Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Международное научно-производственное объединение «Акцептор»
Ю.А. Цагарелли
СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧЕЛОВЕКА
И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Учебное пособие
Казань
Познание
2009
1
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я73
Ц13
Печатается по решению Ученого совета
и редакционно-издательского совета Института экономики,
управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
д-р психол. наук, проф. А.И. Фукин;
декан фак-та социальных и гуманитарных
технологий, зав. кафедрой социальной работы,
педагогики и психологии Казанского
государственного технологического университета,
д-р пед. наук, проф. Н.Ш. Валеева
Ц13 Цагарелли, Ю.А.
Системная диагностика человека и развитие психических функций:
учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. – Казань: Изд-во «Познание» Института
экономики, управления и права, 2009. – 492 с.
ISBN 978-5-8399-0313-5
В книге представлены инновационные теория и практика системной психологической
диагностики и развития психических функций. Подробно описаны
свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых
с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти методики
позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые
свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофизиологические,
психические состояния, психические процессы, психологические
свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи.
Адресована практическим психологам, педагогам и врачам, научным сотрудникам,
студентам и аспирантам факультетов психологии и педагогики (521000,
020400, 031000), а также всем интересующимся эффективными методами психологической
диагностики и развития.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я73
ISBN 978-5-8399-0313-5
2
© Цагарелли Ю.А., 2009
© МНПО «Акцептор»,
программное обеспечение, 2009
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2009
Стр.2
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................................................................12
ЧАСТь I. ТЕОРИЯ
I. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
В АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ
«АКТИВАЦИОМЕТР»..........................................................................................14
ГЛАВА 1. СИСТЕМНыЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ......................................................................................................14
1.1. Принципы системного подхода и их использование в психодиагностике
и психокоррекции..................................................................................................15
1.2. Компоненты системного подхода и их использование в психодиагностике
и психокоррекции..................................................................................................21
1.3. Психологическая структура личности и закономерности ее системной
организации............................................................................................................23
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ
И АППАРАТУРы ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.......................................................................29
2.1. Типичные недостатки методов и аппаратуры применительно
к решению проблемы системной психологической диагностики
и коррекции............................................................................................................29
2.2. Принципы отбора и создания психодиагностических
и психокоррекционных методов, методик и аппаратуры...................................32
2.3. Регулирующие и саморегулирующие воздействия как средства
психологической коррекции.................................................................................37
ГЛАВА 3. АППАРАТУРНО-ПРОГРАММНыЙ КОМПЛЕКС
«АКТИВАЦИОМЕТР» КАК СРЕДСТВО СИСТЕМНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ.............................39
3.1. Устройство аппаратурно-программного комплекса
«Активациометр АЦ-6»........................................................................................40
3.2. Устройство аппаратурно-программного комплекса
«Активациометр АЦ-9К»......................................................................................42
3.3. Диагностические возможности «Активациометр»............................................46
3.4. Коррекционные возможности «Активациометр»...............................................52
3.5. Особенности работы с программным обеспечением.........................................53
ГЛАВА 4. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА МЕТОДИК
ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ......................66
4.1. Стандартизация методик для системной психологической диагностики........66
4.2. Надежность психодиагностических методик......................................................73
4.3. Валидность психодиагностических методик......................................................77
3
Стр.3
ЧАСТь II.. МЕТ Ды
МЕТОДы СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НА АПК «АКТИВАЦИОМЕТР».............88
ГЛАВА 1. СИСТЕМНАЯ СОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
И ЕЕ КОРРЕКЦИОННыЕ ВОЗМОжНОСТИ....................................................90
1.1. Акупунктурная диагностика.................................................................................91
1.1.1. Общие сведения об акупунктуре................................................................92
1.1.2. Общие особенности акупунктурной диагностики на приборе
«Активациометр»...................................................................................................96
1.1.3. Акупунктурная диагностика на приборе «АЦ-6».....................................97
1.1.4. Акупунктурная диагностика на приборе «АЦ-9К»................................106
1.1.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................111
1.1.6. Акупунктурная терапия.............................................................................111
1.2. Тестирование воздействий на сому и индивидуальный подбор веществ
органического и неорганического происхождения...........................................112
1.2.1. Общая характеристика..............................................................................112
1.2.3. Тестирование воздействий на сому и индивидуальный подбор
веществ органического и неорганического происхождения
на приборе «АЦ-9К»...........................................................................................115
