Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Моногорода: проблемы и перспективы развития (100,00 руб.)

0   0
Авторы Тимирясов В. Г.
ИздательствоПознание
Страниц220
ID208332
АннотацияВ представленной монографии рассматриваются основные проблемы функциониро- вания моногородов, которые в условиях экономического кризиса приобрели стратегичес- кое значение для экономики России. В научном исследовании, на примере г. Набережные Челны, определяются основные факторы, влияющие на устойчивое социально-эконо- мическое развитие моногородов. Авторами дается характеристика кризисных явлений и обосновываются предложения, направленные на совершенствование экономического ме- ханизма развития моногородов в современных условиях
Кому рекомендованодля широкого круга читателей, интересующихся вопросами социаль- но-экономического развития моногородов.
ISBN978-5-8399-0363-0
УДК332.12
ББК65.042
Моногорода: проблемы и перспективы развития / ред. В. Г. Тимирясов .— Казань : Познание, 2011 .— 220 с. — ISBN 978-5-8399-0363-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/208332 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8399-0363-0 В представленной монографии рассматриваются основные проблемы функционирования моногородов, которые в условиях экономического кризиса приобрели стратегическое значение для экономики России. <...> В научном исследовании, на примере г. Набережные Челны, определяются основные факторы, влияющие на устойчивое социально-экономическое развитие моногородов. <...> ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ���������� 38 <...> Все монопрофильные города сталкиваются с проблемами разной сложности и требуют разной степени государственного вмешательства: от мониторинга состояния городов и поселений, где кризис существенно не затронул деятельность предприятий и положение стабильное (нефтегазовая, атомная промышленность), до содействия в модернизации производства с участием государственных банков, переориентации экономически нецелесообразных предприятий, а также создания федеральных целевых программ и даже расселения некоторых населенных пунктов. <...> Более того, существующий набор уже реализованных решений позволяет, при желании, организовать высокоэффективное взаимодействие владельцев градообразующих предприятий в интересах не только выживания, но поступательного развития города. <...> Градообразующие предприятия нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором они расположены, и без учета социальноэкономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. <...> Большинство градообразующих предприятий моногородов способны на модернизацию, необходимо создать благоприятные внешние и внутренние условия для этого процесса, разработать адекватную стратегию их развития. <...> Моногород – это город, в котором подавляющая часть населения работает на одном (реже двух-трех) крупном предприятии. <...> Действующая нормативная правовая база РФ содержит различные положения, закрепляющие понятие «монотерритория». <...> Понятие <...>
Моногорода_проблемы_и_перспективы_развития.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Моногорода: проблемы и перспективы развития Под редакцией В.Г. Тимирясова Казань Познание 2011
Стр.1
УДК 332.12 ББК 65.042 М77 Печатается по решению редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Научные редакторы: М.А. Бухараева, канд. ист. наук, доцент; Г.Н. Белицкая, канд. экон. наук, доцент; Д.А. Сергеев, канд. экон. наук, доцент Руководитель авторского коллектива В.Г. Тимирясов, д-р экономики, профессор Авторский коллектив: И.Ш. Давыдова, канд. экон. наук, доцент, 1.1; А.М. Малышкина, ст. преп., 1.2; Р.А. Бурганов, д-р экон. наук, профессор, 1.3; Л.Н. Сафиуллин, д-р экон. наук, профессор, 1.4; Л.А. Медведева, доцент, С.В. Титова, канд. пед. наук, доцент, 2.1; Л.М. Белозерова, ст. преп., 2.2; Т.Н. Чернышева, канд. геогр.наук, доцент, Е.В. Шамова, ст. преп., 2.3; А.Ф. Зиятдинов, канд. экон. наук, доцент, 2.4; Г.Ф. Муртазина, канд. экон. наук, доцент, 3.1; Р.В. Спеваков, канд. экон. наук, ст. преп., 3.2; А.Ф. Зиятдинов, канд. экон. наук, доцент, 3.3; А.Н. Задворнов, канд. филос. наук, доцент, 3.4; С.В. Полторыхина, канд. экон. наук, доцент, 3.5 М77 Моногорода: проблемы и перспективы развития / И.Ш. Давыдова, А.М. Малышкина и др.; под ред. В.Г. Тимирясова. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 220 с. ISBN 978-5-8399-0363-0 В представленной монографии рассматриваются основные проблемы функционирования моногородов, которые в условиях экономического кризиса приобрели стратегическое значение для экономики России. В научном исследовании, на примере г. Набережные Челны, определяются основные факторы, влияющие на устойчивое социально-экономическое развитие моногородов. Авторами дается характеристика кризисных явлений и обосновываются предложения, направленные на совершенствование экономического механизма развития моногородов в современных условиях. Предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами социально-экономического развития моногородов. УДК 332.12 ББК 65.042 ISBN 978-5-8399-0363-0 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2011 © Коллектив авторов, 2011
Стр.2
