Книжное обозрение
2
Юбилей в Простоквашине
Свое семидесятипятилетие 22 декабря 2012
года отметил самый-самый детский писатель
– Эдуард Успенский. Автор Чебурашки
и крокодила Гены, кота Матроскина и Дяди
Федора, Успенский давно стал классиком,
хотя, по собственному признанию, в детскую
литературу попал случайно. Начинал он как
юморист: выпустил несколько юмористических
книг, печатал фельетоны в «Литературной
газете», но одновременно писал сценарии
для мультфильмов. Поскольку сценарии пользовались
популярностью и приносили гонорары,
а фельетоны все чаще запрещались,
Эдуард Николаевич скоро полностью ушел в
детскую литературу. За сценариями последовали
книги, пьесы и даже сборник стихов. В
шестидесятые появились написанные в соавторстве
с Романом Качановым книги и мультфильмы
про Чебурашку и крокодила Гену,
а в семидесятые-восьмидесятые – история о
троих в Простоквашине. На Успенского обрушилась
заслуженная слава. Сегодня произведения
Успенского переведены более чем на 25
языков, книги выходили в Финляндии, Голландии,
Франции, Японии, США. В 2010 году
писателю была присуждена премия имени
Корнея Чуковского в главной номинации «За
выдающиеся творческие достижения в отечественной
детской литературе».
Книжное Рождество
С 4 по 14 января 2013 года в книжном магазине
«Библио-Глобус» в Москве пройдет Рождественский
книжный фестиваль. В течение
десяти дней книги, музыкальные записи,
игры, обучающие программы можно будет
купить со скидкой 20%. Кроме того, магазин
приготовил радостную рождественскую
программу праздников и развлечений для
детей и подростков. И, конечно, как принято
в новогодние праздники, «Библио-Глобус»
будет дарить много подарков. С 4 по 6 января
издательство «Время» будет проводить акцию
«Новогодние поздравления Деда Мороза» с
увлекательными конкурсами, викторинами,
призами и подарками. В субботу 5 января вас
ожидает праздник от детского книжного клуба
«Библиоша»: рождественская елка, литературная
программа «В поисках Синей Птицы» и
творческая мастерская «Расчудесные чудеса».
В воскресенье 6 января издательство «Время»
и Молодежный книжный клуб «Литературногеографические
путешествия по странам и
континентам» проведет квест-игру «Правдивая
история Деда Мороза». 12 января детский
книжный клуб «Библиоша» проведет мероприятия:
«Планета праздников. День заповедников
и национальных парков», литературные
чтения к 130-летию А.Н. Толстого и
творческую мастерскую «Расчудесные чудеса».
Вход для детей и их родителей свободный.
А вот какая ожидается рождественская программа
для взрослых: 8 и 10 января состоятся
заседания философского клуба, ведущим
выступит к.ф.н. С.А. Шаракшанэ. 9 января
пройдет встреча краеведческого клуба – вести
будет С.И. Савинков. 11 января соберется клуб
«Oxford», чтобы обсудить проблему правильного
выбора учебника для сдачи ЕГЭ и ГИА.
неформат года
Правительство награждает
Литературовед, библиофил и историк провинциальной культуры Олег Ласунский 22 декабря
2012 года стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
На соискание премии Олега Ласунского выдвинуло Федеральное агентство по печати
и массовым коммуникациям при поддержке НП «Национальный союз библиофилов».
Премия присуждена Ласунскому за издание «Власть книги. Рассказы о книгах и книжниках».
Руководитель Роспечати и председатель НСБ Михаил Сеславинский назвал выдержавшую
несколько переизданий книгу культовой. «Это гимн отечественной книжной культуре
и самой просветительской деятельности талантливого ученого, благородно передавшего свое
уникальное собрание воронежским государственным библиотекам», – подчеркнул глава Роспечати
в поздравительной телеграмме. Олег Ласунский известен также работой «Литературная
прогулка по Воронежу», исследованиями об И. Никитине, А. Кольцове, О. Мандельштаме,
библиографическими работами и изысканиями.