1.2.4. Обработка результатов..............................................................................117
1.2.5. Интерпретация результатов......................................................................118
1.2.6. Возможные пути практического использования результатов
тестирования воздействий на сому и индивидуального подбора
органических и неорганических веществ..........................................................119
1.3. Диагностика температуры в точках акупунктуры (на приборе «АЦ-9К»)....120
1.3.1. Общая характеристика..............................................................................120
1.3.2. Процедура диагностики............................................................................123
1.3.3. Обработка результатов..............................................................................124
1.3.4. Интерпретация результатов......................................................................124
1.3.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики.................................................................................126
1.4. Регулирующие и саморегулирующие воздействия на соматические
свойства................................................................................................................128
1.4.1. Общая характеристика...............................................................................128
1.4.2. Процедура выявления эффективности регулирующих
и саморегулирующих воздействий на сому.......................................................128
1.4.3. Обработка результатов...............................................................................129
1.4.4. Интерпретация результатов.......................................................................130
1.4.5. Возможные пути практического использования показателей
регулирующих и саморегулирующих воздействий на сому............................130
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ И ИХ КОРРЕКЦИОННыЕ ВОЗМОжНОСТИ.............................131
2.1. Методика диагностики активации и функциональной асимметрии
полушарий головного мозга и ее коррекционные возможности.....................131
2.1.1. Общая характеристика..............................................................................132
2.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................141
4
Стр.4
2.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................144
2.1.4. Обработка результатов..............................................................................145
2.1.5. Интерпретация результатов......................................................................148
2.1.6. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................148
2.1.7. Коррекционно-развивающие возможности методики............................149
2.2. Диагностика и коррекция простой двигательной реакции
и сложной реакции выбора (на приборе АЦ-9К)..............................................158
2.2.1. Общая характеристика...............................................................................158
2.2.2. Методика диагностики простой двигательной реакции.........................159
2.2.3. Методика коррекции простой двигательной реакции............................160
2.2.4. Методика диагностики экстренной переделки реакции выбора...........162
2.2.5. Методика коррекции сложной двигательной реакции выбора..............165
2.3. Диагностика подвижности-инертности нервной системы..............................167
2.3.1. Общая характеристика...............................................................................167
2.3.2. Кинематометрическая методика Е.П. Ильина........................................168
2.3.2.1. Процедура диагностики на приборе АЦ-6...........................................168
2.3.2.2. Процедура диагностики на приборе АЦ-9К........................................170
2.3.3. Обработка результатов...............................................................................172
2.3.4. Интерпретация результатов.......................................................................175
2.3.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................176
2.3.6. Использование результатов диагностики подвижности-инертности
нервной системы в коррекции и развитии психических функций..................178
2.4. Методика диагностики баланса нервных процессов и ее коррекционные
возможности.........................................................................................................181
2.4.1. Диагностика баланса нервных процессов методом
дополнительной математической обработки результатов диагностики
подвижности НС..................................................................................................181
2.4.2. Методика диагностики «внешнего» баланса нервных процессов
Е.П. Ильина..........................................................................................................184
2.4.3. Методика диагностики «внутреннего» баланса нервных процессов
Е.П. Ильина..........................................................................................................192
2.5. Методика диагностики силы-слабости нервной системы и ее
коррекционные возможности.............................................................................196
2.5.1. Общая характеристика..............................................................................196
2.5.2. Методика В.С. Мерлина «угашение с подкреплением»
(на приборе «АЦ-6»)...........................................................................................198
2.5.3. Графический вариант методики «теппинг-тест»....................................199
2.5.4. Аппаратурный вариант методики «теппинг-тест» Е.П. Ильина
в модификации Ю.А. Цагарелли (на приборе «АЦ-9К»)................................203
2.6. Методика диагностики лабильности нервной системы
(на приборе «АЦ-9К»), ее коррекционные возможности.................................211
2.6.1. Общая характеристика...............................................................................211
2.6.2. Процедура диагностики.............................................................................212
2.6.3. Обработка результатов..............................................................................213
2.6.4. Интерпретация результатов диагностики лабильности НС...................214
5
Стр.5
2.6.5. Пути практического использования результатов диагностики
