Т.А. ТРИФОНОВА
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Учебное пособие
Казань
Познание
2008
УДК 159.92
ББК 88
Т69
Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
Фукин А.И., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства Института экономики, управления и права
(г. Казань). <...> Пособие может
быть использовано как основное для таких дисциплин, как: «Основы социально-психологического тренинга», «Социально-психологический тренинг
с малыми группами», «Социально-психологический тренинг с большими
группами». <...> В пособии представлены история развития групповых методов, методические средства, основные принципы, механизмы, условия, специфика и
методика проведения психологического тренинга. <...> Изучение основ и методики проведения социально-психологического
тренинга сформирует систему знаний о сущности и специфике проведения
социально-психологического тренинга, освоение практических техник и
выполнение упражнений позволит развить коммуникативную компетентность, необходимую для любого специалиста, взаимодействующего с
людьми. <...> Пособие составлено с использованием материалов книг В.Ю. Большакова, О.В. Евтихова, С.В. Петрушина, Е.В. Сидоренко, рукописи «Методика проведения психологического тренинга» доцента МГУ, кандидата
психологических наук О.Н. Арестовой. <...> Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками современных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у нас
понятием «социально-психологический тренинг». <...> В Т-группах обучали эффективному общению, лидерству, разрешению конфликтных ситуаций, навыкам управления, навыкам совместного принятия решений. <...> Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их
разновидностей, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга. <...> В 60-х гг <...>
Основы_социально-психологического_тренинга_учеб._пособие.pdf
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Т.А. ТРИФОНОВА
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Учебное пособие
Казань
Познание
2008
Стр.1
УДК 159.92
ББК 88
Т69
Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
Фукин А.И., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии
труда и предпринимательства Института экономики, управления и права
(г. Казань).
Устин П.Н., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры
психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного
университета.
Трифонова, Т.А.
Т69 Основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. – Казань:
Познание, 2008. – 184 с.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии труда и предпринимательства.
В
пособии представлены методологические и методические основы
проведения социально-психологического тренинга, упражнения, ролевые,
деловые игры. Данное пособие предназначено для студентов психологических
факультетов, для начинающих свою профессиональную практику психологов,
творческих и ищущих педагогов, для всех желающих овладеть активными
методами обучения, психокоррекции и развития личности.
УДК 159.92
ББК 88
© Трифонова Т.А., 2008
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2008
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ.................................. 6
1.1. История становления групповой работы .................................................. 6
1.2. Основные направления развития групповых методов психологической
работы....................................................................................................................... 7
1.3. Развитие тренингового движения в России............................................ 13
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................................... 16
2.1. Сущность социально-психологического тренинга ................................ 16
2.2. Тренинговая группа как психологическое зеркало................................ 19
2.3. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в
тренинговой группе............................................................................................... 23
2.4. Национальные модели тренинга .............................................................. 24
3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ................... 29
3.1. Понятие групповой динамики.................................................................. 29
3.2. Фазы развития тренинговой группы........................................................ 30
3.3. Распределение ролей, формирование структуры группы ..................... 32
3.4. Проблема лидерства в тренинговой группе............................................ 37
4. СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.............................. 38
4.1. Цели и задачи тренинга............................................................................. 38
4.2. Общие принципы тренинга ...................................................................... 40
4.3. Роль и функции ведущего тренинга ........................................................ 43
4.4. Стиль ведения группы............................................................................... 48
5. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ.................................................................. 51
5.1. Диагностические процедуры.................................................................... 51
5.2. Информирование ....................................................................................... 52
5.3. Психогимнастические упражнения ......................................................... 52
5.4. Ролевые, деловые игры ............................................................................. 53
5.5. Психодраматические приемы................................................................... 55
5.6. Метод фиксированных ролей................................................................... 56
5.7. Дебрифинг .................................................................................................. 58
5.8. Групповая дискуссия................................................................................. 58