Оглавление ПреДислОвие .............................................................................................. 4 глава 1. МОнОгОрОДа и их рОль в эКОнОМичесКОМ развитии страны ...................................................................................... 6 1.1. Сущностная характеристика и история возникновения моногородов .................................................................................................. 6 1.2. Предприятия как основа формирования монопрофильных городов .........................................................................................................11 1.3. Роль и место монотерриторий в социально-экономическом развитии субъектов РФ .............................................................................. 17 1.4. Государственное регулирование экономики моногородов .............. 28 глава 2. влиЯние ФинансОвО-эКОнОМичесКОгО Кризиса на сОстОЯние и развитие МОнОгОрОДОв .......... 38 2.1. Роль ОАО «КамАЗ» в развитии инфраструктуры города ................ 38 2.2. Оценка экономических и финансовых показателей ОАО «КамАЗ» как градообразующего предприятия .............................. 71 2.3. Особенности рынка труда моногорода ............................................. 83 2.4. Состояние и проблемы формирования бюджета монотерритории ...................................................................................... 108 глава 3. сОвершенствОвание эКОнОМичесКОгО МеханизМа развитиЯ МОнОгОрОДОв в сОвреМенных УслОвиЯх ............................................................ 130 3.1. Диверсификация производства и направления развития малого и среднего бизнеса монотерритории ......................................... 130 3.2. Активизация инновационного и инвестиционного потенциала моногорода ........................................................................... 151 3.3. Укрепление финансовой базы монопрофильного города ............. 161 3.4. Повышение эффективности государственного и муниципального управления монотерриторией ................................ 183 3.5. Социальное партнерство власти и бизнеса в повышении качества жизни населения в моногородах ............................................. 206 ПрилОжение ........................................................................................... 219 3
Стр.3
ПреДислОвие Монопрофильные города – весьма уязвимая категория населенных мест, систематически находящаяся в зоне риска в силу односторонне развитой и преимущественно отсталой экономической базы. Такие города обладают слабой устойчивостью в обычных условиях и первыми теряют «равновесие» при наступлении кризисной ситуации в социально-экономическом развитии страны. Все монопрофильные города сталкиваются с проблемами разной сложности и требуют разной степени государственного вмешательства: от мониторинга состояния городов и поселений, где кризис существенно не затронул деятельность предприятий и положение стабильное (нефтегазовая, атомная промышленность), до содействия в модернизации производства с участием государственных банков, переориентации экономически нецелесообразных предприятий, а также создания федеральных целевых программ и даже расселения некоторых населенных пунктов. Таким образом, спасением для городов с монопрофильной экономикой должна стать организация новых эффективных, в том числе высокотехнологичных, производств. Проблемы монопрофильных городов, как правило, не могут иметь простых решений. При этом неприемлем общий негативный подход ко всей совокупности монопрофильных городов или единые рецепты их возможного развития, не учитывающие масштабность явления, разнообразие специализации, особенности генезиса, планировочные и региональные условия и – особенно – жизненно важные интересы населения. В связи с этим нуждается в критическом осмыслении сложившаяся практика решения сложных социально-экономических проблем развития регионов и особенно городов, вынуждающая ориентироваться, прежде всего, на централизованные методы и источники финансирования. Это, в определенной мере, напоминает прежние подходы, когда решение общегосударственных задач по индустриализации страны требовало концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов в центральных органах власти. Представляется важным оценить влияние сложившихся подходов в общей системе управления на возможность своевременного и результативного решения социально-экономических проблем развития регионов и городов. Необходимо проведение анализа типологизации проблем моногородов и совместной работы местных властей регионального уровня, инвесторов 4
Стр.4
и федеральных органов. Кроме того, одним из существенных вопросов является определение места и роли монопрофильных городов в различных регионах страны. Одной из основных причин негативного социально-экономического положения значительной части регионов, городов и других муниципальных образований является недостаточный уровень взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления в процессе разработки планов и прогнозов на разные временные периоды. Проблема российских моногородов возникла не сейчас. Опыт развития экономики России уже дает реальные возможности для решения этой проблемы. И решение вполне возможно, если оно будет осуществляться на основе учета реальных интересов населения, бизнеса и исполнительной власти города. Более того, существующий набор уже реализованных решений позволяет, при желании, организовать высокоэффективное взаимодействие владельцев градообразующих предприятий в интересах не только выживания, но поступательного развития города. Авторами предложены основные направления совершенствования экономического механизма развития моногородов в современных условиях на основе диверсификации производства и развития малого бизнеса, активизации инновационного и инвестиционного потенциала, повышения эффективности государственного и муниципального управления монотерриторией, а также повышения социальной ответственности власти и бизнеса. Градообразующие предприятия нельзя рассматривать в отрыве от того населенного пункта, в котором они расположены, и без учета социальноэкономического положения, дальнейших судеб и возможного поведения людей, в нем проживающих. Поэтому, говоря о проблеме реструктуризации таких предприятий, нужно параллельно анализировать возможность реструктуризации и моногорода в целом. Большинство градообразующих предприятий моногородов способны на модернизацию, необходимо создать благоприятные внешние и внутренние условия для этого процесса, разработать адекватную стратегию их развития. В этой связи монография, подготовленная коллективом исследователей Института экономики, управления и права (г. Казань), должна оказать существенную помощь в решении данной проблемы. Р.И. Хикматов, кандидат экономических наук, доцент 5
Стр.5