лабильности НС и их учет в коррекции и развитии.........................................214
2.7. Методика диагностики и коррекции реакции на движущийся объект...........216
2.7.1. Общая характеристика..............................................................................217
2.7.2. Процедура диагностики............................................................................218
2.7.3. Обработка результатов..............................................................................218
2.7.4. Интерпретация результатов......................................................................219
2.7.5. Возможные пути практического использования методики
и результатов диагностики..................................................................................221
2.7.6. Методика коррекции реакции на движущийся объект...........................223
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ.......................................................................................................225
3.1. Методика диагностики психоэмоциональных состояний методом
регистрации активации полушарий головного мозга и ее коррекционные
возможности.........................................................................................................225
3.1.1. Общая характеристика..............................................................................224
3.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................227
3.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................228
3.1.4. Обработка результатов..............................................................................229
3.1.5. Интерпретация результатов......................................................................231
3.1.6. Возможные пути практического использования методов
и результатов диагностики..................................................................................232
3.1.7. Использование результатов диагностики психоэмоциональных
состояний для их коррекции...............................................................................235
3.2. Методика диагностики тремора (на приборе «АЦ-9К») и ее
коррекционные возможности.............................................................................243
3.2.1. Общая характеристика..............................................................................243
3.2.2. Процедура диагностики............................................................................243
3.2.3. Обработка результатов..............................................................................245
3.2.4. Интерпретация результатов......................................................................245
3.2.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................246
3.2.6. Использование результатов диагностики тремора
в психокоррекции................................................................................................246
ГЛАВА 4. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ.......................................................................................................247
4.1. Диагностика и развитие ощущений и чувствительности................................247
4.1.1. Общая характеристика...............................................................................247
4.1.2. Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном
анализаторе...........................................................................................................249
4.1.3. Диагностика дифференциального порога ощущений в двигательном
анализаторе...........................................................................................................252
4.1.4. Диагностика дифференциального порога ощущений в зрительном
анализаторе...........................................................................................................254
4.1.5. Диагностика соматической чувствительности........................................258
4.1.6. Диагностика эмоциональной чувствительности....................................260
6
Стр.6
4.1.7. Возможные пути практического использования методов
и результатов диагностики ощущений и чувствительности...........................264
4.1.8. Методика развития ощущений и чувствительности..............................265
4.2. Диагностика и развитие чувства темпа (на приборе «АЦ-9К»)......................267
4.2.1. Общая характеристика..............................................................................267
4.2.2. Процедура диагностики............................................................................268
4.2.3. Обработка результатов..............................................................................269
4.2.4. Интерпретация результатов......................................................................269
4.2.5. Возможные пути практического использования методики
и результатов диагностики..................................................................................269
4.2.6. Методика развития чувства темпа............................................................269
4.3. Диагностика и развитие частоты движений (на приборе «АЦ-9К»)..............271
4.3.1. Общая характеристика..............................................................................271
4.3.2. Процедура диагностики............................................................................272
4.3.3. Обработка результатов..............................................................................272
4.3.4. Интерпретация результатов......................................................................272
4.3.5. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................272
4.3.6. Методика развития максимального темпа движений.............................272
4.4. Диагностика и развитие восприятия пространственных
отрезков (глазомера)............................................................................................273
4.4.1. Общая характеристика..............................................................................273
4.4.2. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-6».............................274
4.4.3. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»..........................275
4.4.4. Обработка результатов..............................................................................276
4.4.5. Интерпретация результатов......................................................................277
4.4.6. Возможные пути практического использования методики
и результатов диагностики.................................................................................277
