжи...............................................................436 2.3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи....................................440 2.4. Процедура контрольной детекции лжи на приборе АЦ-6...............................445 2.5. Процедура контрольной детекции лжи на приборе АЦ-9К............................447 2.6. Обработка и интерпретация результатов...........................................................450 2.7. Практическое использование метода и результатов системной детекции лжи........................................................................................................456 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................458 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................................460 ПРИЛОжЕНИЕ..........................................................................................................478 11
Стр.11
Горячо любимой жене и соратнику Цагарелли Елене Борисовне посвящается ПредиСЛоВие Разрабатывая в течение многих лет теорию, методы и аппаратуру для комплексной психологической диагностики и коррекции, мы задавались двумя основными вопросами: что целесообразнее диагностировать (развивать) и как это делать лучше? Представляя собою единство души (психики) и тела (сомы), человек является одновременно частью социума. Требование целостного изучения человека предполагает сочетание психологической, соматической и социально-психологической диагностики и коррекции. Понимание этого отвечает на вопросы «что следует диагностировать?» и «что следует корректировать (развивать)?», однако, лишь в общем плане. Для конкретизации необходим теоретический инструмент, позволяющий равномерно заполнять соответствующее информационное поле, т.е. подбирать частные объекты исследования и коррекции таким образом, чтобы при целостной диагностике и коррекции человека не оставалось существенных «белых пятен», а степень внимания к диагностике (коррекции) того или иного свойства соответствовала степени его важности. Анализируя вопрос «как лучше диагностировать?», отметим, что в арсенале методов психологической диагностики и смежных с нею областях накопилось огромное количество методик. Это положительное явление имеет и отрицательные стороны. Во-первых, межотраслевая дифференциация привела к чрезмерному расчленению диагностических методов и диагностической информации о человеке, нарушая целостное представление о нем. Во-вторых, практическому психологу, педагогу, врачу сложно ориентироваться в огромном количестве диагностических методик (порою противоречивых) и полученных с их помощью результатов. Аналогичная ситуация наблюдается и при решении проблемы психологической коррекции, где, однако, имеются и дополнительные сложности. Во-первых, практическая психокоррекция должна опираться на психодиагностику, как на средство определения предмета коррекции и средство обратной связи. Приступать к коррекции не имея исходных 12
Стр.12