Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие (80,00 руб.)

0   0
Первый авторТрифонова
ИздательствоПознание
Страниц184
ID208388
АннотацияВ пособии представлены методологические и методические основы проведения социально-психологического тренинга, упражнения, ролевые, деловые игры. Данное пособие предназначено для студентов психологиче- ских факультетов, для начинающих свою профессиональную практику пси- хологов, творческих и ищущих педагогов, для всех желающих овладеть ак- тивными методами обучения, психокоррекции и развития личности.
УДК159.92
ББК88
Трифонова, Т.А. Основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие / Т.А. Трифонова .— Казань : Познание, 2008 .— 184 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208388 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.А. ТРИФОНОВА ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Учебное пособие Казань Познание 2008 УДК 159.92 ББК 88 Т69 Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин Учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Фукин А.И., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства Института экономики, управления и права (г. Казань). <...> Пособие может быть использовано как основное для таких дисциплин, как: «Основы социально-психологического тренинга», «Социально-психологический тренинг с малыми группами», «Социально-психологический тренинг с большими группами». <...> В пособии представлены история развития групповых методов, методические средства, основные принципы, механизмы, условия, специфика и методика проведения психологического тренинга. <...> Изучение основ и методики проведения социально-психологического тренинга сформирует систему знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга, освоение практических техник и выполнение упражнений позволит развить коммуникативную компетентность, необходимую для любого специалиста, взаимодействующего с людьми. <...> Пособие составлено с использованием материалов книг В.Ю. Большакова, О.В. Евтихова, С.В. Петрушина, Е.В. Сидоренко, рукописи «Методика проведения психологического тренинга» доцента МГУ, кандидата психологических наук О.Н. Арестовой. <...> Появившиеся в то время Т-группы (тренинговые группы) стали предшественниками современных видов психологической работы с группами, большинство из которых объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг». <...> В Т-группах обучали эффективному общению, лидерству, разрешению конфликтных ситуаций, навыкам управления, навыкам совместного принятия решений. <...> Дальнейшее развитие Т-групп привело к появлению множества их разновидностей, порой смыкающихся с иными направлениями тренинга. <...> В 60-х гг <...>
Основы_социально-психологического_тренинга_учеб._пособие.pdf
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань) Т.А. ТРИФОНОВА ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Учебное пособие Казань Познание 2008
Стр.1
УДК 159.92 ББК 88 Т69 Печатается по решению Секции психолого-педагогических дисциплин Учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: Фукин А.И., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и предпринимательства Института экономики, управления и права (г. Казань). Устин П.Н., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного университета. Трифонова, Т.А. Т69 Основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. – Казань: Познание, 2008. – 184 с. Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии труда и предпринимательства. В пособии представлены методологические и методические основы проведения социально-психологического тренинга, упражнения, ролевые, деловые игры. Данное пособие предназначено для студентов психологических факультетов, для начинающих свою профессиональную практику психологов, творческих и ищущих педагогов, для всех желающих овладеть активными методами обучения, психокоррекции и развития личности. УДК 159.92 ББК 88 © Трифонова Т.А., 2008 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2008 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ.................................. 6 1.1. История становления групповой работы .................................................. 6 1.2. Основные направления развития групповых методов психологической работы....................................................................................................................... 7 1.3. Развитие тренингового движения в России............................................ 13 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................................... 16 2.1. Сущность социально-психологического тренинга ................................ 16 2.2. Тренинговая группа как психологическое зеркало................................ 19 2.3. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе............................................................................................... 23 2.4. Национальные модели тренинга .............................................................. 24 3. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ................... 29 3.1. Понятие групповой динамики.................................................................. 29 3.2. Фазы развития тренинговой группы........................................................ 30 3.3. Распределение ролей, формирование структуры группы ..................... 32 3.4. Проблема лидерства в тренинговой группе............................................ 37 4. СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА.............................. 38 4.1. Цели и задачи тренинга............................................................................. 38 4.2. Общие принципы тренинга ...................................................................... 40 4.3. Роль и функции ведущего тренинга ........................................................ 43 4.4. Стиль ведения группы............................................................................... 48 5. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ.................................................................. 51 5.1. Диагностические процедуры.................................................................... 51 5.2. Информирование ....................................................................................... 52 5.3. Психогимнастические упражнения ......................................................... 52 5.4. Ролевые, деловые игры ............................................................................. 53 5.5. Психодраматические приемы................................................................... 55 5.6. Метод фиксированных ролей................................................................... 56 5.7. Дебрифинг .................................................................................................. 58 5.8. Групповая дискуссия................................................................................. 58 5.9. Психогимнастика....................................................................................... 61 5.10. Проективное рисование .......................................................................... 61 5.11. Элементы музыкотерапии....................................................................... 62 5.12. Медитативные техники........................................................................... 63 3