4.4.7. Методика развития глазомера...................................................................277
4.5. Диагностика и развитие двигательной памяти.................................................279
4.5.1. Общая характеристика..............................................................................279
4.5.2. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-6».............................280
4.5.3. Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»..........................281
4.5.4. Обработка результатов..............................................................................282
4.5.5. Интерпретация результатов......................................................................283
4.5.6. Возможные пути практического использования методов
и результатов диагностики..................................................................................284
4.5.7. Методика развития двигательной памяти................................................285
4.6. Диагностика и развитие координации движений.............................................286
4.6.1. Общая характеристика..............................................................................286
4.6.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................287
4.6.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................288
4.6.4. Обработка результатов..............................................................................290
4.6.5. Интерпретация результатов......................................................................291
4.6.6. Возможные пути практического использования методики
и результатов диагностики.................................................................................291
4.6.7. Методика развития координации движений...........................................292
7
Стр.7
4.7. Методика диагностики ведущей руки и ее коррекционно-развивающие
возможности.........................................................................................................293
4.7.1. Общая характеристика..............................................................................293
4.7.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................297
4.7.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................298
4.7.4. Обработка результатов..............................................................................299
4.7.5. Интерпретация результатов......................................................................299
4.7.6. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики.................................................................................300
4.7.7. Коррекционно-развивающие возможности методики............................301
4.8. Диагностика асимметрии в зрительном анализаторе (ведущего глаза).........304
4.8.1. Общая характеристика..............................................................................304
4.8.2. Процедура диагностики............................................................................305
4.8.3. Интерпретация результатов......................................................................306
4.8.4. Возможные пути практического использования результатов
диагностики.........................................................................................................306
4.8.5. Коррекционно-развивающие возможности методики...........................307
4.9. Методика диагностики мышления и ее коррекционно-развивающие
возможности.........................................................................................................308
4.9.1. Зависимость типа мышления от функциональной асимметрии
полушарий головного мозга...............................................................................308
4.9.2. Особенности функций левого и правого полушарий у правшей
и левшей...............................................................................................................309
4.9.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................310
4.9.4. Интерпретация результатов и постановка диагноза...............................311
4.9.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................312
4.9.6. Коррекционно-развивающие возможности методики............................314
4.10. Диагностика и развитие внимания..................................................................316
4.10.1. Общая характеристика............................................................................316
4.10.2. Методика диагностики избирательности внимания и ее
коррекционные возможности..............................................................................318
4.10.3. Методика диагностики переключаемости внимания
и ее коррекционные возможности......................................................................322
4.10.4. Диагностика переключаемости внимания по результатам
регистрации времени сложной реакции выбора (на приборе АЦ-9К)...........326
4.10.5. Возможные пути практического использования методов
и результатов диагностики переключаемости внимания.................................327
4.10.6. Использование результатов диагностики переключаемости
внимания в коррекционно-развивающей работе..............................................327
ГЛАВА 5. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.....................................................................................329
5.1. Этапы диагностики и интегральный показатель надежности
в экстремальной ситуации..................................................................................329
5.1.1. Общая характеристика..............................................................................329
5.1.2. Процедура диагностики на приборе «АЦ-6»..........................................330
8
Стр.8
5.1.3. Процедура диагностики на приборе «АЦ-9К».......................................333
5.1.4. Интегральный показатель надежности в экстремальной ситуации
и удельные веса ее компонентов........................................................................336
5.1.5. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................339
5.2. Диагностика и развитие устойчивости психомоторной деятельности...........340
5.2.1. Общая характеристика..............................................................................340
5.2.2. Обработка результатов..............................................................................340
5.2.3. Интерпретация результатов......................................................................340