Среди других лауреатов премии – поэт Юрий Кублановский, писатели Борис Евсеев,
Юрий Кублановский, Юрий Мамлеев, Роман Сенчин, Михаил Яснов и другие – всего 25
человек. Премия правительства в области культуры присуждается за «наиболее талантливые
произведения в области литературы, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального,
театрального, циркового и аудиовизуального искусства, архитектуры и дизайна, за выдающуюся
просветительскую деятельность в сфере культуры, а также за создание для детей и юношества
наиболее талантливых творческих проектов и произведений».
Отряд октябрят
В Москве 25 декабря 2012 года в театре «Эрмитаж» старейший литературный «толстый»
журнал «Октябрь» наградил своих лауреатов. Премию получили: публицист, телеведущий
Александр Архангельский за роман «Герой второго уровня»; лауреат «Русского Букера»
Андрей Дмитриев за роман «Крестьянин и тинэйджер» – он впервые был опубликован
именно в журнале «Октябрь»; филолог, профессор РГГУ Дмитрий Бак за рубрику «Сто
поэтов начала столетия», а также поэт Мария Ватутина, писатель Николай Климонтович,
романист-фантаст Михаил Успенский, литературный обозреватель Дмитрий Харитонов.
Награды за лучший дебют удостоились сценарист Инга Киркиж, успешно попробовавшая
свои силы в прозе, и Евгений Бабушкин, победитель премии «Дебют» этого года в номинации
«Малая проза».
Работа мастера
Гильдия «Мастера литературного перевода» объявила лауреатов переводческой премии
“Мастер” 2012 года. В номинации «Проза» победил Виктор Голышев — были отмечены
его переводы книг Сьюзан Сонтаг «О фотографии» (вышла в издательстве «Ad Marginem»)
и Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» (издательство «АСТ, Астрель»).
В номинации «Поэзия» лауреатом стал Евгений Солонович за перевод «Римских сонетов»
Джузеппе Джоакино Белли (вышла в «Новом издательстве»).
Номинантов на премию выдвигают члены Гильдии «Мастера литературного перевода»,
издатели, ориентированные на публикацию интеллектуальных книг, и критики. В 2012
году в обеих номинациях была выдвинута 61 переводческая работа. Лауреатами премии
«Мастер» в разные годы были Анатолий Гелескул, Александр Ревич, Елена Суриц, Михаил
Яснов, Александр Ливергант, Елена Баевская, Григорий Кружков, Александр Богдановский,
Марина Бородицкая, Любовь Горлина, Наталья Шаховская, Нина Федорова и
Ольга Седакова.
Издания, отрецензированные в номере
Административно-территориальное деление
Вятской губернии. 1905 год. . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Благовещение: Хроники спасённого
иконостаса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Веркин Э. Облачный полк . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Гамаюнов И. Жасминовый дым . . . . . . . . . . . . 10
Гаспарян А. Генерал Скоблин. Легенда
советской Разведки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Диккенс Ч. Рождественская елка. . . . . . . . . . . 24
Домаль Р. Великий запой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Егоров А. Разгром Деникина . . . . . . . . . . . . . . . 15
Караваев Д. 1812. Герои экранного эпоса.
7
1
Составленная Михаилом Сеславинским
энциклопедия «тамиздата»
не задумывались как некий канонический
список. Задача издания
– «широкими мазками продемонстрировать
все богатство красок и оттенков в этой
фантастической палитре авторов и их произведений».
И мозаика действительно
впечатляет.
Исторические персоны эпохи Отечественной
войны 1812 года на кино- и телеэкране. . . . . . 15
Литвиновы А. и С. Несвятое семейство. . . . . 15
Матонин Е. Иосип Броз Тито . . . . . . . . . . . . . . . 15
Прасолов В. Вангол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Рапопорт А. От Пскова до Архангельска. . . . 15
Руи Санчес А. Тайные сады Могадора . . . . . 10
Семёнова М., Разумовский Ф. Парадокс
Ферми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Тодд Ч. Одинокая смерть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Чернова А. Самолет пролетел . . . . . . . . . . . . . . 10
2
ТамИздат: 100 избранных
книг / Сост., вступ. ст.