5.9. Психогимнастика....................................................................................... 61
5.10. Проективное рисование .......................................................................... 61
5.11. Элементы музыкотерапии....................................................................... 62
5.12. Медитативные техники........................................................................... 63
3
Стр.3
5.13. Домашняя работа......................................................................................63
6. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА ........................64
6.1. Этапы построения содержательной работы в тренинге.........................64
6.2. Подготовка тренинга..................................................................................66
6.3. Формы организации тренинговых занятий .............................................67
6.4. Планирование программы тренинга ........................................................70
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.....................................71
7.1. Мотивирование участников тренинга......................................................71
7.2. Проведение процедуры знакомства .........................................................74
7.3. Работа с ожиданиями.................................................................................74
7.4. Формирование норм и правил в группе...................................................75
7.5. Проведение тренинговых процедур.........................................................77
8. ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ТРЕНИНГЕ............88
8.1. Состояния и составляющие тренинговой группы ..................................88
8.2. Внутригрупповой конфликт в работе тренинговой группы..................92
8.3. Групповые эффекты в тренинговой работе.............................................95
9. ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ, ПОЛЕЗНЫЕ ТРЕНЕРУ....100
9.1. Особенности восприятия человека.........................................................100
9.2. Раппорт и подстройка..............................................................................102
9.3. Вербальные средства воздействия .........................................................105
9.4. Невербальная коммуникация..................................................................109
9.5. Прикладные приемы и техники..............................................................112
10. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ПСИХОТЕХНИКИ......117
10.1. Имитационно-деловые игры на взаимодействие................................118
10.2. Упражнения на командное взаимодействие........................................122
10.3. Упражнения на развитие креативного мышления..............................127
10.4. Упражнения для развития профессиональных навыков ведущего
тренинговой группы............................................................................................130
10.5. Упражнения на развитие рефлексии....................................................131
10.6. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.......................132
10.7. Игры и упражнения по технике ведения деловой беседы .................149
10.8. Примеры тренинговых программ.........................................................152
ТЕСТЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.......................................................................156
ГЛОССАРИЙ......................................................................................................177
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то
сфера образования, бизнес, производственная сфера, органы правопорядка
и службы безопасности, креативные агентства, является проведение социально-психологических
тренингов – современных активных методов обучения.
Практика показывает высокую эффективность тренинговых мероприятий,
а следовательно, значительную потребность организаций в тренинговых
психологических услугах. Очевидно, что профессиональное обучение
психологов должно включать дисциплины, рассматривающие основы
проведения социально-психологических тренингов.
Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся
по специальности 030301.65 «Психология», 050706.65 «Педагогика и психология»,
преподавателей психологических факультетов высших учебных
заведений, творческих педагогов, социальных работников. Пособие может
быть использовано как основное для таких дисциплин, как: «Основы социально-психологического
тренинга», «Социально-психологический тренинг
с малыми группами», «Социально-психологический тренинг с большими
группами». В качестве дополнительной литературы пособие можно рекомендовать
при изучении таких дисциплин, как: «Методы активного социально-психологического
обучения», «Качественные методы психологических
исследований», «Психолого-педагогическая коррекция», «Деловое
общение», «Психологическая служба в образовании».
В пособии представлены история развития групповых методов, методические
средства, основные принципы, механизмы, условия, специфика и
методика проведения психологического тренинга. Также рассматриваются
теоретические вопросы социальной психологии, психологии общения, нейро-лингвистического
программирования. Пособие содержит разделы, в которых
описаны техники, полезные для тренера, упражнения, деловые и ролевые
игры, используемые в тренингах.
Изучение основ и методики проведения социально-психологического
тренинга сформирует систему знаний о сущности и специфике проведения
социально-психологического тренинга, освоение практических техник и
выполнение упражнений позволит развить коммуникативную компетентность,
необходимую для любого специалиста, взаимодействующего с
людьми.
Пособие составлено с использованием материалов книг В.Ю. Большакова,
О.В. Евтихова, С.В. Петрушина, Е.В. Сидоренко, рукописи «Методика
проведения психологического тренинга» доцента МГУ, кандидата
психологических наук О.Н. Арестовой.
5
Стр.5