5.2.4. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................341
5.2.5. Методика развития устойчивости психомоторной деятельности.........342
5.3. Диагностика и развитие психоэмоциональной устойчивости........................343
5.3.1. Общая характеристика..............................................................................343
5.3.2. Процедура диагностики............................................................................343
5.3.3. Обработка результатов..............................................................................344
5.3.4. Интерпретация результатов......................................................................345
5.3.5. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................345
5.3.6. Использование результатов диагностики психоэмоциональной
устойчивости в коррекционно-развивающей и терапевтической работе.......346
5.4. Диагностика и развитие устойчивости мышления..........................................348
5.4.1. Общая характеристика..............................................................................348
5.4.2. Обработка результатов..............................................................................348
5.4.3. Интерпретация результатов......................................................................349
5.4.4. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................349
5.4.5. Использование результатов диагностики устойчивости ФАП
и мышления в коррекционно-развивающей работе.........................................350
5.5. Диагностика и формирование саморегуляции психических состояний........352
5.5.1. Общая характеристика..............................................................................352
5.5.2. Обработка результатов..............................................................................353
5.5.3. Интерпретация результатов......................................................................353
5.5.4. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................353
5.5.5. Формирование саморегуляции психических состояний........................354
5.6. Диагностика саморегуляции ФАП и мышления..............................................355
5.6.1. Общая характеристика...............................................................................355
5.6.2. Обработка результатов...............................................................................356
5.6.3. Интерпретация результатов.......................................................................356
5.6.4. Возможные пути практического использования метода
и результатов диагностики..................................................................................356
5.7. Диагностика и развитие стабильности.............................................................357
5.7.1. Общая характеристика..............................................................................357
5.7.2. Обработка результатов..............................................................................357
5.7.3. Интерпретация результатов и постановка диагноза...............................358
9
Стр.9
5.7.4. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................359
5.7.5. Методика развития стабильности.............................................................359
5.8. Формирование надежности в экстремальной ситуации
(на примере формирования надежности музыканта-исполнителя
в концертном выступлении)...............................................................................361
5.8.1. Формирование саморегуляции мышления
музыканта-исполнителя......................................................................................362
5.8.2. Формирование психоэмоциональной устойчивости и устойчивости
мышления в концертном выступлении..............................................................363
5.8.3. Методы саморегуляции психоэмоциональных состояний.....................365
5.8.4. Формирование устойчивости психомоторной деятельности
в концертном выступлении.................................................................................373
5.8.5. Формирование устойчивости внимания в концертном
выступлении.........................................................................................................374
5.8.6. Формирование стабильности в концертном выступлении.....................375
5.9. Диагностика склонности к риску.......................................................................379
5.9.1. Общая характеристика..............................................................................379
5.9.2. Процедура диагностики............................................................................380
5.9.3. Обработка результатов..............................................................................381
5.9.4. Интерпретация результатов......................................................................381
5.9.5. Возможные пути практического использования результатов
диагностики..........................................................................................................381
ГЛАВА 6. ДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛьНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛьНыХ СВОЙСТВ.................................385
6.1. Диагностика с помощью универсальной диагностической шкалы................385
6.1.1. Общая характеристика...............................................................................385
6.1.2. Процедура диагностики.............................................................................386
6.1.3. Обработка результатов...............................................................................387
6.1.4. Интерпретация результатов.......................................................................388
6.1.5. Возможные пути практического использования методов
и результатов диагностики..................................................................................388
6.2. Метод самооценки, диагностика и формирование адекватности
самооценки...........................................................................................................388
6.2.1. Общая характеристика..............................................................................388
6.2.2. Процедура диагностики............................................................................389
6.2.3. Обработка результатов..............................................................................389