М. Сеславинского.
М.: Русский путь, 2012.
– 520 с.: ил.
Как часто нам говорят: «Не волнуйтесь!»,
а Гэвин Претор-Пинни – журналист,
автор «Занимательного облаковедения»
– теперь решил исследовать
и этот вопрос. И снова сделал это досконально:
написал удивительную книгу о нашем
вечно взволнованном мире. Оказывается,
только на них он и держится:
на звуковых, морских,
экономических, световых и
мозговых.
Претор-Пинни Г.
Занимательное
волноведение: Волнения и
колебания вокруг нас / Пер.
с англ. О.Дементиевской.
М.: Гаятри/Livebook, 2012. – 416 с.
#26 (2350)
новости
Молитва оттепели
В Государственном литературном музее в
Москве проходит выставка «Тогда, в шестидесятые...
(Опыт «оттепели»)», которая продлится
до 15 мая 2013 года. Идея родилась благодаря
одному наблюдению: начиная с 2012 года
следует череда юбилеев для многих писателей
и поэтов, которые начали свой творческий
путь в 1960-е годы. Экспозиция, размещенная
в пяти залах, не ограничена коллекцией
фондов Государственного литературного
музея, пусть и одной из самых больших в России:
здесь представлены также материалы из
Международного Мемориала, Центрального
музея кино, Госфильмофонда России, ГКЦМ
В.С. Высоцкого, московского театра «Современник»,
Московского театра на Таганке,
Государственного академического театра им.
Евг. Вахтангова, Санкт-Петербургского государственного
академического театра, Театра
комедии им. Н.П. Акимова, Большого драматического
театра им. Г.А. Товстоногова, из
документальных фильмов и семейных архивов
писателей и коллекционеров. Это самая масштабная
выставка, посвященная тому времени,
когда поэзия вдруг встрепенулась и снова
зажила полной жизнью. Ахмадулина, Вознесенский,
Слуцкий, Евтушенко, Бродский,
Высоцкий, Новелла Матвеева — молодые лица
смотрят на нас с трепетных черно-белых фотографий
в залах Литературного музея. Приехавший
тогда в Россию Сартр сказал: «Наверное,
поэзия – это то, во что обратилась молитва
русского человека», ведь расцвет поэзии пришелся
на хрущевские гонения церкви. Не
только бумажные свидетельства представлены
здесь, но и предметы обстановки — редакций
журналов «Юность» и «Новый мир», а, главное,
тесных московских кухонь, где рождалась
поэтическая — и настоящая — свобода с ее
самиздатами, фотографиями Хэма и, наконец,
чемоданами, поездами и самолетами. Это уже
чуть позже, ближе к новым «холодам».
Дело Платонова
К июню 2013 года готовится издание книгиальбома
«Андрей Платонов. Личное дело»,
где будут впервые собраны уникальные материалы
— документы и фотографии воронежского
периода жизни и творчества писателя.
Подготовка книги именно к июню обусловлена
тем, что именно в это время в Воронеже
откроется большая выставка под эгидой третьего
Платоновского фестиваля и московского
Политехнического музея. Редактор книги
— член попечительского совета Платоновского
фестиваля, завотделом новейшей русской
литературы и литературы русского зарубежья
ИМЛИ, ведущий платоновед Наталья Корниенко.
Обширные материалы, среди которых
автобиографии, прошения, доклады, газетные
и журнальные публикации, чертежи, деловая
переписка, патенты на изобретения, были
собраны в фондах Отдела рукописей Института
мировой литературы РАН и Российского
государственного архива литературы и искусства,
а также ряда документохранилищ Воронежской
области. Большая часть будет опубликована
впервые и откроет жизнь знаменитого
прозаика с малоизвестной стороны. .