Стр.3
5.13. Домашняя работа......................................................................................63 6. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА ........................64 6.1. Этапы построения содержательной работы в тренинге.........................64 6.2. Подготовка тренинга..................................................................................66 6.3. Формы организации тренинговых занятий .............................................67 6.4. Планирование программы тренинга ........................................................70 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.....................................71 7.1. Мотивирование участников тренинга......................................................71 7.2. Проведение процедуры знакомства .........................................................74 7.3. Работа с ожиданиями.................................................................................74 7.4. Формирование норм и правил в группе...................................................75 7.5. Проведение тренинговых процедур.........................................................77 8. ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ТРЕНИНГЕ............88 8.1. Состояния и составляющие тренинговой группы ..................................88 8.2. Внутригрупповой конфликт в работе тренинговой группы..................92 8.3. Групповые эффекты в тренинговой работе.............................................95 9. ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ, ПОЛЕЗНЫЕ ТРЕНЕРУ....100 9.1. Особенности восприятия человека.........................................................100 9.2. Раппорт и подстройка..............................................................................102 9.3. Вербальные средства воздействия .........................................................105 9.4. Невербальная коммуникация..................................................................109 9.5. Прикладные приемы и техники..............................................................112 10. ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ПСИХОТЕХНИКИ......117 10.1. Имитационно-деловые игры на взаимодействие................................118 10.2. Упражнения на командное взаимодействие........................................122 10.3. Упражнения на развитие креативного мышления..............................127 10.4. Упражнения для развития профессиональных навыков ведущего тренинговой группы............................................................................................130 10.5. Упражнения на развитие рефлексии....................................................131 10.6. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.......................132 10.7. Игры и упражнения по технике ведения деловой беседы .................149 10.8. Примеры тренинговых программ.........................................................152 ТЕСТЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.......................................................................156 ГЛОССАРИЙ......................................................................................................177 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, бизнес, производственная сфера, органы правопорядка и службы безопасности, креативные агентства, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Практика показывает высокую эффективность тренинговых мероприятий, а следовательно, значительную потребность организаций в тренинговых психологических услугах. Очевидно, что профессиональное обучение психологов должно включать дисциплины, рассматривающие основы проведения социально-психологических тренингов. Данное учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология», 050706.65 «Педагогика и психология», преподавателей психологических факультетов высших учебных заведений, творческих педагогов, социальных работников. Пособие может быть использовано как основное для таких дисциплин, как: «Основы социально-психологического тренинга», «Социально-психологический тренинг с малыми группами», «Социально-психологический тренинг с большими группами». В качестве дополнительной литературы пособие можно рекомендовать при изучении таких дисциплин, как: «Методы активного социально-психологического обучения», «Качественные методы психологических исследований», «Психолого-педагогическая коррекция», «Деловое общение», «Психологическая служба в образовании». В пособии представлены история развития групповых методов, методические средства, основные принципы, механизмы, условия, специфика и методика проведения психологического тренинга. Также рассматриваются теоретические вопросы социальной психологии, психологии общения, нейро-лингвистического программирования. Пособие содержит разделы, в которых описаны техники, полезные для тренера, упражнения, деловые и ролевые игры, используемые в тренингах. Изучение основ и методики проведения социально-психологического тренинга сформирует систему знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга, освоение практических техник и выполнение упражнений позволит развить коммуникативную компетентность, необходимую для любого специалиста, взаимодействующего с людьми. Пособие составлено с использованием материалов книг В.Ю. Большакова, О.В. Евтихова, С.В. Петрушина, Е.В. Сидоренко, рукописи «Методика проведения психологического тренинга» доцента МГУ, кандидата психологических наук О.Н. Арестовой. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