6.2.4. Интерпретация результатов......................................................................390
6.2.5. Возможные пути практического использования результатов
диагностики самооценки.....................................................................................390
6.2.6. Формирование адекватности самооценки................................................391
ГЛАВА 7. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТОДОМ
ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНыХ ТОЧЕК......................................................394
7.1. Теоретическое обоснование метода диагностики психических свойств
путем измерения температурных точек.............................................................394
10
Стр.10
7.1.1. Энергия как важный системообразующий фактор психических
свойств..................................................................................................................394
7.1.2. О взаимосвязи энергетических характеристик психических свойств
с энергетическими характеристиками тела.......................................................397
7.1.3. Точки акупунктуры как индикаторы соматической энергии.................400
7.1.4. Точки температуры как энергетический индикатор психических
свойств..................................................................................................................402
7.2. Проверка методики диагностики психологических свойств с помощью
регистрации температурных точек.....................................................................403
7.3. Топография и описания психологических температурных точек...................409
7.3.1. Топография психологических температурных точек.............................409
7.3.2. Словесные описания психологических температурных точек..............411
7.4. Методика диагностики психологических свойств путем измерения
температурных точек (на приборе АЦ-9К).......................................................413
7.4.1. Факторы, влияющие на точность замеров температурных точек.........413
7.4.2. Процедура диагностики (на приборе АЦ-9К).........................................413
7.4.3. Обработка результатов...............................................................................415
7.4.4. Интерпретация результатов.......................................................................416
7.4.5. Возможные пути практического использования метода и результатов
диагностики..........................................................................................................416
ЧАСТь III. СИСТЕМНАЯ ДЕТЕКЦИЯ ЛжИ НА ПРИБОРЕ
«АКТИВАЦИОМЕТР».......................................................................................419
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВы СИСТЕМНОЙ
ДЕТЕКЦИИ ЛжИ................................................................................................420
1.1. Теории детекции лжи..........................................................................................420
1.2. Типичные недостатки методов и аппаратуры применительно
к решению проблемы системной детекции лжи..............................................427
1.3. Принципы системной детекции лжи.................................................................432
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СИСТЕМНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛжИ НА ПРИБОРЕ
«АКТИВАЦИОМЕТР»........................................................................................434
2.1. Общие особенности детекции лжи на приборе «Активациометр».................434
2.2. Фоновая диагностика в детекции лжи...............................................................436
2.3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи....................................440
2.4. Процедура контрольной детекции лжи на приборе АЦ-6...............................445
2.5. Процедура контрольной детекции лжи на приборе АЦ-9К............................447
2.6. Обработка и интерпретация результатов...........................................................450
2.7. Практическое использование метода и результатов системной
детекции лжи........................................................................................................456
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................458
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................................460
ПРИЛОжЕНИЕ..........................................................................................................478
11
Стр.11
Горячо любимой жене и соратнику
Цагарелли Елене Борисовне
посвящается
ПредиСЛоВие
Разрабатывая в течение многих лет теорию, методы и аппаратуру для
комплексной психологической диагностики и коррекции, мы задавались
двумя основными вопросами: что целесообразнее диагностировать
(развивать) и как это делать лучше?
Представляя собою единство души (психики) и тела (сомы), человек
является одновременно частью социума. Требование целостного изучения
человека предполагает сочетание психологической, соматической и
социально-психологической диагностики и коррекции. Понимание этого
отвечает на вопросы «что следует диагностировать?» и «что следует
корректировать (развивать)?», однако, лишь в общем плане. Для конкретизации
необходим теоретический инструмент, позволяющий равномерно
заполнять соответствующее информационное поле, т.е. подбирать
частные объекты исследования и коррекции таким образом, чтобы при
целостной диагностике и коррекции человека не оставалось существенных
«белых пятен», а степень внимания к диагностике (коррекции) того
или иного свойства соответствовала степени его важности.
Анализируя вопрос «как лучше диагностировать?», отметим, что в
арсенале методов психологической диагностики и смежных с нею областях
накопилось огромное количество методик. Это положительное
явление имеет и отрицательные стороны. Во-первых, межотраслевая
дифференциация привела к чрезмерному расчленению диагностических
методов и диагностической информации о человеке, нарушая целостное
представление о нем. Во-вторых, практическому психологу, педагогу,
врачу сложно ориентироваться в огромном количестве диагностических
методик (порою противоречивых) и полученных с их помощью
результатов.
Аналогичная ситуация наблюдается и при решении проблемы психологической
коррекции, где, однако, имеются и дополнительные сложности.
Во-первых, практическая психокоррекция должна опираться на
психодиагностику, как на средство определения предмета коррекции и
средство обратной связи. Приступать к коррекции не имея исходных
12
Стр.12