3
Аркадий Ипполитов много лет является
хранителем кабинета итальянской
гравюры в Государственном
Эрмитаже, но это не значит, что все
его комментарии похожи на примечания,
которые в толстых наукообразных книгах
обычно набирают мелким шрифтом. В музеях
вещи часто пылятся, а
здесь они поют и танцуют
– как чашки, блюдца
и ложечки в диснеевской
«Золушке».
Ипполитов А.
Особенно Ломбардия:
Образы Италии XXI.
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012.
– 368 с., ил.
Стр.2
Книжное обозрение
#26 (2350)
Сальная свеча
Окончание 2012-го года ознаменовалось не только несостоявшимся столкновением с планетой Нибиру, но и
настоящим предрождественским чудом. Этой зимой читателям представили, возможно, самую первую сказку Ганса
Христиана Андерсена. Напомним: последний раз неизвестные произведения писателя удалось обнаружить в середине
1920-х годов, тогда преподаватель Ханс Брикс заявил о находке мемуаров сказочника.
Шестистраничный документ, повествующий о жизненном пути Сальной Свечи, случайно обнаружили еще осенью,
в национальном архиве Дании, среди бумаг, принадлежавших состоятельным семьям Оденсе – родного города
писателя. Подлинность рукописи подтвердил ведущий специалист по творчеству Ганса Христиана Андерсена в Дании
Эйнар Стиг Аскгаард. «Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая
сказка Андерсена, с другой – потому, что она показывает, что он интересовался сказками еще в юном возрасте, до того
как стал писателем», – заявил эксперт. По мнению специалистов, Андерсон сочинил «Сальную Свечу», еще будучи
восемнадцатилетним гимназистом, за семь лет до своего литературного дебюта. Однако в этой маленькой, очень
простой и наивной притче более чем явственно видны очертания завораживающего сказочного мира, который еще
предстояло выстроить великому датчанину, – мира очаровательно живых, глубоко мыслящих и тонко чувствующих
вещей, переживающих приключения, которые и людям-то выпадают не часто. Мира, в котором любовь и философия
таятся в самых незамысловатых бытийных малостях.
Мы решили, что «Сальная Свеча» будет отличным новогодним поздравлением для наших читателей – ведь повествует
эта история о старом и новом, о поисках смыла и возрождении и главное – об обретении счастья. С новым годом
– пусть в вашей жизни всегда будет место неожиданным сказкам! Пусть каждый из вас найдет свое огниво – и,
разумеется, пусть в этом вам помогут хорошие книги!
од котлом разгорелся огонь – и там
зашипело, заскворчало. То была
колыбель Сальной Свечи – и вот из
разогретого котла вышла безупречная свечка.
Была она крепкая, ослепительно белая,
тонкая и так славно отлитая, что любому,
кто на нее смотрел, казалась она обещанием
светлого радостного будущего –и все, кто
на нее смотрели, верили, что, обещание это
обязательно сбудется.
П
Овца – славная маленькая овечка – была
свече матерью, а котел – отцом. От матери
достались ей блестящее белое тело и лишь
смутные догадки о том, что ждет ее впереди,
зато от отца – тоска по огню, что однажды
озарит ее, проникнув в самую ее сердцевину.
Так
свеча появилась на свет – и с самыми
радостными предчувствиями бросилась
в объятия жизни. Много, много странных
созданий встретилось ей, стремящейся
узнать мир и – кто знает? – может быть,
найти свое предназначение. Но она слишком
доверилась миру, который был озабочен
лишь самим собой, а вовсе не судьбой Сальной
Свечи. Мир не понял, сколь ценна была
свеча, а посему решил использовать ее для
своей выгоды. Свечу неправильно держали:
черные пальцы оставляли все больше и больше
пятен на ее изначальной белой невинности
– и вот невинность померкла, вся
покрылась грязью окружающего мира, подступившего
к ней совсем близко – гораздо
ближе, чем может выдержать свеча. Она уже
не понимала, где чисто, а где сажа – хотя
внутри оставалась неоскверненной, какой и
была самого начала.
Ее лживые друзья поняли, что до этой
чистой сердцевины им не добраться и в
ярости выбросили свечу – она больше не
могла им пригодиться.
Мерзкая корка отпугивала от свечи хороших
людей – боясь измазаться сажей, они
держались подальше.
И вот бедная Сальная Свеча осталась совсем
одна, всеми покинутая, не зная, что ей
делать. Добрые люди отвергли ее, и теперь
она понимала, что была лишь орудием в
руках людей скверных. Свече было невероятно
грустно, ведь она так плохо прожила
свою жизнь – похоже, она просто измарала
все хорошее вокруг себя. Она не могла
постичь, для чего была создана, в чем было
ее предназначение, зачем появилась она на
земле – может быть, чтобы погубить себя и
других?
Чем дольше и усердней она размышляла,
тем тоскливей ей становилось, и не видела
она ничего хорошего внутри себя, никакого
смысла в своей жизни, никакой цели в своем
существовании. Как будто сажа не только
покрыла ее тело, но и застила ей глаза.
Но вот она повстречала маленький язычок
пламени – это было огниво. Огниво
знало свечу лучше, чем она сама знала себя.
Ясным взглядом посмотрело оно прямо
сквозь грязную корку – и увидело, как хороша
свеча. Огниво пододвинулось ближе, и
сияющая надежда охватила свечу – она загорелась,
и сердце ее растаяло.
Пламя ее было подобно торжественному
свадебному факелу. Светлое, яркое, оно
взметнулось вверх и озарило дорогу для всех,
кто был вокруг и теперь мог отправиться на
поиски истины, озаряя свечой свой путь.
Свеча была достаточно крепкой, чтобы
питать пламя. Капля воска, а за ней – другая,
покатились вниз, подобно семенам новой
жизни – большие, круглые – и под ними
исчезла старая сажа.
То были плоды бракосочетания не только
плоти, но и духа
Так Сальная Свеча обрела свое предназначение
– и светила еще долгие годы, на
радость себе и всем вокруг.
4
Придворная такса Табакерк Двадцать
Седьмой и дворняга Рыжий, что
живут при Государственном Русском
музее Санкт-Петербурга, и есть рассказчики
этой истории – настоящей истории
искусства, от древнейших времен до
наших дней, в которой не то что собакам
– даже искусствоведу и
куратору, заведующему
отделом Новейших
течений не так-то просто
разобраться.
Боровский А.
История искусства для
собак; Худ. О. Тобрелутс.
М.: Амфора, 2012. – 128 с.
5
Интересная альтернатива глянцевому
ретро а ля «Намедни».
Четырнадцать авторов вспомнили
советскую эпоху – и создали
полифоническую книгу-музей, где равную
ценность имеют такие экспонаты, как
Винил, Пофигизм, Дефицит, Будущее,
Нефасованные товары,
Смерть генсеков и «Эта
страна».
Vita Sovietica.
Неакадемический словарьинвентарь
советской
цивилизации / Под ред.
А.Лебедева.
М.: Август, 2012. – 296 с.
6
Хитроумный философ Жорж Перек
последовательно объясняет, что
такое спальня, гостиная, квартира,
дом, улица…. Проще говоря, тестирует
реальность на предмет ее истинной
функциональности, а не привычного нам
житейского удобства. И открывает тем самым
подлинную суть знакомых с
детства пространств.
7
Перек Ж.
Просто пространства:
Дневник пользователя /
Пер. с фр. В.Кислова.
СПб.: Издательство Ивана Лимбаха,
2012. – 152 с.
Александр Кабаков рассказывает о
«Победе», «Кадиллаке», «Волге» ГАЗ22
с оленем, «ушастом» «Запорожце»
и «Роллс-Ройсе», в котором можно
сидеть, не снимая цилиндра. Это не очерки
об истории машиностроения, а скорее,
своеобразный сборник эссе о машинах как
о культурных символах.
ханс
кристиан андерсен
3
сказка
Ханс Кристиан Андерсен
Кабаков А.
Проехали: Машины
прошлого века
в воспоминаниях
и картинках.
М.: Астрель, 2012. – 156 с.
Стр.3